Цели:
- способствовать проявлению интереса учащихся к эпистолярному жанру;
- расширить представления учащихся о роли и значении письма в частной жизни человека;
- познакомить учащихся с правилами написания писем.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная, коллективная, индивидуальная.
Оборудование: тетради, интерактивная доска, раздаточный материал (конверты с письмами, алгоритм написания письма, речевые клише).
Ход занятия
I. Организационный момент
II. Введение в тему – разгадывание загадок
Летит листок-хранитель строк,
На запад и восток,
На север и на юг.
Листок получит друг. (Письмо)
Без ног приходит,
Без языка рассказывает. (Письмо)
Проглотил железный Ящик
Сто пичужек говорящих.
Но бумажные Скворцы
Улетят во все концы. (Почтовый Ящик и письма)
Кто в семь часов уж начал дело,
И в десять сумка похудела,
А к 12 часам
Все разнес по адресам? (Почтальон)
Вопрос классу: Как вы думаете, о чём мы будем сегодня говорить?
III. Работа по теме
1. Беседа по вопросам:
- Какие средства общения сегодня существуют?
- Как вы предпочитаете общаться с друзьями и родственниками?
- Кто и кому, по-вашему, может писать письма?
- Часто ли в ваш дом приносит письма почтальон?
2. Слово учителя.
Действительно, ребята, в век компьютерной связи, когда есть мобильные телефоны, спутники, различные антенны, факсы рукописное письмо становится редкостью. Нужны ли нам такие письма – вопрос, на который нам предстоит ответить в конце занятия. Но сейчас я попрошу вас выбрать один из двух квадратиков, лежащих перед каждым на парте: красного цвета для ответа “Да” и синего – для ответа “Нет” в зависимости от того, как вы ответите сейчас на этот вопрос, и положить его себе в тетрадь.
Русской писательнице Надежде Тэффи принадлежат такие слова: “Как хорошо, что люди придумали почту… Возьмёшь кусочек души, положишь его в конверт, заклеишь и бросишь его в другую душу – ждущую и мятущуюся…”. (Слайд №2)
Вопросы классу:
- Что, по мнению Тэффи, представляет собой письмо? (Кусочек души)
- Как вы понимаете выражение “кусочек души”?
3. Работа с письмами (на доске поочерёдно проецируются портреты С.Есенина, Е.Леонова, Б.Васильева – слайды 3, 4 из презентации).
- У вас на партах лежат три конверта – распечатаем конверт под №1.
и достанем тот маленький кусочек души, что был положен туда знакомым всем нам поэтом Сергеем Есениным, прочтём содержимое: (читает ученик).
Письмо матери
Ты жива еще, моя старушка?
Жив и я. Привет тебе, привет!
Пусть струится над твоей избушкой
Тот вечерний несказанный свет.
Пишут мне, что ты, тая тревогу,
Загрустила шибко обо мне,
Что ты часто ходишь на дорогу
В старомодном ветхом шушуне.
И тебе в вечернем синем мраке
Часто видится одно и то ж:
Будто кто-то мне в кабацкой драке
Саданул под сердце финский нож.
Ничего, родная! Успокойся.
Это только тягостная бредь.
Не такой уж горький я пропойца,
Чтоб, тебя не видя, умереть.
Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
Я вернусь, когда раскинет ветви
По-весеннему наш белый сад.
Только ты меня уж на рассвете
Не буди, как восемь лет назад.
Не буди того, что отмечалось,
Не волнуй того, что не сбылось, -
Слишком раннюю утрату и усталость
Испытать мне в жизни привелось.
И молиться не учи меня. Не надо!
К старому возврата больше нет.
Ты одна мне помощь и отрада,
Ты одна мне несказанный свет.
Так забудь же про свою тревогу,
Не грусти так шибко обо мне.
Не ходи так часто на дорогу
В старомодном синем шушуне.
Вопросы для обсуждения:
- Что представляли вы, когда читали эти строки?
- Какие чувства вложил автор в написанные строки?
- Что узнаём мы из письма?
- Можем ли мы представить, как читала письмо женщина? Что чувствовала при этом?
Работа в парах – попробуйте передать содержание письма СМС-связью (3 минуты на работу) – заслушиваются полученные варианты.
