Занятие по курсу «Изобразительное искусство» для учащихся 6–9 лет на тему «Мезенская роспись»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (1 МБ)


Пояснительная записка

Занятие разработано на основе образовательных программ дополнительного образования детей «Волшебная кисточка» по курсу изобразительное искусство, для обучающихся 6-9 лет. Данная разработка направлена на формирование любви к народному творчеству, к своей Родине.

«Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, и все что мы делаем доброго, прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет корни…Корни, питают дерево, связывают его с землей, корни – это то, чем мы жили вчера, год назад, сто тысяч лет назад. Это наша история. Это наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами, в степных каменных бабах, резных наличниках, в деревянных игрушках и диковинных храмах, в удивительных песнях и сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и борцов за народное дело…
Человеку важно знать свои корни – отдельному человеку, семье, народу – тогда воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет взрастившая нас земля и легче будет почувствовать назначение и смысл человеческой жизни.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни оценить по достоинству настоящего, дерево Родины – одно целое: земная крона и корни, глубоко уходящие в землю».

В.М. Песков «Дороги и тропы». 

Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка и кладезем, которого являются техники  народных промыслов, которые складывались не одно тысячелетие. В арсенале педагогов находится множество приемов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых, является знакомство с языком и техникой Мезенской росписи.

Цель разработки: ввести обучающихся  в мир истории нашей необъятной Родины, используя, технику, образы и язык с последующим воплощением их в творческих работах.

Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы «Мезенская роспись», наглядные таблицы по теме).

Обучающий аспект: обучить технике Мезенской росписи, для создания стилизованной композиции.

Воспитывающий аспект: подборка материалов для наглядных пособий направлены воспитывать:

  • чувство гордости за свою страну;
  • чувство собственной причастности к народной культуре;
  • уважительное отношение к наследию своей страны.

Развивающий аспект: развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения  нравственного опыта, развитие моторики рук.

Теоретическое обоснование темы

Приобщение ребенка к образцам народных промыслов, воспитывает в нем бережное отношение к народному творчеству прошлого, дает основу для творческого развития в будущем.
Предельная простота изобразительных средств, художественное не многословие «рисунка» Мезенской росписи, отличает ее от других известных народных промыслов. Она таинственна и архаична.  Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную форму. Мастер (художник) выстраивает узор сообразно внутреннему настрою и отношению предмету или его будущим владельцам. Тем не менее, подчиняясь строгим правилам орнамента и каноническим значениям символов. Сам принцип построения «рисунка» росписи дает огромную возможность педагогу для формирования навыков мелкой моторики рук  у воспитанников.
Узоры Мезенской росписи просты и лаконичны, каждый элемент имеет свой смысл. «Рисунками» Мезенской росписи можно написать целое сочинение, передать знаками какое-то  послание. Зная их расшифровку, можно прочитать каждую работу.

План-конспект занятия

Курс – изобразительное искусство.

Группа: 3-ий год обучения кружка «Волшебная кисточка», 6-7 лет.

Тип занятия: комбинированное.

Форма занятия: творческая мастерская.

Цель: создание творческой композиции в технике Мезенской росписи.

Задачи:

  • научить выполнять сложные символические композиции, используя технику Мезенской росписи;
  • познакомить с одной из техник народного промысла нашей страны – Мезенской росписью;
  • развивать образное и конструктивное мышление;
  • воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.

План занятия

1. Подготовка к занятию. Организация внимания.  (3 мин.)
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия. (3 мин.)
3. Презентация темы «Мезенская роспись» (9 мин.)
– История возникновения росписи.
– Символические изображения –  земли, воды, ветра, воздуха, огня.
– Изображение  животных – коней, оленей, птиц
– Изделия, украшенные росписью.
4. Знакомство с техникой Мезенской росписи (5 мин.)
5. Практическая часть занятия: выполнение  творческой работы с и пользованием техники Мезенской росписи (20 мин.)
6. Подведение итогов и анализ занятия (5 мин.)

ХОД ЗАНЯТИЯ

1. Подготовка к занятию. Организация внимания

Приветствие педагога, концентрация внимания.

2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия

Педагог объявляет тему занятия: «Мезенская роспись».
Мы с вами сегодня познакомимся с одним из удивительных и таинственных народных промыслов нашей страны – Мезенской росписью.

3. Презентация темы: «Мезенская роспись». История возникновения росписи

На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Особенно выделялись  изделия, расписанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу реки Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – Мезенская роспись. Происхождение  мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. (Слайд 1)

Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой – тиской, пером глухаря или тетерева, также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что стали применять кисти.

