Задачи:
образовательные: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком;
развивающие: развивать умение сравнивать, умение обобщать, делать выводы, развивать память, логическое мышление, коммуникативные способности;
воспитательные: воспитывать внимание, взаимовыручку, доброжелательность;
социальные: формировать умение работать в коллективе, анализировать свою деятельность и работу своих товарищей.
Технологии: обучение в сотрудничестве, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии.
Оборудование: презентация, опорные схемы.
Категория детей: 2 класс.
Ожидаемый результат:
- высказывать собственные суждения;
- критически относиться к мнениям других;
- формирование навыков правописания слов с разделительным мягким знаком;
- повышение активности на уроках;
- улучшение результатов обучения.
Этапы урока | Ход урока | Методические комментарии |
I. Орг.момент | - Ребята, начать наш урок я
хотела бы с пословицы, которая записана Слайд
№1. Презентация “Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости”. Как вы ее понимаете? - Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков. Откройте тетради. Запишите число, классная работа. - Прежде чем, начать работать по теме урока, скажите, с чего мы начинаем урок русского языка? |
Дети: Узнаем что-то новое.
Дети: С чистописания |
II. Актуализация знаний. 1. Минутка чистописания |
- Чтобы узнать, с какой буквой мы
будем работать во время минутки чистописания,
послушайте загадку. Слайд №2 Что за буква, кто узнает: - О какой букве идет речь? (Мягкий знак) - А теперь давайте произведем анализ данной буквы. - Из скольких элементов состоит эта буква? Какие это элементы? - А сейчас записываем в тетрадь (начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки, ведем вниз). |
Повторение правила посадки, положения тетради при письме |
III. Словарная работа.
|
Слайд №3 Перед вами слова с пропущенными буквами, вам нужно вставить их.
Проверка. - Кроме того, сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Отгадайте о ком идет речь. Джунгли – дом ее родной, Слайд №4 - Где в слове написание расходится с произношением? Подчеркните эти орфограммы. -Что объединяет все слова? (Ь знак) - На какие 2 группы можно разделить эти слова? (Ь знак в конце, в середине). - Сколько звуков и букв в слове коньки? (5 звуков и 6 букв) - Сколько звуков и букв в слове пальто? (5 звуков и 6 букв) - А почему в этих словах звуков меньше, чем букв? (Мягкий знак звука не обозначает) - Какую роль играет ь знак в этих словах? (Он обозначает мягкость предыдущего согласного звука) - Как вы думаете, это все знания, которые мы должны знать о ь, или существуют другие? - Хотите узнать? - Ну, тогда за работу! |
Дети: Обезьяна |
IV. Актуализация знаний. Постановка проблемы. | Слайд №5 Но прежде рассмотрим следующие пословицы: (записано на доске) 1. Здоров будешь - все добудешь. 2. Чистота - залог здоровья. 3. Где здоровье, там и красота. - О чем все эти пословицы? А как вы понимаете слова: "Моё здоровье в моих руках!" - Правильно, чтобы быть здоровым, нужно заниматься физкультурой, делать утром зарядку и не лениться. Заниматься спортом: бегом, закаляться, играть в подвижные игры на свежем воздухе – то есть вести здоровый образ жизни. Физминутка - Какое слово повторяется во всех предложениях? (Здоровье) - Какую роль играет ь в этом слове? - Какую орфограмму нужно помнить, чтобы правильно написать это слово? (Разделительный ь) - Какая проблема стоит перед нами? Что должны узнать на уроке? (Когда в словах пишется разделительный мягкий знак? Узнать какую роль играет мягкий знак в словах.) Чтобы наша работа была продуктивной, давайте спланируем нашу деятельность. Перед Вами лежат пункты из плана, но у них нарушена последовательность, попробуйте восстановить план. План. - Исследование (сравнить слова - мягкий знак показатель мягкости, разделительный мягкий знак. - Закрепление (отработка знаний). - Узнать, когда в словах пишется мягкий знак. - Вывод (составление правила). Ну, а теперь, когда у нас есть план, мы двигаемся дальше. |
Развитие речи, мышления детей. Осознание значимости заботы о своем здоровье.