(Примерно это будет выглядеть так: “Привет, старушка. Рад, что ты жива. У меня всё хорошо. Скоро приеду. Не скучай. Пока”.)
Вопрос классу:
- Чем же отличается рукописное письмо от СМС – послания?
- Почему не смог бы С.Есенин отправить письмо в том виде, в котором он его написал (Ответ: долго писать и дорого стоило бы).
- Перед нами ещё одно письмо (№2), адресованное сыну. Его автор – всем хорошо известный актёр кино Евгений Леонов, сыгравший в фильме “Джентельмены удачи” воспитателя детского сада, по воле случая оказавшегося в тюрьме.
(Можно дать несколько минут ребятам вспомнить интересные моменты фильма, чтобы всплыл комедийный образ актёра – слайд 5 презентации).
Вскрываем и читаем фрагмент письма (читает учитель):
“Тишина – это какое-то особое состояние мира и человеческой души. Мне кажется, мы себя чувствуем частичкой природы, каплей океана в тишине, и только. Вне тишины нельзя понять красоту.
Когда Выйдешь в поле и ветер треплет колосья пшеницы, кажется, мир погрузился в тишину, все иные звуки пропали, а эта песнь ветра специально ласкает ухо, чтобы ты оглянулся и понял, какая вокруг тишина. Или в лесу перелетит птичка с дерева на дерево, хрустнет лист под ногой, и ты слышишь, как тихо, как торжественно спокоен лес. И морская волна бьётся мерно так, с музыкальным счётом, о берег, чтобы слышал человек тишину… Много удивительного придумала природа, чтобы помочь нам услышать и полюбить тишину. А когда одинокий лыжник пересекает снежное поле, какая кругом стоит тишина. Одетая земля наша так красива, только руками разведёшь.
Тишина – это жизнь, всё великое совершается в тишине. Тишина – это уважение людей друг к другу, это нежность и любовь. Как я люблю дома, где говорят тихо, даже дети не кричат без причины. Сохранить тишину, покой в своём доме – значит установить в нём климат уважения. А сохранить тишину на всей Земле, на всей планете – значит установить климат уважения, обязательный для всех народов и стран…”
Вопросы для обсуждения:
- О чём писал отец сыну?
- Какие вопросы его волновали?
- Перед нами всё такой же беззаботный, весёлый актёр?
Вывод: мы увидели этого человека с другой стороны, закрытой от зрителя.
Работа в парах – попробуйте передать содержание письма СМС-связью (3 минуты на работу) – заслушиваются полученные варианты.
(Скорее всего, задание окажется невыполнимым. В лучшем случае, примерно будет так: “Люблю тишину и дом, в котором тихо”.)
Вывод: не всё возможно передать быстрой и короткой связью; и не потому, что дорого стоило бы).
- Перед вами конверт №3 – это письма с фронта.
Письма с фронта – это особые письма. Можно только представить, как ждали их те, кто проводил на войну отца, мужа, брата, сына или дочь. В те годы профессия почтальона, как мне кажется, была одной из самых главных, продолжающих жить вопреки всем происходящим событиям. Появление почтальона и радовало, и вызывало страх одновременно: что он несёт – долгожданную весточку или похоронку?
Мне хочется познакомить вас с одной историей (вскрывается конверт №3 – с выдержками из писем), автор которой – писатель Борис Васильев (рассказывает учитель, зачитывают письма учащиеся):
Октябрь 1941 года. На фронт уходит парнишка -
совсем еще юный, еще ребенок. Уходит и оставляет
мать совсем одну: без сына, без мужа, в
коммунальной квартире, где живут еще пять таких
же женщин, с той только разницей, что у всех у них
остались дети. Он уходит и на пороге говорит, что
вернется. Так все тогда говорили. А вслед ему
смотрит мать и надеется, что сын действительно
возвратится.
Но сын не вернулся. Умер уже в декабре того же 1941
года, успев послать матери только одно, всего
одно, письмо.
“Дорогая мамочка!Бьем мы проклятых фрицев и в хвост и в гриву, только клочья летят…Да, а как там поживает Римма из соседнего подъезда? Если не эвакуировалась, спроси, может, письмо мне напишет? А то ребята во взводе получают, а мне совершенно не с кем вести переписку… Я здоров, все нормально, воюю как все. Как ты-то там одна, мамочка? До свидания, целую крепко, твой сын Игорь.
