Народная игра «Русская лапта» на уроках физкультуры с национально-региональным компонентом. 8-й класс

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей

Класс: 8


Оглавление

  1. Введение
  2. Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)
  3. Идея, авторская позиция педагога
  4. Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”
  5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
  6. Тематическое планирование уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
  7. Заключение
  8. Библиографический список
  9. Приложение №1
  10. Приложение №2
  11. Приложение №3

1. Введение

Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры не возможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.

Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.

Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Огромный потенциал народных игр оставили нам наши предки, но современные дети их мало знают и редко обращаются к этим играм.

Народные игры являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания школьника.

Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре региона и страны.

По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развлечения.

Народные игры являются основой, на которых построены современные подвижные игры, используемые в настоящее время на уроках физкультуры.

2..Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)

Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и видеотехника, компьютеры), интерфикация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям состояния здоровья детей.

Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.

Социальная среда и реальная практика свидетельствует об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых детей” новорождённых утроилось. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают” двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.

Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеваниям детей ожирением.

Так, по данным большинства исследователей, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы так как:

- не учитывает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;

- недостаточно реализует потребности детей в движении и др.

В связи с этим в наше время особенно остро встаёт вопрос о том, как помочь ученикам в их оздоровление, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать.

Для решения этой проблемы целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры “Русская лапта”.

Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, решительность, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье.

3. Идея, авторская позиция педагога.

Игра – это основной вид деятельности ребёнка, это средство общения, накопления опыта, выражений эмоций и формирования отношений.

Игровая деятельность ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не комплексуют из-за того, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как имеют одну важную особенность – двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.

Цель работы: рассмотреть игру “лапта” как универсальное средство для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

Задачи:

- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, в условиях внешней среды для укрепления здоровья

- формирование разносторонней физической подготовленности

- расширение двигательного опыта и умений применять их в различных условиях

- дальнейшее развитие координационных способностей

- формирование самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения

Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.

Игра “лапта” выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях игровые поединки безопасных и достаточно простые в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.

“Лапта” может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривал спортивное совершенствование молодёжи.

Использование “лапты” как средство физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со всеми сверстниками ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальной ситуациях.

Игра на свежем воздухе , особенно весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным к инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.

“Лапта” по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых площадках. “Лапта” - подвижная игра, с её элементами, упражнениями на основе игровой техники являются средствами подготовки к метанию и бегу.

Метание выполняется на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении “лапте”, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.

Перебежки в “лапте” аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объём работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Игра не требует сложно инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и “лапту”.

Весь инвентарь для “лапты” можно изготовить своими силами.

4..Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”

Учащийся должен знать:

- правила безопасности на занятиях по “русской лапте”;

- терминология “русской лапты”, техника бросков по мячу, техника перемещений в поле, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные действия;

- правила соревнований по “русской лапте”.

Уметь:

- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках “русской лапты”;

- выполнять передачу мяча на дальность и точность;

- выполнять удары снизу, сверху, сбоку;

- выполнять ловлю мяча одной и двумя руками;

- провозить подвижные игры с элементами “русской лапты”.

Демонстрировать:

Физические способности Физические упражнения Мальчики Девочки
Скоростные Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, (сек.) “5” - 8.8

“4” - 9.7

“3” - 10.5

“5” - 9.7

“4” - 10.2

“3” - 10.7

Силовые Прыжок в длину с места; (см) “5” - 198

“4” - 188

“3” - 178

“5” - 178

“4” - 168

“3” - 158

Выносливость Кроссовый бег 2000м; (мин.) “5” - 10.0

“4” - 10.4

“3” - 11.4

“5” - 11.0

“4” -12.4

“3” - 13.5

Координация движений Бросок набивного мяча на дальность; (см) “5” - 565

“4” - 435

“3” - 365

“5” - 500

“4” - 415

“3” - 360

В метание на дальность и на меткость:

- метать малый мяч и мяч 150 гр с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырёх шагов с соблюдением ритма;

- метать малый мяч с места с трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальные цели с 10-15 м;

- метать малый мяч с места по медленно и быстро движущимся целям с 10-12 м.

5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8х классах с включением регионального компонента

Работа над совершенствованием ловкости и быстроты должна осуществляться непрерывно в течение всего периода урока. На разных этапах подготовки учащихся к игре в лапту применение предполагаемых средств имеет свои особенности. Данный материал предназначен для работы с учениками разной подготовленности. Используются следующие примерные подготовительные упражнения: 2-3 коротких ускорение с выполнением остановок, бега спиной и боком вперед, выполнение падений, приседаний, выпрыгиваний, передача и ловля прыгающего мяча, разнообразные способы ловли мяча в любых сочетаниях, удары по мячу битой на точность попадания (по мячу, затем в площадку).