Создание проблемной ситуации, подготовка обучающихся к восприятию нового материала. Дети сами формулируют тему урока и ставят цели, планируют деятельность (план). |
V. Введение в тему. Постановка проблемы. | Слайд №6 - Перед вами два столбика слов. Они помогут нам открыть новое правило. (На доске или на слайде) коньки шитьё пеньки деревья деньки счастье крыльцо вьюга - Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь). - По какому принципу я разделила слова в столбики? - В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали? (1) - А с разделительным ь? (2) Прочитаем слова 2 столбика. - Послушайте, как звучат эти слова. - Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части) - Какие звуки мы слышим после мягкого согласного? (Йа, йо…) - А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко и слышим звук Й? (Мягкий знак- разделительный) - Давайте найдем ответ на нашу проблему: Когда же пишется разделительный ь? - А для этого мы запишем слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните ь знак одной чертой, а гласную двумя чертами. |
Постановка проблемы. |
VI. Открытие нового знания. | - Итак, что получилось? - Что дала проверка? Шитьё, ульи, деревья, счастье, вьюга. - Подумайте сейчас и попробуйте сформулировать правило о написании разделительного мягкого знака в словах. (Разделительный мягкий знак пишется после_____________, перед гласными________). Слайд №7 - Давайте проверим наше открытие. (Дети читают правило с. 32). - Итак, кто же ответит на наш вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак? - Молодцы! (Детям раздается опорная схема-памятка) |
Дети составляют в парах правило. |
Физминутка | ||
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | Узнав, новое о мягком знаке, мы
сможем выполнить различные упражнения. Упр. 51. Сделаем вывод. Итак, когда в словах пишется разделительный мягкий знак? (Если после согласного звука слышим звук й, а потом идет гласная буква, то пишется разделительный мягкий знак) |
|
VIII.Закрепление материала | Упр.53. - Какое словарное слово встретилось в упражнении? Какою роль играет в этом слове мягкий знак? - Ребята, прочитайте нам сведения о языке, которое нам предлагает мудрая сова на странице 33. - Итак, почему разделительный мягкий знак – это орфограмма? (Он не обозначает звука, а пишется между согласным и гласным звуками, если слышим звук й) Блиц-опрос. - Попробуем проверить себя: стал ли сегодня разделительный мягкий знак нашим хорошим другом. - Я буду зачитывать вам предложения, а вы должны их завершить и вставить подходящие по смыслу слова с разделительным мягким знаком. 1. Мама, папа, брат и я - это дружная … (Семья) 2. Банан сорвала ловкая … (Обезьяна) 3. Охотник зарядил … (Ружьё) 5. Вместо хвостика – крючок, 6. Бабушка варит малиновое … (Варенье) Давайте сделаем самопроверку. (Проверка с помощью Слайда №8) |
Дети: Обезьяна
Дети записывают только слова с разделительным мягким знаком |
IX. Рефлексия деятельности. | (У детей карточка со словами) - Перед вами группы слов. Вставьте, где это необходимо, разделительный мягкий знак. Колечко
Коньки Итог урока - Чему мы учились выполняя это упражнение? - Так какая была тема нашего урока? - Что сегодня было легко? - В чем испытывали затруднения на уроке? - Почему? Какие задачи поставим на последующие уроки? Подарок-стихотворение о разделительном мягком знаке. Слайд № 9 Перед е, ё, и, ю, я, Дома найти в этом стихотворении слова на изученную орфограмму и подчеркнуть ее. |
Проверить уровень усвоения
нового материала по теме урока, качественно
оценить работу отдельных учащихся, групп и класс
в целом.
Проверка деятельности обучающихся.
|