Р.S. Скоро, очень скоро будет и на нашей улице праздник!”
Потом пришло письмо от друга сына:
“Уважаемая Анна Федотовна! Дорогая мама моего незабвенного друга Игоря! Игорь всегда являлся примером для всего нашего отделения…”.
А следом – похоронка:
“…Уведомляем, что ваш сын рядовой Силантьев Игорь Иванович пал смертью храбрых восемнадцатого декабря одна тысяча девятьсот сорок первого года в бою под деревней Ракитовка Клинского района Московской области…”.
Это письмо сына, письмо его друга да похоронка - вот и все, что осталось у бедной женщины. Шло время, закончилась война, все изменилось… Анна Федотовна утром уходила на работу, а вечером читала письма. Сначала это было мучительно болезненной потребностью, позже — скорбной обязанностью, потом — привычной печалью, без которой ей было бы невозможно уснуть, а затем — ежевечерним непременнейшим и чрезвычайно важным разговором с сыном. С Игорьком, так и оставшимся мальчишкой навсегда.
Она знала письма наизусть, а все равно перед каждым сном неторопливо перечитывала их, всматриваясь в каждую букву. Письмо Игоря, сохранившее для нее не только его полудетский почерк, но и его голос; и письмо однополчанина и друга, звучавшее теперь как последний рассказ о сыне. И только похоронка, которую она тоже знала наизусть, всегда оставалась безмолвной. В ней не звучало ни единого слова, да и не могло звучать, потому что похоронка всю жизнь воспринималась Анной Федотовной копией могильной плиты ее сына, превращенной в листок казенной бумаги, но сохранившей при этом всю свою безмолвную гробовую тяжесть. И, читая ее каждый вечер, осиротевшая мать слышала только холодное безмолвие могилы… От ежевечерних этих чтений письмa стaли быстро ветшaть, истирaться, ломaться нa сгибaх, рвaться по крaям. Тогдa Аннa Федотовнa сaмa, одним пaльцем перепечaтaлa их у знaкомой мaшинистки.
От горя и переживаний несчастная женщина ослепла. А вскоре в её жизни произошло ещё одно, не менее страшное событие – обманным путём у слепой женщины изъяли письма, казалось бы, для благой цели – для школьного музея, оставив ей ксерокопии писем. Вечером того же дня Анна Федотовна прикрыла слепые глаза, затаила дыхание, напряженно прислушалась, но душа ее молчала, и голос сына более не звучал в ней. Он угас, умер, погиб вторично, и теперь уже погиб навсегда. И она умерла.
Вопросы для обсуждения:
- Почему письма представляли для матери ценность?
- Почему ксерокопии писем не смогли заменить ей сами письма?
- С каким современным видом письма можно сравнить ксерокопии писем? (электронное письмо)
- Как вы думаете, имеем ли мы с вами моральное право пробовать передать содержание писем в виде СМС? Аргументируйте соё мнение.
4. Рефлексия. А теперь вернёмся к цветным квадратикам:
1) покажите мне цветом ваше мнение о том, нужны ли в компьютерный век рукописные письма (“да” - красный, “нет”-синий);
2) изменилось ли ваше мнение в ходе урока? – поднимите только те, у кого оно изменилось.
5. Вопрос классу
- А вы пишете письма?
- Как вы думаете, есть ли правила написания письма или их можно писать как угодно?
Прослушайте письмо бабушке современного подростка, отдыхающего в лагере, и выскажите своё мнение о его содержании:
Бабуля, здравствуй! Не грусти.
Конфеты кончились, учти.
Я сделал лук. Носки сушу.
Два дня письмо тебе пишу.
А у меня большое горе -
Пропали плавки на заборе.
Здесь скучно. Я в поход ходил.
Кончаю. Все. Твой внук Кирилл.
6. Знакомство с правилами написания письма и речевыми клише с применением презентации (у каждого ученика – раздаточный материал)
7. Словарная работа
Посмотрите внимательно на слова, записанные на доске: “адресат” и “адресант”. В чем их отличие? Только ли в написании? (Составляются словосочетания и предложения, записываются в тетрадях). Вспомните значения слов “марка”, “индекс”, “конверт”. (Объясняются значения этих слов).