Тема: “Рыбы”
Цели:
- повторить отличительные признаки рыб;
- познакомить с особенностями строения рыб в связи с жизнью в воде;
- дать представление о растительноядных, хищных и всеядных животных этой группы;
- развивать умение анализировать и обобщать.
Оборудование учителя: слайд-презентация, учебник.
Оборудование учащихся: учебник, тетрадь для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Вступительная часть
Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки хорошо открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
II. Актуализация имеющихся знаний
- С какой группой животных познакомились?
- Назовите их отличительные признаки. На какие группы по способу питания они делятся?
Приведите примеры.
III. Постановка темы и цели урока
- Чего на земле больше: воды или суши? (Воды)
- Ребята, а вы знаете, кто живёт в воде? (Многие живые организмы – растения и животные)
- Для того, чтобы узнать тему нашего урока, откройте учебник и найдите тему.
Итак, тема нашего урока – “Рыбы”.
IV. Работа над новым материалом
- Что вы знаете о рыбах? (Живут в воде; есть жабры, плавники, хвост, чешуя; размножаются икрой; питаются водорослями, червями, большая рыба ест маленькую; человек употребляет в пищу; существуют разные виды рыб; не издают звуков).
- Сегодня мы попытаемся ответить на такие вопросы – чем питаются рыбы и сколько едят; как охотятся; сколько живут; какие виды рыб существуют.
- Откройте учебник на 12 странице, рассмотрите рисунки. Чьё изображение видите? (Лебедь, бобр, морской конёк, летучая рыбка, крокодил).
- Что объединяет этих животных? (Жизнь этих животных связана с водой).
- Назовите только рыб. По каким признакам вы отнесли этих животных к рыбам? (Тело рыб покрыто чешуёй, есть жабры, плавники, хвост).
- Давайте прочитаем, что написано об отличительных признаках рыб в статье учебника.
- Что же способствует быстрому передвижению рыб в воде?
- Шеи у рыб нет. Как вы думаете, почему?
- С длинной и гибкой шеей, отделяющей голову от туловища, тело животного перестало бы быть цельным и крепким клином, который легко пробивает себе дорогу в толще воды.
- Давайте рассмотрим строение тела рыб. Как располагается на теле рыбы чешуя?
- Чешуя располагается на теле рыбы рядами, края чешуи налегают друг на друга, подобно черепице на крыше дома. Такое расположение чешуи облегчает плавание. Чешуя примечательна и тем, что по ней можно узнать возраст рыбы.
- Строение тела у рыб одинаковое: у всех есть голова, туловище и хвост. А по внешнему виду рыбы отличаются. Существует 25000 различных видов рыб.
- А на какие группы по месту обитания делятся все рыбы? (В каких водоёмах обитают?)
- Подумайте, почему так названы морские рыбы, изображённые на рисунках: Рыба – молот, морской конёк, рыба – бабочка, рыба – игла, рыба – зебра, рыба – пила, рыба – ёж.
- Среди рыб есть “рекордсмены”. Что обозначает это слово? (Тот, кто достиг наибольших успехов, рекорда в чем-либо).
- Самая огромная рыба на Земле – китовая акула: длина её до 20 метров. Самая крупная речная рыба – сом. Длина этого хищника достигает 5 м, масса более 300 кг, а доживает до 40 лет.
V. Физминутка
Интерактивная физкультминутка "Плавающие Рыбы"
- Чтобы правильно ответить на вопрос “Почему рыбы могут жить только в воде, а на суше погибают?”, мы выполним задание под номером 9 из тетради на печатной основе. (Дышат рыбы кислородом, растворённым в воде. Помогают им в этом жабры. А если жабры не омываются водой, рыба дышать не может. Вот почему рыба погибает на берегу, хотя в воде тоже есть кислород).
