Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями


В последние годы по направлению государственной образовательной политики, развивается, и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения. В основе, которой лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать и дополнять их воспитательную деятельность.

Семья – уникальный социум, дающий дошкольнику ощущение защищенности. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Поэтому не случайно в последние годы начала развиваться и внедряться новая философия взаимодействия семьи и дошкольного учреждения.

Взаимодействие педагогов детского сада с родителями реализуется посредством разных форм. Нами используются различные нетрадиционные формы, которые направлены на формирование родительской компетентности на основе вовлеченности семей в педагогический процесс дошкольного учреждения. Поэтому подходы, в свете новых требований в процессе взаимодействия представляют собой переход от сотрудничества по обмену информацией и пропаганды педагогических знаний к сотрудничеству межличностного общения в рамках диалогической направленности и деятельностного подхода . Целью, которого является совместное приобретение опыта. С учётом этого нами выбранным следующие требования к представленным формам взаимодействия: оригинальность, востребованность, интерактивность.

Одной из наиболее интересных и в некоторой степени необычной форм взаимодействия для дошкольного учреждения - ФЛЕШМОБ. Нетрадиционная форма взаимодействия адаптирована к условиям детского сада.

“Флеш-моб” призван устанавливать теплые, доверительные отношения, основанные на эмоциональном контакте между педагогами и родителями, между родителями и детьми, что позволяет создать эмоциональный комфорт.

Задачи достигаются за счёт “эффекта группы” и направлены на привлечение внимания к детскому саду или проблеме. Способствуют тому, что родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

И одной из целей “флеш-моба” является поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье. Существуют разнообразные “флэш-мобы”, но нами выбраны наиболее приемлемые к условиям детского сада. Это - АРТ-Моб, “Замирание”, танцевальный “флэш-моб”.

“Флэш-мобы” несут определенный смысл. Участники одного и того же мероприятия могут преследовать различные цели. Но одно является неотъемлемой частью “флэш-мобов” - это то, что люди находят друзей, раскрепощаются, и идет сплочение. Ведь в акции участвуют все национальности, все возраста. И никто из участников не обращает, на какие - то различия между ними.

Включая ФЛЕШМОБЫ в деятельность с детьми и родителями мы, придерживаясь определённой последовательности действий.

  • Определяли тематическое направление.
  • Продумывали содержание “флеш-моба”.
  • Вопросы безопасности.
  • Место проведения, т.к. “флэш-моб” собирает большое количество участников.

“Флэш-моб” – акции всегда имеют интригующий эффект, в котором существует одновременное начало и окончание акции участниками.

При кажущейся спонтанности действия, наиболее важно точно следовать разработанному сценарию. Сценарии могут быть совершенно разные, от простых до более креативных. Нами использовались тематические варианты сценариев: привлечение внимания к профилактике детского травматизма на дорогах города, экологической проблеме, в нашем саду широко используется тематика народных праздников.

“Арт-моб” имеет экологическую направленность, представлен сценарием “Мелки”. Все берут мелки и обрисовывают, всё, что угодно. В итоге появилась обрисованная территория. Такое поведение обязательно вызовет интерес и вопросы. Это необычный способ привлечения внимания к соблюдению чистоты на территории, направлен на решение экологических задач.

Сценарий “Замирание” вызывает недоумение у родителей. В определённый момент в определённом месте - резкое замирание участника, который предлагает флаеры с приглашением принять участие мероприятии, например в экологической акции, Дне открытых дверей.

Наиболее хорошо просматривается танцевальный вид сценария “флеш-моба”. Здесь важен эффект неожиданности, который представлен одним участником-флешмобером. С помощью движений танца, действий, элемента костюма появляется возможность отразить понятную и детям и взрослым тематику.

Анализ проведённых “флэш-мобов” показывает хорошую активность участия семей. Пользуется популярностью.

Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны. Результаты взаимовыгодны для обоих сторон. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей. А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие.

Литература

Зверева О. Л., Кротова Т. В.: Общение педагога с родителями в ДОУ: Методический аспект, Издательство: Сфера, 2010.