Символические изображения мезенской росписи

Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня, неба, других стихий известны нам еще с наскальных рисунков и являются видом древнего письма, передающим традиции народов Севера России. Так, например изображение коня в традиции народов, издревле населявших эту местность, символизирует восход солнца, а изображение утки – это порядок вещей, она уносит солнце в подводный мир до рассвета и хранит его там. 
Традиционно предметы, расписанные мезенской росписью, имеют только два цвета – красный и черный.
Необычайность и глубина символов мезенской росписи лежат в мифологическом мировоззрении народов древнего севера это многоярусность. Три яруса – три мира (нижний, средний и верхний или подземный, наземный и небесный). В мезенской росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и кони. Верхний ярус – птицы. Образ коня у народов русского севера это еще и оберег (конь на крыше), а так же символ солнца, плодородия, источник жизненных благ. (Слайд 2)

Земля. Земля изображалась прямой линией или квадратом.

Вода. Вода изображалась волнистой линией, косой полосой.
При соединении прямой линии и волнистой получалось изображение мокрой земли.  При соединении волнистой и косой линий – дождь, небо с облаками.

Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи или завитки, во множестве разбросанные по орнаментам мезенской росписи означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы.

Огонь. Энергия очищения, преображения, вдохновения.  У наших предков символизировал как созидающую, так и разрушительную силу. Огонь изображался в виде всевозможных спиралей.

Изображение  животных – коней, олене, птиц

Конь символизирует богатство домашнего очага, символ семейного счастья, большой и дружной семьи. В мезенской росписи конь изображался очень условно и обобщенно. Тонкие ноги коня давали впечатление быстрого бега.
Олень для русского крестьянина был символом зарождением всего нового и  также знаком дождя. Его изображали также как и коня, но вместо гривы рисовались ветвистые рога.
Птица символизирует тепло. Свет, сулит урожай, богатство. Птица выполнялась одним мазком с добавлением штрихов – перьев. (Слайд 3)

Изделия, украшенные росписью

Мастера мезенской росписи расписывали изделия быта это – прялки, короба, шкатулки, тарелки, разделочные доски, туески, утицы (ковши), шкатулки, миски…

4. Знакомство с техникой Мезенской росписи

Материалом для росписи являлись краски – черного и красного (кирпичного) цветов. Инструментом – круглые кисти – тонкие и средние.
Приступаем к выполнению мезенского орнамента. На листе бумаги с помощью  линейки и карандаша  размечаем полоски с квадратами, которые  обводим красной краской, как можно аккуратнее, чтобы были ровные, четкие границы. У нас получились, Мезенские поля – земля. Теперь приступаем к внутренней прорисовке, берем более тонкую кисточку, черную краску и осторожно вписываем в клетки узоры, как на рисунках…

Эти орнаменты в мезенской росписи служат границами между ярусами на изделии. Такие квадраты являются символами земли. Их располагаю в нижней или центральной части изделия.

Также в мезенской росписи есть орнамент-треугольник. Он обозначает и землю, и воду, и воздух. Для выполнения этого орнамента вычерчиваем полосу и вписываем в нее треугольники (при помощи линейки и карандаша), так же обводим их красным цветом.

Воздух изображался так же в полосе.

На этом рисунке представлены все способы изображения воздуха, с изображением воды в мезенских узорах выполнялась в полосе с косыми линиями (красный цвет) которые заполнялись волнистыми линиями, кружочками, спиральками (черный цвет) и т. д. (Слайд 4)

Очень необычно и красиво изображались деревья и цветы. (Слайд 5)

Важным элементом мезенского узора были птицы. Это были гуси, утки. Лебеди, также могли быть сказочные жар-птицы. Птицы всегда были символом стихии воздуха. Гуси, утки, лебеди так же несли в себе символ воды. Жар-птица – символ огня. Также в символику птиц вкладывался смысл оберега. Птицы тоже изображались двумя цветами  – красным и черным. Последовательность изображения птиц представлена на схемах. (Слайд 6)

Теперь мы познакомимся с традиционным изображением животных мезенской росписи. Это изображение коней и оленей, изображение которых для мастеров Мезена всегда были самыми любимыми. Последовательность изображения коней и оленей (Слайд 7)

Мы рассмотрели основные элементы изображения узоров мезенского промысла, теперь можно использовать их для составления своей композиции.

5. Практическая работа

Составление орнамента с использованием изображения коня (оленя) в технике мезенской росписи. (Слайды 8, 9, 10,11,12)
После выполнения задания дети «расшифровывают» свою творческую работу.

6. Подведение итогов и анализ занятия

Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.

Используемая литература.

  1. Дорожин Ю.Г., Мезенская роспись. Учебное пособие для детей. – Издательство-Синтез. – Москва, 2008.
  2. Карташев Н.Н., Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
  3. Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. -  Волгоград,2004.
  4. Постникова Н.В., Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. – ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», – Ижевск, 2011.

Наглядные материалы.

  • Мультимедийная презентация по теме «Мезенская роспись».
  • Наглядные таблицы по теме «Мезенская роспись».

Оборудование, материалы и инструменты: столы, стулья, ТСО.

Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, акварельные краски.