Проблемы здоровьесбережения младших школьников

Разделы: Начальная школа


Главным ресурсом любой страны, одним из гарантов ее национальной безопасности, является образование как основа полноценного развития личности. Физическое и духовно-нравственное здоровье населения определяет уровень цивилизации государства, является индикатором устойчивого развития нации. Образовательное учреждение на современном этапе развития общества должно стать важнейшим звеном в формировании и укреплении здоровья учащихся.

Понятие “здоровьесберегающая технология” появилось в образовании в последние 6-7 лет и не являясь самостоятельной педагогической технологией, выступает в роли качественной характеристики любой из них. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении – это не только и не столько оздоровительные медицинские мероприятия, сколько гигиенически рациональные, соответствующие возрасту детей учебные нагрузки, занятия в условиях, отвечающих требованиям санитарных правил.

Поступление в школу – один из критических этапов, сопровождающихся ломкой привычек, сложившихся в дошкольный период воспитания. Длительные и систематические учебные занятия, значительная нагрузка, новые обязанности и требования, уменьшение игровой и двигательной активности – все это представляет для первоклассников большие трудности.

У многих детей, особенно в первые недели и месяцы обучения, возникают такие изменения в организме, которые позволяют говорить о “школьном стрессе” или адаптационной болезни. Степень этих изменений в организме ребенка зависит от уровня его развития, т.е. биологического возраста. Между тем, дети одинакового возраста очень разные.

Школьные задания, которые “зрелыми” выполняются легко и быстро, у “незрелых” вызывают нервное напряжение, накапливающееся изо дня в день и приводящее зачастую к нарушению здоровья, развитию неврозов. “Незрелость” ребенка находится в весьма тесной связи с состоянием здоровья ребенка в дошкольный период, а также с рядом социальных факторов: неблагополучием семьи (алкоголизм родителей, воспитание ребенка только одним из родителей), низким образовательным цензом родителей (особенно матери), плохими бытовыми условиями. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели. Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при проведении любого урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики “Не навреди!”

Каждый учитель, любящий свое дело и переживающий за здоровье своих воспитанников, при подготовке и проведении уроков может использовать в своей работе рекомендации, приемы, технологии, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие или отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).
  2. Норма видов учебной деятельности на уровне 4-7 за урок (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач). Однообразие уроков утомляет учащихся. Частая же смена одной деятельности другой требует от учащихся дополнительных адаптационных условий.
  3. Средняя продолжительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.
  4. Количество видов преподавания (словесный, наглядный, самостоятельная работа) должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже, чем через 10-15 минут.
  5. Наличие и выбор места на уроке методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся.
  6. Присутствие на уроке смены и чередования поз учащихся, которые бы соответствовали видам работы.
  7. Присутствие оздоровительных моментов: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз (на 15-20 минуте по одной минуте из трех легких упражнений с 3-4 повторениями каждого).
  8. Наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни, формирование отношения человека к своему здоровью как к ценности.
  9. Наличие у учащихся мотивации к учебной деятельности: внешняя мотивация – оценка, похвала, поддержка, соревнование; внутренняя мотивация – стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.
  10. Темп и особенности окончания урока: избежание “скомканности”, задержки учащихся в классе после звонка.
  11. Особенно следует помнить, что на состояние здоровья маленьких детей оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка и, самое главное, благоприятный психологический климат на уроке.

Анализ научно-методической литературы и собственный практический опыт позволяют выделить четыре основных правила построения урока с позиции здоровьесберегающих прав:

Правильная организация урока.

Во-первых, это учет всех критериев здоровьесбережения на рациональном уровне.

Во-вторых, главной целью учителя должно быть – научить ученика запрашивать необходимую информацию и получать требуемый ответ. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что он хочет узнать, готовность и умение задать (сформулировать) вопрос. Задавание вопросов является показателем:

- включенности ученика в обсуждаемую проблему, и, следовательно, хорошего уровня его работоспособности.

- проявлением и тренировкой познавательной активности.

- показателем адекватно развитых коммуникативных навыков.

Таким образом, количество и качество задаваемых учеником вопросов служит одним из индикаторов его психологического состояния (психологического здоровья), а также тренирует его успешность в учебной деятельности.

Организация урока должна обязательно включать три этапа:

1 этап: учитель сообщает информацию (одновременно стимулирует вопросы)

2 этап: ученики формулируют и задают вопросы

3 этап: ученики отвечают на вопросы.

Результат урока – взаимный интерес, который подавляет утомление.

Обязательным элементом здоровьесберегающей организации урока, предотвращающим утомление учащихся является физкультминутка.

Физкультминутки положительно влияют на аналитико-синтетическую деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательные системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы.

Виды физкультминуток:

  1. Упражнения для снятия общего или локального утомления.
  2. Упражнения, корректирующие осанку.
  3. Дыхательная гимнастика.
  4. Упражнения для кистей рук.
  5. Гимнастика для глаз.
  6. Гимнастика для слуха.

В процессе письма школьник, как правило, пишет не рукой, а “всем телом”. Мышцы ребенка, поддерживающие позу и принимающие участие в письме, находятся в состоянии длительного статического напряжения. Поэтому рекомендуется:

  • упражнения для снятия общего или локального утомления;
  • упражнения для кистей рук.

