Оглавление
- Введение
- Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)
- Идея, авторская позиция педагога
- Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”
- Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
- Тематическое планирование уроков физкультуры в 8-ых классах с включением регионального компонента игры “Русская лапта”
- Заключение
- Библиографический список
- Приложение №1
- Приложение №2
- Приложение №3
1. Введение
Игра с давних пор составляла неотъемлемую часть жизни человека, использовалась с целью воспитания физического развития подрастающего поколения. Время изменяло игру, что-то забывалось, что-то возникало вновь, но отказаться от игры не возможно, потому что нельзя уничтожить живую потребность в игре.
Игровая деятельность относится к числу потребностей, обусловленной самой природой человека – это потребность в тренировке мышц и внутренних органов, потребность общения, получения внешней информации.
Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Огромный потенциал народных игр оставили нам наши предки, но современные дети их мало знают и редко обращаются к этим играм.
Народные игры являются неотъемлемой частью национального, художественного и физического воспитания школьника.
Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре региона и страны.
По содержанию все народные игры классически лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развлечения.
Народные игры являются основой, на которых построены современные подвижные игры, используемые в настоящее время на уроках физкультуры.
2.
.Анализ исходного состояния (проблемная ситуация)Социальные изменения, произошедшие в нашей стране, условия жизни человека (аудио- и видеотехника, компьютеры), интерфикация его деятельности, слабая физическая подготовка детей и подростков, понижение двигательной активности учащихся, все возрастающее воздействие на их организм неблагоприятных внешних факторов прямо или косвенно приводят к негативным нравственным и функциональным изменениям состояния здоровья детей.
Полноценное физическое развитие и здоровье ребёнка – это основа формирования личности.
Социальная среда и реальная практика свидетельствует об ухудшении здоровья населения нашей страны. Озабоченность вызывает то обстоятельство, что болезни стали широко распространяться среди школьников. Согласно исследованиям специалистов, 75% болезней взрослых заложены в детстве. Если 25 лет назад рождалось 20-25% ослабленных детей, то сейчас число “физиологически незрелых детей” новорождённых утроилось. Исследования свидетельствуют о том, что современные дети в большинстве своем испытывают” двигательный дефицит”, то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы. Не секрет, что в школе и дома дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столом, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, искривление позвоночника, плоскостопие, задержку возрастного развития быстроты, ловкости, координации движения, выносливости, гибкости и силы, то есть усугубляет неблагоприятное влияние гипокинезии.
Гипокинезия, вызывая развитие обменных нарушений и избыточное отложение жира, способствует заболеваниям детей ожирением.
Так, по данным большинства исследователей, 30-40% наших детей имеют избыточный вес. У таких детей чаще регистрируются травмы, в 3-5 раз выше заболеваемость ОРВИ. Общепринятая система физического воспитания не всегда может решить данные проблемы так как:
- не учитывает дифференцированного подхода к детям в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем;
- недостаточно реализует потребности детей в движении и др.
В связи с этим в наше время особенно остро встаёт вопрос о том, как помочь ученикам в их оздоровление, какой наиболее доступный и экономически выгодный путь избрать.
Для решения этой проблемы целесообразным способствовать развитию незаслуженно забытой народной игры “Русская лапта”.
Эта игра на Руси пользовалась особой популярностью. В нее играли взрослые и дети. Она приносила людям веселье и радость, решительность, развивала быстроту и выносливость, укрепляла здоровье.
3. Идея, авторская позиция педагога.
Игра – это основной вид деятельности ребёнка, это средство общения, накопления опыта, выражений эмоций и формирования отношений.
Игровая деятельность ориентирована не только на результат, сколько на сам процесс, поэтому обучающиеся не боятся, не комплексуют из-за того, что у них что-то не получается. Они полностью отдаются игре, так как имеют одну важную особенность – двуплановость. С одной стороны, играющий осуществляет реальное действие, с другой – многие моменты этой деятельности носят условный характер, позволяют отвлечься от реальной ситуации, действовать в воображаемой обстановке.
Цель работы: рассмотреть игру “лапта” как универсальное средство для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.
Задачи:
- содействие гармоничному физическому развитию, выработка умений использовать физические упражнения, в условиях внешней среды для укрепления здоровья
- формирование разносторонней физической подготовленности
- расширение двигательного опыта и умений применять их в различных условиях
- дальнейшее развитие координационных способностей
- формирование самооценки личности, нравственного самосознания, мировоззрения
Игра доступна всем, так как включает в себя естественные двигательные действия и не требует от игроков специальной подготовки.
