Социально-культурный проект «Арт-профилактика»

Разделы: Внеклассная работа


1. Введение

Набережночелнинская детская художественная школа №1 основана в 1973 году. На сегодняшний день Муниципальное автономное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Детская художественная школа №1” является одним из ведущих учреждений дополнительного образования города Набережные Челны по оказанию образовательных услуг населению в сфере дополнительного образования детей, вносящий определенный вклад в социальную и культурную жизнь города.

Основной целью деятельности Школы является создание оптимальных условий для развития творческих способностей личности учащихся через обеспечение качественного академического образования в различных видах художественно-эстетической деятельности.

За сорокалетнюю деятельность в школе сформировался уникальный творческий, педагогический коллектив. На базе школы работают как молодые специалисты – в основном выпускники школы, так и опытные художники и педагоги. Среди них Хазиев М. Ш. – Народный художник РТ, Член союза художников России и Татарстана, Заслуженный работник культуры Татарстана; Мухаметдинов Р.З. – Заслуженный деятель искусств РТ, Член Республиканского правления Союза художников РТ и член правления Набережночелнинской организации Союза художников России; Сиразиева С.Ф. член Союза художников России и Татарстана; Мутигуллин Ш.Ш. – член-корреспондент МАНПиО, член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”, член Союза дизайнеров России, член Союза художников РТ; Евграфов Игорь Петрович – член Международной общественной ассоциации “Союз дизайнеров”.

Многие выпускники Школы связали свою профессиональную деятельность с изобразительным искусством. Особое внимание в “Детской художественной школе №1” уделяется дальнейшему взаимодействию с выпускниками, участие в их дальнейшем жизненном и творческом пути. Результатом данного духовно-творческого взаимодействия является возвращение выпускников в родные стены школы уже в новом качестве, в качестве преподавателей. На сегодняшний день более 50% преподавательский состав составляют выпускники Школы.

Одним из важных направлений МАОУДОД “ДХШ №1” является создание необходимых условий для организации и проведения профилактических мероприятий, направленных на борьбу с вредными привычками, способными привести к стойкой утрате здоровья детей и подростков, профилактическая работа асоциального поведения учащихся и родителей.

Решающим импульсом для разработки проекта “АРТ-профилактика”, планирование профилактических мероприятий в рамках данного проекта является следующий документ – “Стратегия государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”, где четко сказано:

“25. Достижение названной цели осуществляется путем решения следующих основных задач:

… д) создание условий для вовлечения граждан в антинаркотическую деятельность, формирование, стимулирование развития и государственная поддержка деятельности волонтерского молодежного антинаркотического движения, общественных антинаркотических объединений и организаций, занимающихся профилактикой наркомании…” И еще: “Реализация мер, предусмотренных Стратегией, обеспечивается за счет консолидации усилий и ресурсов всего общества, органов государственной власти всех уровней, общественных объединений и граждан”.

Реализация проекта “АРТ-профилактика” предусматривается на базе МАОУДОД “ДХШ №1” города Набережные Челны РТ.

2. Описание проблемы

Образовательным учреждениям принадлежит особая роль в формировании у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.

В настоящее время в нашей стране происходит неуклонное “омоложение” детей, имеющих вредные привычки. Ситуация осложняется тем, что до недавнего времени подверженность вредным привычкам касалась детей из неблагополучных семей, родители которых вели асоциальный образ жизни. В настоящее время пагубным пристрастиям подвержены дети из благополучных семей, семей с высоким достатком. Как правило, недостаток внимания к детям и низкие морально – этические нормы в семье сочетаются с финансовой свободой.

Современная жизнь добавляет все новые проблемы. Развитие общества, достижения человеческого ума приносят не только положительные результаты, но и новые проблемы. В результате появления компьютера, интернета, мобильного телефона появились “новые” вредные привычки – интернет-зависимость, кибернетическая зависимость (зависимость от компьютерных игр), телемания.

В настоящее время без организации профилактической работы невозможно добиться позитивных результатов в решении обозначенной проблемы. Сегодня профилактика вредных привычек становится одной из важнейших социальных задач общества, решение которых стоит особо остро.

Профилактика зависимостей от вредных привычек в настоящее время становится не просто актуальной, а обязательной, т.к. является более эффективным средством, чем лечение сформировавшихся болезней.

Проведение профилактических мероприятий должно стать неотъемлемой часть воспитательного процесса каждого образовательного учреждения. Такие мероприятии в целом способствуют сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями. Ведь предотвратить беду намного проще, чем потом с нею бороться.

Само название проекта "Арт-профилактика" в своем понимании новое. Оно близко с "арт-терапией". Термин "арт-терапия" был введен Адрианом Хиллом (1938) при описании собственной работы с больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием. Термин "арт-профилактика" был предложен Студенческим Волонтерским Движением "Молодые - молодым", которые проводят беседы, тренинги, раскрывая губительное влияние алкоголя, табака, наркотиков, дают интерактивные театрализованные представления также для профилактики негативных явлений.

