Экспериментально-познавательная деятельность в старшей группе на тему «Волшебное приключение Капитошки и ее олимпийских друзей»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: уточнить представления детей о свойствах воды, познакомить детей с физическими явлениями, показать пользу воды для всего окружающего.

Задачи.

О.О “Познавательное развитие”: Обобщить знания детей о свойствах воды, установить взаимосвязь свойств воды от температуры воздуха. Помочь объяснить причины и результаты явлений (“Круговорот воды в природе”). Упражнять детей в обследовании объектов с помощью практических манипуляций с ними.

О.О “Социально-коммуникативное развитие”: Обогатить речевые навыки, применяя научную терминологию, умение делать вывод. Развивать социальные навыки у детей, умение работать в группе, в парах, умение договариваться, учитывать мнение партнера.

О.О “Речевое развитие”: Активизировать связную речь применяя в ней жанры художественной литературы: стихи, загадки.

О.О “Физическое развитие”: Формировать понимание о правилах безопасного поведения при работе с различными веществами.

О.О “Художественно-эстетическое развитие”: Развивать умение использовать различные средства выразительности, используя природные ресурсы, развивать творческую инициативу.

Активизация словаря: Емкость, вещество, воронка, фильтр, марганцовка, “круговорот воды”, отфильтровать.

Предварительная работа: наблюдение в природе за состоянием снега в разные температурные режимы: в оттепель - таяние, в холод-замерзание.

В какое время снег липкий и из него можно делать поделки, а если на улице мороз, то снег рассыпчатый и хрустит под ногами. Знакомство с символами маленьких человечков, с плакатом “Круговорот воды в природе”.

Материалы: емкости, фильтры, воронки, формы, соль, сахар, мука, яблоко, морковь, марля, марганцовка, ложки, стекло, горелка, карточки с изображением ММЧ, таблицы, плакат “Круговорот воды в природе”, клеенки на столы, нить, стаканчики, алгоритмы. Конспект занятия в старшей группе на тему: “Волшебные приключения Капитошки и ее Олимпийских друзей”.

Ход деятельности

Дети встают полукругом вокруг воспитателя.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам в гости пришли символы Олимпиады Сочи-2014. Двое из них белого цвета. А что еще бывает белого цвета? (Игра с мячом. Предполагаемые ответы: cнег, сахар, мука, соль, молоко, зубная паста).

Воспитатель: Олимпиада в какое время года проходила? (Зима)

Воспитатель: Смотрите, ребята, наши гости пришли не одни. В лапках у них их помощница – Капитошка. А кто знает, что такое “Капитошка”? (Капелька воды).

Воспитатель: Наши гости хотят рассказать вам, как Капитошка помогала в организации Олимпиады и какие с ней происходили приключения. Сейчас мы отправимся в мир волшебных превращений Капитошки. Хотите?

Воспитатель:

В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает,
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)

Вода встречается везде. И мы сейчас убедимся в этом. Вот например в фруктах и овощах.

Опыт №1: На столе лежат яблоко и морковь. Рядом в марлях уже заранее приготовлено для опыта протертое яблоко и морковь в отдельных конвертах. Детям предлагается взять по конверту из марли с содержимым и сильно выжить в емкость. (Дети договариваются, как они будут делиться тройками и кто из них объявляет вывод.)

Вывод: В овощах и фруктах есть вода.

Воспитатель: А знаете ли вы, внутри каждой капельки воды живут маленькие человечки. Детям предлагается рассмотреть карточку, где изображены маленькие человечки для воды, молока, зубной пасты.

Рис. 1

Эти человечки стоят спокойно. Руки поставлены на пояс. Они стоят рядом.

Эту карточку мы поставим к нашему первому опыту. А сейчас мы узнаем есть ли вкус и цвет у воды?

Опыт №2: Детям предлагается подойти к столу, где стоят емкость с водой, чашечка с солью и чашечка с сахаром, ложки по количеству детей, стаканчики. Воспитатель наполняет стаканчики водой и предлагает попробовать из них воду, определяя по вкусу. Затем воспитатель делит детей на тройки (дети договариваются). Первая тройка насыпает в стаканчики соль и размешивает ее, а другая тройка насыпает сахар и также размешивает.

Вывод: Вода имеет вкус, когда в нее добавляют вещество, но она осталась прозрачной.

А сейчас мы с вами понаблюдаем за дальнейшими превращениями с водой.

Опыт №3: На столе стоят три емкости. Дети делятся на пары (дети договариваются). Первая пара насыпает сахар и размешивает при помощи ложки. Вторая пара насыпает муку в воду и также размешивает, третья пара капает в емкость из пипетки марганцовку и размешивает ложкой, говорит Воспитатель обращает внимание детей на то, что в данном опыте они произвели смешивание.

Воспитатель: А сейчас вы будете наоборот – очищать воду от разных веществ. Это значит отфильтровать. Фильтром у нас будет салфетка, вставленная в воронку. Перед вами стоит задача: из емкости налить каждому самому себе содержимое из емкости. Затем по очереди выливаете жидкость через воронку с фильтром.

Обратите внимание: Изменился ли цвет воды после фильтрации? А также окрасился ли ваш фильтр?

