Пояснительная записка
Занятие разработано на основе образовательных программ дополнительного образования детей «Волшебная кисточка» по курсу изобразительное искусство, для обучающихся 6-9 лет. Данная разработка направлена на формирование любви к народному творчеству, к своей Родине.
«Родина подобна огромному дереву, на котором не
сосчитать листьев, и все что мы делаем доброго,
прибавляет сил ему. Но всякое дерево имеет
корни…Корни, питают дерево, связывают его с
землей, корни – это то, чем мы жили вчера, год
назад, сто тысяч лет назад. Это наша история. Это
наши деды и пращуры. Это их дела, молчаливо
живущие рядом с нами, в степных каменных бабах,
резных наличниках, в деревянных игрушках и
диковинных храмах, в удивительных песнях и
сказках. Это славные имена полководцев, поэтов и
борцов за народное дело…
Человеку важно знать свои корни – отдельному
человеку, семье, народу – тогда воздух, которым
мы дышим, будет целебен и вкусен, дороже будет
взрастившая нас земля и легче будет
почувствовать назначение и смысл человеческой
жизни.
Без прошлого невозможно ни понять хорошо, ни
оценить по достоинству настоящего, дерево Родины
– одно целое: земная крона и корни, глубоко
уходящие в землю».
В.М. Песков «Дороги и тропы».
Обучение изобразительному искусству – процесс многогранный, кропотливый и длительный. Одной из задач освоения языка искусства является развитие основ стилизованного рисунка и кладезем, которого являются техники народных промыслов, которые складывались не одно тысячелетие. В арсенале педагогов находится множество приемов и способов осуществления образовательных процессов, одним из которых, является знакомство с языком и техникой Мезенской росписи.
Цель разработки: ввести обучающихся в мир истории нашей необъятной Родины, используя, технику, образы и язык с последующим воплощением их в творческих работах.
Данная методическая разработка состоит из плана-конспекта занятия, учебно-методического комплекса (презентация темы «Мезенская роспись», наглядные таблицы по теме).
Обучающий аспект: обучить технике Мезенской росписи, для создания стилизованной композиции.
Воспитывающий аспект: подборка материалов для наглядных пособий направлены воспитывать:
- чувство гордости за свою страну;
- чувство собственной причастности к народной культуре;
- уважительное отношение к наследию своей страны.
Развивающий аспект: развитие внимания, образного мышления, творческого воображения, обогащения нравственного опыта, развитие моторики рук.
Теоретическое обоснование темы
Приобщение ребенка к образцам народных
промыслов, воспитывает в нем бережное отношение
к народному творчеству прошлого, дает основу для
творческого развития в будущем.
Предельная простота изобразительных средств,
художественное не многословие «рисунка»
Мезенской росписи, отличает ее от других
известных народных промыслов. Она таинственна и
архаична. Орнаменты имеют скупую,
примитивно-условную форму. Мастер (художник)
выстраивает узор сообразно внутреннему настрою
и отношению предмету или его будущим владельцам.
Тем не менее, подчиняясь строгим правилам
орнамента и каноническим значениям символов. Сам
принцип построения «рисунка» росписи дает
огромную возможность педагогу для формирования
навыков мелкой моторики рук у воспитанников.
Узоры Мезенской росписи просты и лаконичны,
каждый элемент имеет свой смысл. «Рисунками»
Мезенской росписи можно написать целое
сочинение, передать знаками какое-то
послание. Зная их расшифровку, можно прочитать
каждую работу.
План-конспект занятия
Курс – изобразительное искусство.
Группа: 3-ий год обучения кружка «Волшебная кисточка», 6-7 лет.
Тип занятия: комбинированное.
Форма занятия: творческая мастерская.
Цель: создание творческой композиции в технике Мезенской росписи.
Задачи:
- научить выполнять сложные символические композиции, используя технику Мезенской росписи;
- познакомить с одной из техник народного промысла нашей страны – Мезенской росписью;
- развивать образное и конструктивное мышление;
- воспитывать самостоятельность при выполнении практического задания.
План занятия
1. Подготовка к занятию. Организация
внимания. (3 мин.)
2. Постановка цели, выделение дидактических задач
занятия. (3 мин.)