- Вне воды карпы живут 12-15 часов, лещ – 3-5 часов, щука – 7-12 часов, сом и линь – 24-30 часов, караси – 30-40 часов. Самые нежные рыбы – судак и корюшка. Они живут без воды около двух часов. Самая живучая – минога, она может прожить во влажном воздухе 300 часов.
- Для того чтобы ответить на вопрос – чем питаются рыбы, нужно обратить внимание на слайд.
1. Растительноядные рыбы – это рыбы, которые питаются водорослями.
2. Рыбы хищники питаются другими животными.
3. Всеядные рыбы питаются растениями и животными.
- Как вы думаете, умеют ли рыбы разговаривать? В народе говорят “нем как рыба”. Это не совсем верно: рыбы издают различные звуки – пищат, хрипят, цокают, верещат. Учёные узнали об этом с помощью специальных устройств, которые позволяют слышать в воде. Самой “болтливой” рыбой считается морской петух. Он издаёт резкие звуки, похожие на ворчание или храп.
VI. Закрепление пройденного материала
- Откройте тетрадь для самостоятельной работы, стр.8, № 10. Там вам предлагается раскрасить аквариумную рыбку. Знаком ли вам такой вид?
VII. Итог
- Всех ли рыб можно содержать в одном аквариуме?
- Что позволяет рыбе плавать в разные стороны?
- Почему рыбу трудно держать в руках?
VII. Рефлексия
- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я познакомился…
Мне было интересно…
Я задумался…
Мне не понравилось…
VIII. Домашнее задание
Учебник стр. 12–14, тетрадь для самостоятельных работ № 10, 11, 12.
Тема: “Земноводные”
Цели:
- формировать понятия “земноводные”, “амфибии”; показать разнообразие земноводных животных, выявить уровень знаний детей по данной теме;
- развивать познавательные способности; формировать навыки работы в группах постоянного состава; развивать умение пользоваться справочной литературой;
- воспитывать у учащихся взаимопомощь, дружелюбие, воспитывать любовь к окружающему миру; воспитывать интерес к природе и родному краю.
Оборудование учителя: слайд-презентация, учебник.
Оборудование учащихся: учебник, тетрадь для самостоятельной работы.
Ход урока
I. Вступительная часть
- Присаживайтесь на места! Если вы хотите получить удовольствие от урока, прошу вас быть моими активными помощниками. Желаю всем хорошего настроения.
II. Проверка домашнего задания
(2 ученика получают карточку-задание и работают самостоятельно; 1 ученик выходит к доске и заполняет мини-таблицу; все ученики отвечают на вопросы (только ДА-НЕТ)
- Животные, как и растения, относятся к живой природе? (Да)
- Так как лягушка плавает – она рыба? (Нет)
- Шмели и бабочки питаются цветочным нектаром? (Да)
- Рыбы дышат растворенным в воде кислородом? (Да)
- Стрекоза травоядное насекомое? (Нет)
(Проверка выполненной работы у доски.)
- А что важнее для животного ХВОСТ или ЯЗЫК? (Хвост для птицы – она летает; язык для лягушки – она им ест и т. д.)
- Мнения разделились. А хотите знать точный ответ?
III. Постановка темы и цели урока
- Тогда откройте учебник, для того, чтобы узнать тему нашего урока. Определите задачи урока.
- Сегодня на уроке мы познакомимся с новой группой животных, узнаем каких животных относят в эту группу, по каким признакам происходит классификация, постараемся отвечать на вопросы полными ответами и помогать своим товарищам.
IV. Работа над новым материалом
- Каких животных называют земноводными? (Эти животные родились в воде, а живут на суше. К ним можно отнести: лягушку, жабу, тритона).
- Проверим наше суждение словами из текста учебника на с.15
- Для земноводных нужна и суша, и вода
(Работа в парах)
- Рассмотрите иллюстрации в учебнике и, работая в парах с соседом по парте, дайте характеристику земноводного по плану:
1. Сравни кожу (цвет, наличие шерсти);
2. Опиши форму тела
3. Укажи наличие хвоста
4. Укажи наличие ног
(Рассказы – описание детей о зеленой лягушке и о гребенчатом тритоне.)
