Если спросить у любящего родителя “Чего он желает для своего ребенка?”, то вероятнее всего, каждый пожелает крепкого здоровья, качественного образования, верных друзей, успешной карьеры, состоятся в семье и быть просто счастливым. Осуществление этих благ зависит как от родителей, самих детей, так и от социума, в частности государства. Каким образом будет реализовываться данная “программа” в раннем и дошкольном возрасте, если первый пункт “ крепкое здоровье” вызывает не только озабоченность, а конкретное беспокойство у родителя? Где, каким образом ребенок получит образование, и какое это будет образование? С другой стороны - на данный момент Российское государство подготовило нормативную базу для реализации инклюзивного образования в образовательных учреждениях. Инклюзия реализуется в дошкольных организациях различного вида.
В свою очередь родитель, воспитывающий ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), имеет полное право выбирать согласно склонностям, потребностям своего ребенка образовательное учреждение (Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ “Об образовании в Российской Федерации”). Что на данный момент и происходит в нашем обществе. В дошкольные образовательные организации общеразвивающего вида родители приводят детей с ограниченными возможностями здоровья: с синдромом Дауна, с интеллектуальной недостаточностью (ЗПР, ЗПРР, УО), с серьезными ортопедическими проблемами (ДЦП). Родители желают видеть своих детей счастливыми, социализированными-принятыми в обществе и это их право. Что же касается дошкольных организаций, то они оказались не готовы к такой ситуации. В чем это выражается:
Во-первых - педагоги данных детских садов никогда не сталкивались с детьми с ОВЗ и не имеют опыта воспитания и образования данной категории воспитанников.
Во-вторых-в детских садах общеразвивающего вида работают, как правило, из специалистов: педагоги-психологи и учителя логопеды. Не всегда детские сады могут позволить себе содержать в штате данных специалистов. Детям с ОВЗ необходимо комплексное психолого-педагогическое сопровождение, которое включает квалифицированную медицинскую помощь и коррекционную в лице дефектолога, который в штате детского сада общеразвивающего вида не предусмотрен.
В-третьих - любой ребенок, поступивший в детский сад должен получить образовательную услугу. Это прописано в законе “Об образовании в РФ” и Федеральном государственном стандарте дошкольного образования. В детских садах общеразвивающего вида реализуются образовательные программы для детей с нормой в развитии, адаптированных лицензированных программ нет. Получается, что ребенок с ОВЗ в такой дошкольной организации может только социализироваться, и не сможет реализовать свое право на общедоступное бесплатное дошкольное образование.
В-четвертых - не каждый родитель воспитанника такого детского сада, который посещает, например, ребенок с синдромом Дауна, толерантен и способен согласиться с тем, что его малыш будет находиться в одной группе с ребенком с ОВЗ. Не все наше общество готово к такому шагу.
В-пятых - дошкольная организация общеразвивающего вида обязана предоставить образовательную услугу детям с ОВЗ, но не имеет финансово-методической базы для этого: новое штатное расписание, создание безопасной предметно-развивающей среды, необходимой для детей с ОВЗ, программно - методическое обеспечение образовательного процесса, повышение квалификации педагогов по коррекционному направлению.
В большинстве случаев руководитель изыскивает внутренние резервы, но их недостаточно. Для детей с ОВЗ детский сад общеразвивающего вида может предложить индивидуальный развивающий маршрут, который разрабатывается специалистами, если такие имеются в штате, совместно с воспитателями группы, которую посещает ребенок.
В-шестых - не всякий родитель ребенка с ограниченными возможностями здоровья готов сотрудничать с педагогами дошкольной организации, знает и понимает особенность своего ребенка и способен вместе преодолевать трудности и развиваться.
На данный момент инклюзивное образование в РФ реализуется в дошкольных организациях комбинированного вида, а также детских садах, где есть группы компенсирующего вида. Такие организации имеют материально-техническую и методическую базу, опыт работы с детьми с ОВЗ. Поэтому инклюзия в данных детских садах имеет возможность реализации. Опыт работы дошкольных образовательных организаций в области инклюзивного образования (МБДОУ детский сад комбинированного вида №45г. Белгород; Департамент образования Магаданской области; МДОУ ЦРР Д/С № 66 г. Владимир; МАДОУ ЦРР № 101 г. Калининград; МБДОУ детский сад комбинированного вида № 4 г. о. г. Выкса; МДОАУ детский сад “Солнышко” Оренбургская область, п. Светлый; МБДОУ детский сад № 4 “Солнышко” г. Пятигорск; МБДОУ ЦРР №73 г. Бийск) показывает, что существуют определенные условия, соблюдение которых необходимо для реализации права ребенка с ОВЗ на бесплатное доступное дошкольное образование и успешную социализацию:
- раннее выявление нарушений и проведение коррекционной работы с первых месяцев жизни;
- готовность родителей помогать ребёнку на протяжении всех лет интегрированного обучения;
- сопровождение воспитанника дефектологом, психологом способным оказывать консультативную помощь педагогам и родителям;
- возможность получать инклюзивное образование по месту жительства ребёнка;
- соответствующая подготовка (квалификация) педагогов образовательных учреждений, которые, безусловно, должны обладать некоторым минимумом знаний в области коррекционной педагогики и специальной психологии.
- наличие специальных образовательных программ и пособий;
- ориентация на ребенка;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса;
- система взаимодействия специалистов, родителей, педагогов, служб ПМПК,
то есть наличие оптимальной системы комплексного сопровождения детей с ОВЗ.
Мы видим насколько коррелируют данные условия с проблемами инклюзии в дошкольных образовательных учреждениях общеразвивающего вида.
На основе вышеизложенного необходимо отметить, что на данном этапе существуют ограничения в процессе реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях общеразвивающего вида:
1. Отсутствие профилактики или раннего выявления отклонений в развитии ребенка, необходимость создания и законодательного оформления системы ранней помощи.
2. Недостаточная информированность, а также готовностью мотивационного, когнитивного и практического планов родителей детей с ОВЗ, для которых не всегда открыт доступ к информации о возможностях инклюзивного образования, условиях и формах его реализации.
3. Нехватка специалистов в детских садах (логопедов, дефектологов, психологов) и неготовность и нежелание педагогов образовательных учреждений работать с “особыми” детьми.
4. Отсутствие вариативных моделей инклюзивного обучения, предполагающее разработку программ, технологий, организационных форм и условий, обеспечивающих эффективную реализацию интеграции ребенка с ОВЗ в пространство детского сада общеразвивающего вида.
5. Низкий уровень толерантности общества, в частности участников образовательного процесса (родителей обучающихся, сотрудников учреждения).
6. Отсутствие финансово-методической базы в дошкольных образовательных организациях общеразвивающего вида.
Таким образом, на основе анализа данных ограничений, проблем реализации инклюзии в детских садах общеразвивающего вида, возможно построение определенной модели инклюзии в данных учреждениях. Что, в свою очередь, даст возможность, с одной стороны, родителям воспользоваться правом своих детей на доступное дошкольной образование, с другой - дошкольной образовательной организации реализовать данное право.
Построение такой модели должно опираться на опыт дошкольных образовательных организаций в области реализации инклюзивного образования, учитывать психолого-педагогические условия реализации инклюзивного образования в дошкольных образовательных организациях комбинированного вида.