Дети рассаживаются за столы парами, где уже приготовлены:

  1. Емкость общая (на каждый стол).
  2. Стаканчики по количеству детей.
  3. Воронка с фильтром.

Детям предлагаются алгоритмы выполнения опыта.

Каждая двойка детей проговаривает вслух свой алгоритм.

Выводы.

1 пара - делает вывод, что после фильтрации вода осталась прозрачной, так как сахар хорошо растворяется в воде.

2 пара - делает вывод, что после фильтрации мучной волы, вода осталась мутной, а на фильтре есть осадок.

3 пара - делает вывод, что после фильтрации воды с марганцовкой вода осталась мутной, фильтр стал желтый.

Давайте все наши выводы занесем в таблицу.

Рис. 2

Воспитатель: Вам наверно интересно, как же вода помогла людям на Олимпиаде? А вот как. Сейчас я расскажу историю волшебных приключений Капитошки. В природе происходит “Круговорот воды в природе” (объяснение идет с использованием плаката). Солнце нагревает волу в морях и реках. В виде пара крошечные, невидимые капельки воды поднимаются в воздух. Чем выше поднимается пар, тем холоднее становится воздух. Пар снова превращается в воду, а в холодное время года в маленькие кристаллы. Капельки и кристаллы образуют облако. Когда капель воды или кристаллов набирается много, они становятся тяжелыми для облака и выпадают либо дождем или снегом на землю.

Опыт №4: Воспитатель вносит емкость с подтаявшим снегом.

На столе стоит горелка, на ней металлическая чаша. Дети встают полукругом вокруг стола. Воспитатель предупреждает детей о опасности этого опыта инее делать его без взрослых. Воспитатель поджигает горелку и в чашу наливает немного талой воды. Когда вода начинает закипать над ней подносим стекло. Дети видят выпаренные капельки воды.

Вывод. При выпаривании воды образуется пар и он поднимаются вверх.

Давайте, дети опять посмотрим: “Как живут маленькие человечки в паре?”.

Предлагаю рассмотреть карточку с изображением бегущих человечков.

Рис. 3

Это маленькие человечки, они убегают, т.к. они воздушные. Это положение человечков характерно для пара, воздуха и газа.

Воспитатель: Снег и дождь падают на землю и попадают в реки и ручьи. Вода питает землю, дает жизнь растениям. Зимой снег укрывает землю и спасает от мороза. Это и есть круговорот воды в природе. А снежинки укрыли все горы Олимпиады и наши спортсмены соревновались на снегу.

Воспитатель: Каким видом спора можно заниматься на снегу?

(Игра с мячом. Предполагаемые ответы: лыжи, биатлон, прыжки с трамплина).

Физкультминутка: “Облако и капельки”

На детей одеваются эмблемы с капельками воды, воспитатель играет роль облака, выбирается солнышко из детей. Дети начинают движение под музыку, проговаривая стихи:

Мы капельки воды бежим куда хотим
Нас солнышко печет и к облаку летим
Немного полетали и с облака упали.

Воспитатель: А теперь отправимся в волшебное путешествие дальше и понаблюдаем за превращениями Капитошки. Капитошка от холода сильно замерзла и превратилась: “Во что?”

(Предполагаемый ответ: в лед)

Воспитатель: правильно, а ведь на льду выступают многие наши спортсмены. Назовите виды спорта, где нужно кататься на льду? (Игра с мячом. Предполагаемый ответ: Фигурное катание, хоккей, конькобежный спорт)

Опыт №5. На столе стоят 6 стаканчиков с холодной водой, емкость с горячей водой и 6 пустых стаканчиков, емкость с кубиками льда. Дети стоя выполняют опыт. Наливаю горячую воду в пустые стаканчики. Дети кладут лед в стаканчики с холодной и горячей водой Воспитатель ставит задачу перед детьми: Определить в какой воде лед быстрее растает?

Вывод: В холодной воде лед тает медленнее, а в горячей воде лед тает быстро. Давайте посмотрим, как живут маленькие человечки во льду? Ставлю карточку с изображением маленьких человечков для льда, стекла, камня.

Рис. 4.

Человечки стоят взявшись за руки, рядом. Давайте понаблюдаем, что произойдет с водой в стаканчиках, которую выставим на улицу. Ставим стаканчики на поднос и просим помощника воспитателя выставить на балкон.

Воспитатель: Давайте поиграем в игру. Детям предлагается заполнить таблицу карточками с изображением с изображением маленьких человечков.

Составление таблицы.

Воспитатель: Вот ребята и закончилось наше путешествие с Капитошкой, где она рассказала о своих волшебных превращениях и как она стала главной героиней зимней Олимпиады, и как она подружилась с символами Олимпиады. Давайте вместе с Капитошкой сделаем бусы изо льда, которыми украсим наш участок на улице.

Продуктивная деятельность: На столе стоят 4 емкости с водой - с разными цветами красок (красный, желтый, синий, зеленый), формочки по количеству детей, нить.

Дети садятся за стол и разливают жидкость в свои формочки произвольно, создавая свою цветовую композицию. Затем углубляют нить. Все изделия выносим на холод.