3. Презентация темы «Мезенская роспись» (9 мин.)
– История возникновения росписи.
– Символические изображения – земли, воды,
ветра, воздуха, огня.
– Изображение животных – коней, оленей, птиц
– Изделия, украшенные росписью.
4. Знакомство с техникой Мезенской росписи (5 мин.)
5. Практическая часть занятия: выполнение
творческой работы с и пользованием техники
Мезенской росписи (20 мин.)
6. Подведение итогов и анализ занятия (5 мин.)
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Подготовка к занятию. Организация внимания
Приветствие педагога, концентрация внимания.
2. Постановка цели, выделение дидактических задач занятия
Педагог объявляет тему занятия: «Мезенская
роспись».
Мы с вами сегодня познакомимся с одним из
удивительных и таинственных народных промыслов
нашей страны – Мезенской росписью.
3. Презентация темы: «Мезенская роспись». История возникновения росписи
На Русском Севере с незапамятных времен получили широкое распространение разнообразные крестьянские ремесла, опытный глаз крестьянина сразу мог определить, из каких мест попала на ярмарку та или иная вещь. Особенно выделялись изделия, расписанные в селе Палащелье, что стоит на высоком берегу реки Мезени. Уже позднее своеобразные приемы росписи получили у искусствоведов название – Мезенская роспись. Происхождение мезенской росписи до сих пор остается загадкой. Необычность росписи, графичность, примитивно условная трактовка образов коней и птиц побуждают исследователей искать истоки мезенской росписи то в искусстве соседних северных народов, то в искусстве далеких народов Средней Азии, Индокитая или даже в доисторических наскальных рисунках. (Слайд 1)
Прежде всего, мезенская роспись – это свой самобытный орнамент. Этот орнамент притягивает и завораживает, не смотря на кажущуюся простоту. А предметы, расписанные мезенской росписью, как будто светятся изнутри, источая добро и мудрость предков. Каждая деталь орнамента мезенской росписи глубоко символична. Каждый квадратик и ромбик, листик и веточка, зверь или птица – находятся именно в том месте, где они и должны быть, чтобы рассказать нам рассказ леса, ветра, земли и неба, мысли художника и древние образы северных славян. Роспись наносилась на негрунтованное дерево специальной деревянной палочкой – тиской, пером глухаря или тетерева, также кисточкой из человеческого волоса. Затем изделие олифилось, что придавало ему золотистый цвет. В настоящее время в целом технология и техника мезенской росписи сохранились, за исключением разве что того, что стали применять кисти.
Символические изображения мезенской росписи
Символы зверей, птиц, плодородия, урожая, огня,
неба, других стихий известны нам еще с наскальных
рисунков и являются видом древнего письма,
передающим традиции народов Севера России. Так,
например изображение коня в традиции народов,
издревле населявших эту местность,
символизирует восход солнца, а изображение утки
– это порядок вещей, она уносит солнце в
подводный мир до рассвета и хранит его там.
Традиционно предметы, расписанные мезенской
росписью, имеют только два цвета – красный и
черный.
Необычайность и глубина символов мезенской
росписи лежат в мифологическом мировоззрении
народов древнего севера это многоярусность. Три
яруса – три мира (нижний, средний и верхний или
подземный, наземный и небесный). В мезенской
росписи нижний и средний ярусы заполняют олени и
кони. Верхний ярус – птицы. Образ коня у народов
русского севера это еще и оберег (конь на крыше), а
так же символ солнца, плодородия, источник
жизненных благ. (Слайд 2)
Земля. Земля изображалась прямой линией или квадратом.
Вода. Вода изображалась волнистой
линией, косой полосой.
При соединении прямой линии и волнистой
получалось изображение мокрой земли. При
соединении волнистой и косой линий – дождь, небо
с облаками.
Ветер, воздух. Многочисленные короткие штрихи или завитки, во множестве разбросанные по орнаментам мезенской росписи означают воздух, ветер – один из первоэлементов природы.
Огонь. Энергия очищения, преображения, вдохновения. У наших предков символизировал как созидающую, так и разрушительную силу. Огонь изображался в виде всевозможных спиралей.
