Эмоции выражают отношение к степени и качеству удовлетворения той или иной потребности.
Факторы, способствующие формированию положительного отношения к познавательно-речевой деятельности
1. Первые эмоции возникают в младенчестве в ответ на удовлетворение физиологических потребностей. За благополучие ребенка в это время отвечает мать. В этом общении-симбиозе и возникают первые эмоции.
Эмоции – социальны, как и речь. Речь возникает на фоне положительных эмоций как средство общения и познания: совершенствуется качество общения - более полно удовлетворяются потребности, том числе и социальные (общение, познание). Это в свою очередь совершенствует эмоциональное развитие. Получается круг взаимозависимости.
2. Известно, что все хорошо познается на эмоциональном подъеме. Важно осознать в этом роль взрослого.
В руках взрослого средства удовлетворения потребностей, в том числе и познавательных. Ребенок учится у взрослого. Только взрослый человек, владеющий средствами эмоциональной выразительности, способен дать ребенку возможности эмоциональной вовлеченности в познавательную деятельность, в том числе и познавательно-речевую.
Познавательно-речевое развитие идет одновременно с развитием мышления (наглядно-действенным, образным, логическим).
Этап развития наглядно-действенного мышления
Задача: дать ребенку действовать, если ребенок не действует – он не мыслит. На этом этапе ребенок через взрослого познает огромный мир предметов, их названий, действий с ними и названий этих действий, и приобщается к эмоциональному отношению к ним, транслируемому взрослым.
Этап развития образного мышления
Взрослый в силах повлиять на яркость мыслительных образов посредством ярких речевых характеристик. Хорошо создавать “копилку” слов-определений. Важны сказки, так как имеют элемент таинственности. Дети присваивают речевые средства познания и опыт эмоциональных отношений.
Этап развития логического мышления
Главный признак поворота к логическому мышлению – возникновение способности к децентрации, то есть умению видеть ситуацию с разных точек зрения. Вот некоторые приемы, эмоционально поддерживающие формирование умения смотреть на вещи с разных точек зрения:
- пересказ разных текстов от разных лиц;
- произнесение текстов с разными интонациями: например, текст потешки
“Заяц Егорка свалился в озерко!
Бегите под горку, спасайте Егорку!” -
сказать как другой испуганный заяц, как неповоротливый медведь, хитрая лиса или тараторка сорока;
- мысленное экспериментирование (Что будет, если исчезнут все пуговицы? Как помочь Шалтаю Болтаю? Почему зашипела кошка?..), дарящее радость первого опыта интенсивного интеллектуального труда.
Факторы, тормозящие активность в познавательно-речевой сфере
- Запрет на эмоциональную спонтанность речи (“отвечай полным ответом”). Мысль оформляется, выражается словами и потому немного впереди слов, и лучше не бояться высказать ее “любыми словами”, “верные” слова со временем придут. Если у ребенка нет в словаре подходящих выражений для обозначения явления, то и само явление для него не существует. Обозначение же “любыми словами” дает возможность для дальнейшего познавательно-речевого развития.
- Подчеркивание взрослым неудач в познавательно-речевой деятельности, как и в любой другой, порождает тревогу и тормозит деятельность по принципу негативного родительского программирования. Особенно вредно сравнивать неуспех ребенка с успехом сверстников. Ребенок убеждается в собственной “никчемности” и ни к чему уже не стремится.
- Награда способна разрушить деятельность, в том числе и познавательно-речевую. Например, если ребенку просто нравилось запоминать стихи, то после двухнедельных постоянных поощрений, он согласен выучить стихотворение только лишь за награду, просто так – уже не интересно.
- Незавершенное дело ведет к потере к ней положительного отношения. Взрослому необходимо быть внимательным к играм и занятиям детей, готовым подсказать, прийти на помощь. Если взрослый в какой-то момент не знает, как ответить на вопрос ребенка, не обладает умениями, чтобы помочь ему в деятельности, то это надо спокойно признать и попытаться найти средства для решения проблемы позже. Важно, чтобы ребенок чувствовал, что взрослый думает, действует вместе с ним.
- Слишком сильный накал эмоций (в том числе и положительных) ведет к стрессу и тормозит деятельность.
Положительное эмоциональное отношение к предмету или явлению рождает потребность во все более глубоком его познании.