- Зеленая лягушка. (Кожа голая, с большим количеством слизистых железок, хвост с плавательной перепонкой).
- Гребенчатый тритон. (Мелкий тритон, обычно около 8 см длиной (до 11 см), из которых примерно половина приходится на хвост. Окраска верхней стороны оливково-бурая, нижняя - желтоватая, с мелкими тёмными пятнами. На голове продольные тёмные полосы, из которых полоса, проходящая через глаз, всегда хорошо заметна. Кожа гладкая).
- Кто хочет добавить? (2-3 добавления с места)
- Продолжим читать материал учебника на с. 16.
- Что еще можем отнести к отличительным признакам земноводных? (У тритона есть хвост, у жаб и лягушек хвоста нет; у тритона короткие ноги, у лягушки между пальцами задних ног имеются перепонки и т.д.)
- Какое животное не имеет ни ног, ни хвоста? (Это червяга. Живет в тропических лесах. Похожа и на лягушку формой тела, а на тритона – хвостом. Червягу еще называют амфибия.)
- Как отличить жабу от лягушки? (У лягушки кожа – гладкая, а у жабы – с наростами. Лягушки – квакают, а жабы – нет. Если затронешь руками жабу или лягушку на руках останется слизь. Слизь может попасть тебе в организм, если ты не вымоешь руки).
- Зачем тритону хвост? (Тритону хвост нужен для плавания. Но главное – тритон дышит хвостом).
- Так что важнее для животных – ХВОСТ или ЯЗЫК? (Сообщение ученика о способе питания лягушки)
V. Физминутка
На болоте две лягушки, две зелёные подружки,
Утром рано умывались, полотенцем растирались,
Ручками хлопали, ножками топали,
Вправо влево наклонялись, и обратно
возвращались.
Вот здоровья в чём секрет
Всем друзьям – “Физкульт-привет!”.
- Земноводные – древнейшая группа животных, распространённая по всему земному шару. Тело покрыто голой кожей. Поэтому живут земноводные рядом с водой, во влажных местах. Дышат земноводные лёгкими и кожей.
Все земноводные – хищники. Питаются слизнями, насекомыми, гусеницами, дождевыми червями, уничтожают насекомых-вредителей и слизняков, которые поедают стебли и листья растений.
Земноводные умеют прыгать, плавать, летать.
Размножаются земноводные, как и рыбы, откладывая икру. Их личинки – головастики – развиваются в воде, и без воды жить не могут. Когда головастики повзрослеют, у них развиваются лёгкие и отрастают две пары ног для прыгания по земле.
На зиму земноводные прячутся в земляных норах, под прелой листвой, в гнилых пнях, на дне водоёмов.
Земноводных по-другому называют – амфибии, т.е. “ведущие двойной образ жизни”.
VI. Закрепление пройденного материала
Работа в тетради для самостоятельной работы – с. 10, №№ 13, 14.
Проверка:
- кожа гладкая – лягушка,
- две пары ног у тритона,
- дышат легкими и жабрами.
VII. Рефлексия
- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я познакомился…
Мне было интересно…
Я задумался…
Мне не понравилось…
VIII. Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы № 15.
Тема: “Пресмыкающиеся”
Цели:
- узнать какие животные входят в эту группу;
- выделить отличительные признаки пресмыкающихся от других животных;
- углубить знания о жизни пресмыкающихся и их питании;
- познакомить с правилами безопасного поведения при встрече со змеями.
Оборудование учителя: слайд-презентация, учебник.
Оборудование учащихся: учебник, тетрадь для самостоятельной работы.
Ход урока.
