Коррекционная направленность уроков математики с ИКТ в классах коррекции VII вида

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Работая в классах коррекции, мне пришлось несколько пересмотреть свои методы обучения. Задержка психического развития учащихся требует особого подхода. Для этих детей почти все трудно, поэтому каждый урок приходится решать одну и ту же задачу: как сделать изучаемый материал доступным, интересным и желанным. Одним из основных требований к уроку в классе коррекции с детьми ЗПР является коррекционная направленность урока, а использование информационно-компьютерных технологий является эффективным средством коррекционного воздействия на учащихся.

Современное общество неразрывно связано с процессом информатизации. Происходит повсеместное внедрение компьютерных технологий. При этом одно из приоритетных направлений процесса информатизации общества – информатизация образования. Ведь перед школой встала непростая задача: подготовить новых граждан к жизни в новом информационном обществе.

Человек по своей природе больше доверяет глазам, и огромная часть информации воспринимается им через зрительный анализатор. Учитывая это, я решила попробовать мобилизовать зрительное восприятие детей с учётом их психофизиологического развития на уроках математики, применяя мультимедийные презентации, при этом организовать работу по развитию наглядно-образного мышления, внимания, памяти, создать положительную мотивацию.

Особую актуальность приобретает включение коррекционных заданий на развитие высших психических функций, с помощью использования ИКТ на уроках математики. Всё это может быть достигнуто лишь при коррекционной направленности урока, когда учитываются потребности, возможности и склонности школьника с ЗПР, и он сам выступает в качестве активного субъекта учебного процесса.

В связи с этим ведется поиск как эффективнее использовать возможности ИКТ для включения коррекционных заданий на развитие высших психических функций на уроках математики в коррекционных классах VII вида

Цель: создание условий для повышения эффективности обучения математике в коррекционной школе VII вида через использование возможностей ИКТ для оптимизации учебного процесса и психического развития учащихся.

Задачи:

  • повышение уровня познавательной активности и учебной мотивации учащихся;
  • повышение качества знаний по математике;
  • формирование ИКТ – компетентности;
  • развитие коммуникативных способностей учеников;
  • развитие творческих  способностей учащихся, формирование навыков самостоятельной и исследовательской деятельности;
  • развитие высших психических функций учащихся.

Коррекционная направленность – процесс обучения, в котором в качестве основных применяются специальные педагогические приемы, способствующие их интеллектуальному и физическому развитию, и становлению личности.

В коррекционной работе различают общую и индивидуальную коррекцию. Общая коррекция направлена на исправление высших психических функций. Наблюдаются затруднения в анализе и синтезе, абстрагировании и обобщении. Индивидуальная коррекция характерна для определенных групп учеников. Она направлена на исправление не только выраженных недостатков высших психических функций, но и нарушений пространственной ориентировки, работоспособности, моторики, т.е. различных сторон психики детей с ЗПР.

Коррекционная направленность урока математики:

  • Создание для каждого ученика ситуации успеха, сравнение его с самим собой.
  • Формирование интереса к предмету, выработка положительной мотивации к учебной деятельности.
  • Включение в содержание учебного материала информации, способствующей повышению уровня общего интеллектуального развития детей.
  • Обучение приемам и способам деятельности с письменной инструкцией, дидактическими материалами, составлению алгоритма.
  • Формирование навыков самоконтроля, самооценки.
  • Способы развития математической речи (обязательно).
  • Развитие диалогической речи и культура общения.
  • Коррекция психических функций, направленная на развитие ученика, с опорой на материал урока.
  • Охрана психического, физического здоровья учащихся.
  • Развитие познавательной активности (использование продуктивных видов деятельности, включение потенциальных и творческих возможностей ученика и др.).
  • Организация восприятия с опорой на анализаторы.
  • Ликвидация пробелов в знаниях, пропедевтика усвоения нового материала.
  • Реализация принципов дифференцированного подхода и индивидуального обучения, исходя из результатов ПМПК диагностики.
  • Использование эффективных инновационных технологий.
  • Обеспечение эмоционального комфорта, в том числе через доверительные межличностные отношения.
  • Определение и отслеживание ЗУН на каждом уроке (в течение урока).
  • Контроль за динамикой успешности (не успешности) ученика.