В начале 2013-2014 учебного года МАОУДОД “Детская художественная школа №1” г. Набережные Челны переехала в крыло МБОУ “Средней общеобразовательной школы №23”. В ходе организации и проведения совместных мероприятий возникла идея привлечения “трудных” детей к увлекательным занятиям творчеством. И такая альтернатива есть, увлечь модным направлением в искусстве – песочной анимацией. У любого творчества есть антидепрессивное, профилактическое действие. Технике рисованию песком оно особенно свойственно: манипулируя сыпучими природными материалами, человек избавляется от отрицательных эмоций. Рисование песком предоставляет определенную возможность по-настоящему расслабиться, отдохнуть, привести в порядок свои мысли и чувства, тем самым не думать о приеме различных психогенных веществ.

Интересные творческие занятия вне общеобразовательной школы, увлечение одним из модных направлением в искусстве – песочной анимацией, где есть возможность и проявиться лично, и почувствовать себя частью команды - это то, что действительно нравится ребятам.

Использование разнообразных форм профилактических мероприятий с учащимися реабилитационного центра “Солнышко” г. Набережные Челны, положительные отзывы участников данных мероприятий, привело к пониманию необходимости создания структуры и разработки комплекса профилактических мероприятий и их реализацию с участием наибольшего количества учащихся и преподавателей не только города Набережные Челны, но и Республики Татарстан.

3. Цели и задачи проекта

Цель проекта: активизация взаимодействия образовательных учреждений города и республики по формированию личности, устойчивой к воздействиям наркогенных веществ (ПАВ) через приобщение учащихся к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.

Задачи проекта.

- Разработать систему по активизации взаимодействия образовательных учреждений города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся и родителей.

- Разработать программно-методическое сопровождение профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.

- Создать условия для творческого обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями.

- Создать условия для привлечения учащихся и их успешной самореализации через овладение техникой рисования песком и песочной анимации, снятия эмоционального напряжения, преодоления апатии, тревожности.

- Создать материально-технические условия, необходимые для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).

4. Ожидаемые результаты проекта

В ходе выполнения проекта предполагается получить следующие результаты:

  • Установление практических связей между образовательными учреждениями города и республики по организации и проведению профилактической работы асоциального поведения учащихся через приобщение воспитанников к искусству и художественному творчеству в условиях учреждения дополнительного образования детей.
  • Организация обмена опытом с целью повышения профессиональной компетентности педагогических работников по организации и проведению профилактических мероприятий с учащимися и родителями. Выпуск сборника статей из опыта работы.
  • Проведение цикла профилактических мероприятий по сохранению и укреплению психологического здоровья детей и подростков с привлечением социальных служб города.
  • Обучение учащихся технике рисования песком и песочной анимации, создание и пропаганда социальных плакатов и роликов “АРТ-профилактика”.
  • Приобретение нового оборудования, необходимого для успешной реализации данного проекта (приобретение специализированного оборудования для песочной анимации, ТСО).

Использование разнообразных форм организации профилактической работы в рамках проекта “АРТ-профилактика” имеет неоценимое значение для формирования у детей и подростков понятия ценностного отношения к своему здоровью и здоровью своих близких, ценностного отношения к своей жизни, мотивации и способности противостоять негативным асоциальным действиям.

Социальный эффект проекта

- Решение задач обозначенных в “Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года”.

- Приобщение подрастающего поколения к здоровому образу жизни, умению противостоять негативным асоциальным действиям.

- Раскрытие многообразия видов профилактической деятельности, включая современное направление в искусстве – песочную анимацию.

- Поддержка Волонтерского Движения “Молодые – молодым”.

Практическая значимость проекта

- Организация и проведение данного проекта на Республиканском уровне.

- Заключение партнёрских связей с учреждениями, занимающимися пропагандой ЗОЖ, профилактикой и искоренением вредных привычек у детей и подростков.

- Создание условий для вовлечения “трудных” детей и подростков в творческую деятельность.

- Повышение профессиональной компетентности педагогических работников в области профилактической работы по формированию ЗОЖ.

- Организация выездных тематических выставок социальных плакатов “Арт-профилактика”, трансляция социальных роликов в торговых центрах города и республики.

5. Финансирование

В своем развитии Проект представляет социальное и практическое значение для обогащения содержания профилактической работы по сохранению жизни, здоровья и психического благополучия учащихся, формированию у них здорового образа жизни, принятию большей ответственности за свое поведение, созданию некоего барьера, препятствующему началу экспериментирования с пагубными пристрастиями.

Данный проект предоставит возможность активизировать взаимодействие образовательных учреждений города и республики по формированию здорового образа жизни подрастающего поколения, обобщить и выпустить сборник статей из опыта работы по профилактике вредных привычек, провести фестиваль “АРТ-профилактика”, выпустить лучшие творческие плакаты и листовки по итогам фестиваля, поэтому для реализации проекта “АРТ-профилактика” необходимы финансовые вливания.