I. Вступительная часть
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Проверка домашнего задания
Задание: распределить животных по группам (на столе карточки со словами: окунь, лягушка, бабочка, щука, кузнечик, крокодил, тритон, уж)
- Проверяем задание:
1. Бабочка, кузнечик – насекомые (6 ног)
2. Окунь, щука – рыбы (чешуя, жабры, живут в воде)
3. Лягушка, тритон – земноводные (влажная кожа, часть жизни на суше, часть в воде)
4. Крокодил, уж – ?
- А как называется эта группа?
III. Постановка темы и цели урока
- Тема нашего урока: пресмыкающиеся.
- Какие же мы цели поставим на урок?
1. Узнать: почему группа имеет такое название (НАЗВАНИЕ)
2. Какие животные входят в эту группу (ЖИВОТНЫЕ)
3. Главное отличие этих животных от других (ОТЛИЧИЕ)
4. Где живут и чем питаются (МЕСТО ОБИТАНИЯ И ПИТАНИЕ)
IV. Работа над новым материалом
- Откройте учебник на 18 странице, рассмотрите животных, которые там нарисованы.
- Обратите внимание на то, насколько это разные животные.
- Попробуйте рассказать, как выглядит каждое из них.
(- Черепаху легко отличить от других животных по панцирю;
- У эфы, как и у других змей, длинное, гибкое тело и нет ног;
- У плащеносной ящерицы четыре лапы с острыми когтями и длинный хвост;
- Крокодил похож на огромную ящерицу, его хвост сжат с боков, а голова и туловище сплюснуты. Пальцы задних ног соединены плавательной перепонкой, что помогает передвижению в воде).
- Не смотря на отличия во внешнем строении, всех этих животных к одной группе – пресмыкающиеся.
- Что вы о них уже знаете? (и с ногами, и без ног, ползают по земле, тело покрыто сухими чешуями или панцирем).
- По-другому пресмыкающихся называют рептилиями.
V. Физминутка
Я буду называть животных, если это пресмыкающиеся, руки вверх, если нет — то прыжок: ящерица, волк, змея, медведь, крокодил, комар, черепаха, ястреб, заяц, тритон.
- Откройте тетрадь для самостоятельной работы – № 17.
- Большинство пресмыкающихся живут в теплых и жарких странах, где не бывает зимы. Каких пресмыкающихся вы видели в нашей местности? (Некоторые виды ящериц и змей – ящерица зеленая, гадюка, уж)
- Учебник с.19 – продолжаем читать.
- Ядовитая гадюка убивает свою добычу ядом, в этом ей помогают два острых ядовитых зуба, которые намного длиннее остальных. Ее укус для человека не смертелен, но после укуса он будет очень долго болеть.
- Посмотрите картинку, чем гадюка отличается от ужа?
Ящерицы - Гаттерия – самая древняя ящерица из всех пресмыкающихся, трехглазая, на спине имеет гребень. Ушастая круглоголовка имеет на голове кожистые складки с бахромой по краям. При опасности применяет характерную угрожающую позу. На фоне песка или глинистой почвы практически незаметна. Летучий дракончик имеет особое строение тела, позволяющее совершать планирующий полет. Обитает на острове Ява.
Черепахи – живут в жарких пустынях, тропических лесах, на побережьях рек, озер, морей и океанов. Питаются растительной пищей, только болотная черепаха – хищник. Питается насекомыми и даже мелкой рыбешкой. Ее называют санитар водоема, так она поедает только больную, ослабленную рыбу. Живут черепахи до 100 лет и более. Могут обходиться без пищи несколько месяцев.
- Вымершие динозавры тоже относятся к пресмыкающимся.
VI. Закрепление пройденного материала
Работа в тетради для самостоятельной работы – № 18.
VII. Рефлексия
- Сделайте вывод о своей работе на уроке, опираясь на начало фраз.
Сегодня на уроке:
Я узнал…
Я познакомился…
Мне было интересно…
Я задумался…
Мне не понравилось…
VIII. Домашнее задание
Тетрадь для самостоятельной работы №№ 19, 20.