«Правописание слов с разделительным мягким знаком». 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Задачи:

образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;

развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;

воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;

социальные: формировать умение работать в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.

Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.

Оборудование: презентация, опорные схемы.

Категория детей: 2 класс.

Ожидаемый результат:

- высказывать собственные суждения;

- критически относиться к мнениям других;

- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;

- повышение активности на уроках;

- улучшение результатов обучения.

Этапы урока Ход урока Методические комментарии
I. Орг.момент - Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы, которая записана Слайд №1. Презентация

“Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости”. Как вы ее понимаете?

- Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

Откройте тетради. Запишите число, классная работа.

- Прежде чем, начать работать по теме урока, скажите, с чего мы начинаем урок русского языка?

Дети: Узнаем что-то новое.

 

 

Дети: С чистописания

II. Актуализация знаний.

1. Минутка чистописания

- Чтобы узнать, с какой буквой мы будем работать во время минутки чистописания, послушайте загадку.

Слайд №2

Что за буква, кто узнает:
Звука не обозначает,
Может только показать,
Как согласную читать.

- О какой букве идет речь? (Мягкий знак)

- А теперь давайте произведем анализ данной буквы.

- Из скольких элементов состоит эта буква? Какие это элементы?

- А сейчас записываем в тетрадь (начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вниз).

Повторение правила посадки, положения тетради при письме
III. Словарная работа.

 

Слайд №3

Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.

К…ньки, т...традь, мальч…к, м…рковь, п...льто, м…дведь, уч..т..льница, м..тель, сн..гирь, к..ньки.

Проверка.

- Кроме того, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом.

Отгадайте о ком идет речь.

Джунгли – дом ее родной,
Там свобода и покой.
Там любимые бананы,
И кругом растут лианы.

Слайд №4

- Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы.

-Что объединяет все слова? (Ь знак)

- На какие 2 группы можно разделить эти слова?

(Ь знак в конце, в середине).

- Сколько звуков и букв в слове коньки?

(5 звуков и 6 букв)

- Сколько звуков и букв в слове пальто?

(5 звуков и 6 букв)

- А почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает)

- Какую роль играет ь знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука)

- Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие?

- Хотите узнать?

- Ну, тогда за работу!

 

 

 

Дети: Обезьяна

IV. Актуализация знаний. Постановка проблемы. Слайд №5

Но прежде рассмотрим следующие пословицы: (записано на доске)

1. Здоров будешь - все добудешь.

2. Чистота - залог здоровья.

3. Где здоровье, там и красота.

- О чем все эти пословицы?

А как вы понимаете слова: "Моё здоровье в моих руках!"

- Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни.

Физминутка

- Какое слово повторяется во всех предложениях? (Здоровье)

- Какую роль играет ь в этом слове?

- Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (Разделительный ь)

- Какая проблема стоит перед нами? Что должны узнать на уроке? (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Узнать какую роль играет мягкий знак в словах.)

Чтобы наша работа была продуктивной, давайте спланируем нашу деятельность.

Перед Вами лежат пункты из плана, но у них нарушена последовательность, попробуйте восстановить план.

План.

- Исследование (сравнить слова - мягкий знак показатель мягкости, разделительный мягкий знак.

- Закрепление (отработка знаний).

- Узнать, когда в словах пишется мягкий знак.

- Вывод (составление правила).

Ну, а теперь, когда у нас есть план, мы двигаемся дальше.

Развитие речи, мышления детей.

Осознание значимости заботы о своем здоровье.

 

 

Создание проблемной ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала.

Дети сами формулируют тему урока и ставят цели, планируют деятельность (план).

V. Введение в тему. Постановка проблемы. Слайд №6

- Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило.

(На доске или на слайде)

коньки шитьё

пеньки деревья

деньки счастье

крыльцо вьюга

- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь).

- По какому принципу я разделила слова в столбики?

- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали? (1)

- А с разделительным ь? (2)

Прочитаем слова 2 столбика.

- Послушайте, как звучат эти слова.

- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)

- Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (Йа, йо…)

- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (Мягкий знак- разделительный)

- Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь?

- А для этого мы запишем слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами.

Постановка проблемы.
VI. Открытие нового знания. - Итак, что получилось?

- Что дала проверка?

Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга.

- Подумайте сейчас и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах.

(Разделительный мягкий знак пишется после_____________,

перед гласными________).

Слайд №7

- Давайте проверим наше открытие.

(Дети читают правило с. 32).

- Итак, кто же ответит на наш вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак?

- Молодцы!

(Детям раздается опорная схема-памятка)

Дети составляют в парах правило.
Физминутка
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Узнав, новое о мягком знаке, мы сможем выполнить различные упражнения.

Упр. 51.

Сделаем вывод. Итак, когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак)

 
VIII.Закрепление материала Упр.53.

- Какое словарное слово встретилось в упражнении?

Какою роль играет в этом слове мягкий знак?

- Ребята, прочитайте нам сведения о языке, которое нам предлагает мудрая сова на странице 33.

- Итак, почему разделительный мягкий знак – это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук й)

Блиц-опрос.

- Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом.

- Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их завершить и вставить подходящие по смыслу слова с

разделительным мягким знаком.

1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (Семья)

2. Банан сорвала ловкая … (Обезьяна)

3. Охотник зарядил … (Ружьё)

5. Вместо хвостика – крючок,
Вместо носа – пятачок. (Свинья)

6. Бабушка варит малиновое … (Варенье)

Давайте сделаем самопроверку.

(Проверка с помощью Слайда №8)

Дети: Обезьяна

 

 

Дети записывают только слова с разделительным мягким знаком

IX. Рефлексия деятельности. (У детей карточка со словами)

- Перед вами группы слов. Вставьте, где это необходимо, разделительный мягкий знак.

Колечко
Деревья
Шьет
Жилье

 

Коньки
Речка
Хлопья
Метель

Итог урока

- Чему мы учились выполняя это упражнение?

- Так какая была тема нашего урока?

- Что сегодня было легко?

- В чем испытывали затруднения на уроке?

- Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки?

Подарок-стихотворение о разделительном мягком знаке.

Слайд № 9

Перед е, ё, и, ю, я,
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё —
Перед я, ю, и, е, ё.
Каменья, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.

Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее.

Проверить уровень усвоения нового материала по теме урока, качественно оценить работу отдельных учащихся, групп и класс в целом.

 

Проверка деятельности обучающихся.