Игра “лапта” выступает как средство совершенствования навыка, выполняемого в изменяющихся ситуациях игровые поединки безопасных и достаточно простые в организации, не требуют от занимающихся специальной подготовки и могут проводиться в условиях спортивного зала или открытой спортивной площадки.
“Лапта” может носить как чисто оздоровительный, так и спортивный характер, предусматривал спортивное совершенствование молодёжи.
Использование “лапты” как средство физической культуры в оздоровительных целях, несомненно, будет способствовать формированию и совершенствованию функциональных возможностей всех систем и органов организма занимающихся, формированию потребности в общении со всеми сверстниками ориентации играющих на здоровый образ жизни, формированию личностных качеств и позитивных черт характера. Кроме того, надо полагать, что лапта должна повышать анаэробные возможности человека, от которых зависят качества, необходимые для его выживания в экстремальной ситуациях.
Игра на свежем воздухе , особенно весенне-осенние периоды, без сомнения, должна последовательно повышать устойчивость организма к простудным к инфекционным заболеваниям, а также вредным влияниям неблагоприятной внешней среды нашего региона.
“Лапта” по своему игровому содержанию, беговым и метательным действиям хорошо вписывается в уроки физической культуры, особенно в тех школах, где нет спортивных залов, и большинство уроков проводится на открытых площадках. “Лапта” - подвижная игра, с её элементами, упражнениями на основе игровой техники являются средствами подготовки к метанию и бегу.
Метание выполняется на дальность и в цель – вертикальную, горизонтальную, движущуюся. При этом в игровых условиях, метание имеет эмоциональную окраску в сравнении с обычным программным метанием, что очень важно для детей. Упражнения, используемые при обучении “лапте”, позволяют выполнять большое количество бросков, ловли и подбора мяча с площадки, всё это развивает координационные способности метателя, чувство мяча.
Перебежки в “лапте” аналогичны повторному методу тренировки в беге. На средней дистанции школьники выполняют значительно больший объём работы в игре, при этом перебежки выполняют в соответствии со своими индивидуальными и физическими возможностями. Игра не требует сложно инвентаря и оборудования, достаточно иметь один мяч и “лапту”.
Весь инвентарь для “лапты” можно изготовить своими силами.
4.
.Основные требования к уровню физической подготовленности учащихся в “Русской лапте”Учащийся должен знать:
- правила безопасности на занятиях по “русской лапте”;
- терминология “русской лапты”, техника бросков по мячу, техника перемещений в поле, индивидуальные, групповые и командные атакующие и защитные действия;
- правила соревнований по “русской лапте”.
Уметь:
- соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на уроках “русской лапты”;
- выполнять передачу мяча на дальность и точность;
- выполнять удары снизу, сверху, сбоку;
- выполнять ловлю мяча одной и двумя руками;
- провозить подвижные игры с элементами “русской лапты”.
Демонстрировать:
Физические способности | Физические упражнения | Мальчики | Девочки |
Скоростные | Бег 60 м с высокого старта с опорой на руку, (сек.) | “5” - 8.8 “4” - 9.7 “3” - 10.5 |
“5” - 9.7 “4” - 10.2 “3” - 10.7 |
Силовые | Прыжок в длину с места; (см) | “5” - 198 “4” - 188 “3” - 178 |
“5” - 178 “4” - 168 “3” - 158 |
Выносливость | Кроссовый бег 2000м; (мин.) | “5” - 10.0 “4” - 10.4 “3” - 11.4 |
“5” - 11.0 “4” -12.4 “3” - 13.5 |
Координация движений | Бросок набивного мяча на дальность; (см) | “5” - 565 “4” - 435 “3” - 365 |
“5” - 500 “4” - 415 “3” - 360 |
В метание на дальность и на меткость:
- метать малый мяч и мяч 150 гр с места и с разбега (10-12 м) с использованием четырёх шагов с соблюдением ритма;
- метать малый мяч с места с трёх шагов разбега в горизонтальную и вертикальные цели с 10-15 м;
- метать малый мяч с места по медленно и быстро движущимся целям с 10-12 м.
5. Методические рекомендации по проведению уроков физкультуры в 8х классах с включением регионального компонента
Работа над совершенствованием ловкости и быстроты должна осуществляться непрерывно в течение всего периода урока. На разных этапах подготовки учащихся к игре в лапту применение предполагаемых средств имеет свои особенности. Данный материал предназначен для работы с учениками разной подготовленности. Используются следующие примерные подготовительные упражнения: 2-3 коротких ускорение с выполнением остановок, бега спиной и боком вперед, выполнение падений, приседаний, выпрыгиваний, передача и ловля прыгающего мяча, разнообразные способы ловли мяча в любых сочетаниях, удары по мячу битой на точность попадания (по мячу, затем в площадку).