Первым из рекомендуемых средств используются упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости и для развития ловкости. Затем применяются упражнения с одновременным воздействием на развитие ловкости и быстроты.

Упражнения с выполнением игровых приемов непосредственно во время ускорений. Упражнения внутри групп избираются соответственно степени физической и технической подготовленности занимающихся, уровню развития у них быстроты, ловкости и овладения ими тактическими умениями.

Помимо этого, в зависимости от физической подготовленности учащихся, действия в избирательных упражнениях сочетаются с более простыми и наиболее сложными техническими и тактическими приемами. Устанавливаются и разные временные рамки для выполнения упражнений.

Перед упражнением на развитие быстроты и ловкости следует особое внимание уделять разминке. Помимо общего комплекса упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата, выполняемых в умеренном темпе, применять и специальные упражнения для коленных, голеностопных суставов, лучезапястных суставов и суставов пальцев кисти.

В процессе развития быстроты используются различные методы, применяемые к рекомендуемым упражнениям, наиболее важное значение имеют:

  • Повторный метод.
  • Соревновательный метод.

Повторный метод:

При многократном повторении можно использовать варианты выполнения упражнений с максимальными усилиями с самого начала.

Основной целью является достижение максимально возможного результата и удержание его в течение определенного времени.

Соревновательный метод:

Главная задача: превзойти свой лучший результат в последующей попытке или последующем занятии.

В связи с этим очень важен контроль времени пробега отрезков. Организация учащихся для выполнения упражнений осуществляется двумя путями:

  • Выполнение упражнений всем потоком и разделение занимающихся на подгруппы.
  • Серийное выполнение упражнений.

Первый метод наиболее приемлем в упражнениях с передвижениями в одном направлении.

Второй метод – при выполнении упражнения на месте, с передвижением на короткие расстояния и с изменением направления.

Составлять пары игроков целесообразно (в зависимости от задач) в двух вариантах:

1 вариант: соединение одинаковых по скоростной подготовке игроков.

2 вариант: соединение игроков разной подготовленности, когда один из партнеров выступает в роли “стимулятора” скорости.

При проведении эстафет и игр целесообразно, чтобы “общая скорость” команд была примерно одинаковой, но подбирать в команды нужно игроков с разной скоростью и, причем так, чтобы в каждой команде был “скоростной” лидер.

Выполнение самостоятельных и домашних заданий является одним из важных условий повышения двигательной активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья, формирования основ здорового образа жизни и внедрения физической культуры в быту.

В домашние задания включены упражнения для совершенствования техники движения, закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).

В качестве домашних заданий используются различные силовые упражнения с эспандером, гантелями; прыжки через скакалку на одной, обеих ногах, упражнения на узкой опоре (на равновесие), оздоровительный бег.

6. Примерное тематическое планирование по физической культуре с включением регионального компонента игры в лапту (8 класс)

Таблица

Поурочное планирование уроков физкультуры в 8-х классах с включением регионального компонента игры “Лапта” дано в приложении 1.

7. Заключение

Оценивая всё “за” и не имея ничего против, можно сделать вывод, что “лапта” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.

В процессе интегрирования игры “лапта” в учебный процесс выигрывают обе стороны такой интеграции:

- учащиеся, развивая свои двигательные качества, оздоравливаются и приобретают опыт адаптации в коллективе;

- возрастает популярность игры, за счёт внедрения её на уроках физкультуры, как региональный компонент.

Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребёнка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. “Лапта” не только прекрасно развивает физические способности, но и не имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь её ход, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию личностных качеств.

Таким образом, игра в “лапту” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся на уроках физкультуры.

8. Библиографический список

  1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой: Книга для учителя – Москва: Просвещение, 1989 г. – 144 с.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Москва: Прогресс, 1988 г. – 172 с.
  3. Букатов В.М., Ершова А.П. Я иду на урок. Хрестоматия игровых приёмов обучения: Книга для учителя. Москва: Издательство “первое сентября”, 2000 г. – 222 с.
  4. Жуковская Р.И. воспитание ребёнка в игре. Москва: АПН РСФСР, 1963 г., 166-211 с.
  5. Мудрик А.В. Деятельность, общение, игра в развитие коллектива и формировании личности школьника. Москва, 1983. – 146 с.
  6. Рогачев В.В. педагогические условия включения старшеклассников в социальную деятельность. Ярославль, 1994 г. – 186 с.
  7. Фришман И.И. выигрывает тот, кто играет! Н. Новгород: педагогические технологии, 2001 г. – 106 с.
  8. Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. Москва: Новая школа, 1994г. – 240 с.