Использование ИКТ позволяет проводить уроки:

  • на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (музыка, анимация);
  • обеспечивает наглядность;
  • привлекает большое количество дидактического материала;
  • повышает объём выполняемой работы на уроке;
  • обеспечивает высокую степень дифференциации обучения (индивидуальный подход к ученику, применяя разноуровневые задания).

Применить ИКТ можно на любых этапах урока. Основная задача состоит в том, чтобы правильно организовать работу учащихся и для организации настроя обучающихся на урок используется слайд игрового содержания, яркий, привлекающий внимание. Это могут быть ребусы, приглашения к игре, путешествию и др.

На этапе актуализации знаний возможно использование ПК для организации разных видов устного счета, проведения автоматизированных математических диктантов, что способствует развитию внимания, дисциплинированности т.к. дети понимают, что задания дает машина, а она не может повторяться или останавливаться по чьей-либо просьбе. Возможно создание проблемной ситуации. Даются задания, которые обучающиеся решают с легкостью, а затем предлагается задача, с которой ребята не знакомы.

На этапе приобретения новых знаний компьютер выступает в роли мощного демонстрационного средства, обеспечивая высокий уровень наглядности. Сочетание рассказа учителя с демонстрацией презентации позволяет акцентировать внимание учащихся на особо значимых моментах учебного материала. На этапе первичного закрепления можно давать схемы, чертежи, таблицы, опорные конспекты, алгоритмы и т.д., помогающие находить решение задачи, а также использование тематических CD для выполнения тренировочных упражнений. Контроль знаний и умений обучающихся является одним из важнейших элементов учебного процесса. Работа по готовому чертежу способствует развитию конструктивных способностей, отработке навыков культуры речи, логике и последовательности рассуждений, учит составлению устных планов решения задач различной сложности. Особенно хорошо это применять на уроках геометрии. С помощью презентации успешно проходит взаимопроверка самостоятельных работ с помощью ответов на слайде, проведение тестов, рефлексии, демонстрация портретов математиков и рассказ об их открытиях, иллюстрация практического применения теорем в жизни.

Использование анимации, цвета, звука удерживает внимание учащихся. На таких уроках у ребят интерес к предмету повышен. Они увлечённо отвечают на вопросы учителя, выполняют самостоятельную работу с последующей проверкой, и сами себе выставляют предварительные оценки.

Включение в ход урока информационно-компьютерных технологий делает процесс обучения математике интересным и занимательным, создаёт у детей бодрое, рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. Однако, не факт что использование компьютера на уроке даёт возможность овладеть математикой “легко”. Лёгких путей в науку нет, но необходимо использовать все возможности для того, чтобы дети учились с интересом, чтобы большинство учащихся, испытало и осознало притягательные стороны математики, её возможности в совершенствовании умственных способностей, в преодолении трудностей.

Практическая значимость применения ИКТ:

- обучение для учащихся становится более привлекательным, повышается интерес к предмету;

- положительная динамика качества знаний учащихся;

- повышается плотность урока, продвижение вперёд происходит быстрыми темпами;

- происходит систематическая, коррекционная работа над общим развитием учащихся;

При планировании урока учителю следует также руководствоваться рядом процессов, которые позволят выдержать определенную систему в организации и отборе материала, а также в методике формирования умений и навыков.

Основными из этих процессов являются, следующие:

  • коррекционная направленность обучения математике;
  • личностно-ориентированная направленность обучения;
  • взаимосвязанное обучение слушанию, говорению, письму;
  • сознательность и активность обучения;
  • учет возрастных особенностей учащихся и специфики обучения классах с ЗПР;
  • доступность и посильность;

Сформулировано четыре вида коррекционных заданий, которые затрагивают не только комплексную коррекцию нарушений высших психических функций, но и всех психических процессов:

1. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) когнитивной деятельности (анализ, синтез, контроль, самоконтроль).

2. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование) психических процессов (памяти, внимания, восприятия, воли, воображения, психических состояний, личностных особенностей).

3. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, коррекцию) речевого развития (устная и письменная речь).

4. Коррекционно-развивающие задания, направленные на формирование (совершенствование, предупреждение патологии) зрительной функции (офтальмотренажёры, офтальмогимнастика).

Внедрение информационно-компьютерных технологий в образовательный процесс стимулирует познавательный интерес к математике, создавая условия для повышения мотивации к изучению этого предмета, способствуют повышению   эффективности коррекционной направленности урока и повышению качества образования. Приложение