Первым из рекомендуемых средств используются упражнения для развития стартовой и дистанционной скорости и для развития ловкости. Затем применяются упражнения с одновременным воздействием на развитие ловкости и быстроты.
Упражнения с выполнением игровых приемов непосредственно во время ускорений. Упражнения внутри групп избираются соответственно степени физической и технической подготовленности занимающихся, уровню развития у них быстроты, ловкости и овладения ими тактическими умениями.
Помимо этого, в зависимости от физической подготовленности учащихся, действия в избирательных упражнениях сочетаются с более простыми и наиболее сложными техническими и тактическими приемами. Устанавливаются и разные временные рамки для выполнения упражнений.
Перед упражнением на развитие быстроты и ловкости следует особое внимание уделять разминке. Помимо общего комплекса упражнений для подготовки опорно-двигательного аппарата, выполняемых в умеренном темпе, применять и специальные упражнения для коленных, голеностопных суставов, лучезапястных суставов и суставов пальцев кисти.
В процессе развития быстроты используются различные методы, применяемые к рекомендуемым упражнениям, наиболее важное значение имеют:
- Повторный метод.
- Соревновательный метод.
Повторный метод:
При многократном повторении можно использовать варианты выполнения упражнений с максимальными усилиями с самого начала.
Основной целью является достижение максимально возможного результата и удержание его в течение определенного времени.
Соревновательный метод:
Главная задача: превзойти свой лучший результат в последующей попытке или последующем занятии.
В связи с этим очень важен контроль времени пробега отрезков. Организация учащихся для выполнения упражнений осуществляется двумя путями:
- Выполнение упражнений всем потоком и разделение занимающихся на подгруппы.
- Серийное выполнение упражнений.
Первый метод наиболее приемлем в упражнениях с передвижениями в одном направлении.
Второй метод – при выполнении упражнения на месте, с передвижением на короткие расстояния и с изменением направления.
Составлять пары игроков целесообразно (в зависимости от задач) в двух вариантах:
1 вариант: соединение одинаковых по скоростной подготовке игроков.
2 вариант: соединение игроков разной подготовленности, когда один из партнеров выступает в роли “стимулятора” скорости.
При проведении эстафет и игр целесообразно, чтобы “общая скорость” команд была примерно одинаковой, но подбирать в команды нужно игроков с разной скоростью и, причем так, чтобы в каждой команде был “скоростной” лидер.
Выполнение самостоятельных и домашних заданий является одним из важных условий повышения двигательной активности учащихся, улучшения их физической подготовленности, укрепления здоровья, формирования основ здорового образа жизни и внедрения физической культуры в быту.
В домашние задания включены упражнения для совершенствования техники движения, закрепления и совершенствования отдельных двигательных навыков физических качеств (силы, гибкости, ловкости, быстроты, выносливости и др.).
В качестве домашних заданий используются различные силовые упражнения с эспандером, гантелями; прыжки через скакалку на одной, обеих ногах, упражнения на узкой опоре (на равновесие), оздоровительный бег.
6. Примерное тематическое планирование по физической культуре с включением регионального компонента игры в лапту (8 класс)
Поурочное планирование уроков физкультуры в 8-х классах с включением регионального компонента игры “Лапта” дано в приложении 1.
7. Заключение
Оценивая всё “за” и не имея ничего против, можно сделать вывод, что “лапта” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся.
В процессе интегрирования игры “лапта” в учебный процесс выигрывают обе стороны такой интеграции:
- учащиеся, развивая свои двигательные качества, оздоравливаются и приобретают опыт адаптации в коллективе;
- возрастает популярность игры, за счёт внедрения её на уроках физкультуры, как региональный компонент.
Педагогические воздействия дают наибольший эффект, если в основу развития ребёнка систематически и целенаправленно закладываются культурные физические традиции, применяемые его предками. “Лапта” не только прекрасно развивает физические способности, но и не имеет большое воспитательное значение. Правила народной игры определяют весь её ход, регулируют действия и поведения детей, их взаимоотношение, содействуют формированию личностных качеств.
Таким образом, игра в “лапту” является универсальным средством для развития двигательных качеств, оздоровления и социальной адаптации учащихся на уроках физкультуры.