Изображение животных – коней, олене, птиц
Конь символизирует богатство домашнего очага,
символ семейного счастья, большой и дружной
семьи. В мезенской росписи конь изображался
очень условно и обобщенно. Тонкие ноги коня
давали впечатление быстрого бега.
Олень для русского крестьянина был символом
зарождением всего нового и также знаком
дождя. Его изображали также как и коня, но вместо
гривы рисовались ветвистые рога.
Птица символизирует тепло. Свет, сулит урожай,
богатство. Птица выполнялась одним мазком с
добавлением штрихов – перьев. (Слайд 3)
Изделия, украшенные росписью
Мастера мезенской росписи расписывали изделия быта это – прялки, короба, шкатулки, тарелки, разделочные доски, туески, утицы (ковши), шкатулки, миски…
4. Знакомство с техникой Мезенской росписи
Материалом для росписи являлись краски –
черного и красного (кирпичного) цветов.
Инструментом – круглые кисти – тонкие и средние.
Приступаем к выполнению мезенского орнамента. На
листе бумаги с помощью линейки и карандаша
размечаем полоски с квадратами, которые
обводим красной краской, как можно аккуратнее,
чтобы были ровные, четкие границы. У нас
получились, Мезенские поля – земля. Теперь
приступаем к внутренней прорисовке, берем более
тонкую кисточку, черную краску и осторожно
вписываем в клетки узоры, как на рисунках…
Эти орнаменты в мезенской росписи служат границами между ярусами на изделии. Такие квадраты являются символами земли. Их располагаю в нижней или центральной части изделия.
Также в мезенской росписи есть орнамент-треугольник. Он обозначает и землю, и воду, и воздух. Для выполнения этого орнамента вычерчиваем полосу и вписываем в нее треугольники (при помощи линейки и карандаша), так же обводим их красным цветом.
Воздух изображался так же в полосе.
На этом рисунке представлены все способы изображения воздуха, с изображением воды в мезенских узорах выполнялась в полосе с косыми линиями (красный цвет) которые заполнялись волнистыми линиями, кружочками, спиральками (черный цвет) и т. д. (Слайд 4)
Очень необычно и красиво изображались деревья и цветы. (Слайд 5)
Важным элементом мезенского узора были птицы. Это были гуси, утки. Лебеди, также могли быть сказочные жар-птицы. Птицы всегда были символом стихии воздуха. Гуси, утки, лебеди так же несли в себе символ воды. Жар-птица – символ огня. Также в символику птиц вкладывался смысл оберега. Птицы тоже изображались двумя цветами – красным и черным. Последовательность изображения птиц представлена на схемах. (Слайд 6)
Теперь мы познакомимся с традиционным изображением животных мезенской росписи. Это изображение коней и оленей, изображение которых для мастеров Мезена всегда были самыми любимыми. Последовательность изображения коней и оленей (Слайд 7)
Мы рассмотрели основные элементы изображения узоров мезенского промысла, теперь можно использовать их для составления своей композиции.
5. Практическая работа
Составление орнамента с использованием
изображения коня (оленя) в технике мезенской
росписи. (Слайды 8, 9, 10,11,12)
После выполнения задания дети
«расшифровывают» свою творческую работу.
6. Подведение итогов и анализ занятия
Выставка работ учащихся.
Обсуждение работ и выявление лучших.
Используемая литература.
- Дорожин Ю.Г., Мезенская роспись. Учебное пособие для детей. – Издательство-Синтез. – Москва, 2008.
- Карташев Н.Н., Школьная валеология. Учебное пособие для студентов педуниверситетов. – Волгоград, Перемена, 1997.
- Сериков В.В. Общая педагогика, Перемена. - Волгоград,2004.
- Постникова Н.В., Мезенская роспись. Учебно-методическое пособие. – ФБГОУ ВПО «Удмуртский государственный университет», – Ижевск, 2011.
Наглядные материалы.
- Мультимедийная презентация по теме «Мезенская роспись».
- Наглядные таблицы по теме «Мезенская роспись».
Оборудование, материалы и инструменты: столы, стулья, ТСО.
Материалы: бумага, карандаши, фломастеры, акварельные краски.