Преобладающий вид деятельности на уроке – чтение. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна, поэтому необходимо расширять зрительно-пространственную активность в режиме  школьного урока и использовать гимнастику для глаз:

- использование схемы зрительно-двигательных траекторий предложенной В. Базарным, оптимальным местом для нанесения которой является потолок ;

- работа с расположенными на стенах классной комнаты карточками. На них мелкие силуэтные изображения предметов, буквы, слоги, слова, цифры и т.д. (размер от 1 до 3  см). По просьбе учителя дети встают и выполняют ряд заданий: отыскивают картинки, являющиеся ответом на загадку; находят изображения предметов, в названиях которых есть  нужный звук и т.д.;

- рисование носом;

- раскрашивание (предлагается закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом. Но закончить нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.)

Преобладающий вид деятельности на уроке – слушание и говорение.

Работа над слухом благотворно воздействует на органы зрения, поэтому на данном типе урока используют дыхательную гимнастику:

- дыхательная медитация (сядьте прямо. Закройте глаза. Представьте, что вы вдыхаете аромат цветка… Нежный аромат цветка… Старайтесь вдохнуть его не только носом, но и всем телом. Вдох. Выдох. Тело превращается в губку: на вдохе оно впитывает через поры кожи воздух, а воздух просачивается наружу. Вдох. Выдох.)

- “Каша кипит”. (Вдыхаем через нос, на выдохе произносится слово “пых”)

- “Ветерок”. (Поднять голову вверх, вдох. Опустить и сдуть “ ворсинку” (подул нежный ветерок.)

Поднять голову вверх, вдох. Опустить и задуть свечи “фф”.

Снижение психологических нагрузок в начальный период обучения, в соответствии с выводами, сделанными В. Базарным, достигается за счет введения в начале обучения письму карандашом. Данный подход к началу обучения письму способствует снятию стресса ребенка от сделанных ошибок в процессе изучения написания букв и цифр, поскольку ошибки в написании сделанные карандашом легко исправляются и не вызывают у ребенка негативных реакций от постоянного напоминания, т.е. у ребенка формируются только положительные реакции на успех в обучении.

На начальном этапе овладения навыками письма практически у всех детей наблюдается чрезмерная напряженность и скованность различных телесных мышечных групп: живота, спины, верхнего плечевого пояса, шеи, кисти. При этом, чем в большей степени стараются дети, тем в большей степени их моторная система приходит в состояние сковывающих все и вся тонических спазмов, тем в большей степени они склоняются и тем скорее у них возникают явления утомления и падения психомоторных способностей.

Определенную часть ответа на причины возникновения вышеописанной ситуации с детьми дает сравнительный анализ динамики уровня психомоторного напряжения в процессе овладения безотрывным письмом с постоянным усилием шариковой ручкой и импульсно-нажимным письмом - перьевой.

Письмо шариковой ручкой способствовало формированию и закрепощению чрезвычайно устойчивого мышечно-напряженного - "письменного" стереотипа. Дети, несмотря на сформированный графический автоматизм в большей степени напрягали мышцы, сжимались и склонялись над тетрадью при использовании шариковой ручки.

У детей же, овладевших навыками перьевого письма, сопровождаемого ритмом усилий и расслаблений, напряженно-тонический динамический стереотип был выражен значительно в меньшей степени.

Таким образом, речь идет о том, что перьевое письмо с его ритмом пластических усилий и расслаблений способствует синтетическому развитию зрительно-ручного чувства, росту непроизвольного автоматизма в письме, а также формированию более энерго-экономного психомоторного стереотипа.

А в итоге такая ситуация способствовала тому, что ритмическое нажимно-отрывное письмо перьевой ручкой оказывало меньшее повреждающее воздействие на развитие функциональных систем организма (по параметрам остроты зрения, уровню функциональных возможностей ЦНС, сердечнососудистой системы, состоянию осанки и т. д.).

Дети, занимавшиеся с шариковой ручкой, выявили и более высокие показатели болезненности. В частности, среди таких детей часто болеющих оказалось на 37% выше.

Необходимо особо отметить, что дети сами тянулись и с большим интересом писали именно перьевым письмом.

Проблема сохранения здоровья младших школьников стоит слишком серьезно, чтобы откладывать ее решение на завтра. Достаточно вспомнить В.А.Сухомлинского, который писал: “Я не боюсь еще и еще раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы”.

Когда педагог будет ответственен в равной мере не только не только за результаты обучения, но и за нравственное и физическое здоровье учащихся, можно будет реально думать о формировании здоровой, гармонически развитой личности, а поступление в школу будет праздником для детей и родителей.

Библиографический список

  1. Базарный В.Ф. Методология и методика раскрепощения нейрофизиологической основы психического и физического развития учащихся в структурах учебного процесса часть III. - Сергиев Посад, 1995.
  2. Григорьева Т. Пути формирования здоровья школьников младшего возраста. – М., Знание, 1990.
  3. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. - СПб: Питер, 2000.
  4. Концепция модернизации российского образования до 2010 года. - М., 2003.
  5. Куинджи Н.Н. Валеология: Пути формирования здоровья школьников: Методическое пособие. - М.: Аспект Пресс, 2000.
  6. Кучма В.Р., Куинджи Н.Н., Степанова М.И. “Здоровьесберегающие технологии в школе”. - М., Просвещение, 2001.
  7. Науменко Ю.В. Здоровьесберегающая деятельность школы // Педагогика. 2005, № 6.