Технология деятельностного метода на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Цели:

  • образовательные: повторить и систематизировать полученные ранее знания  о местоимении; познакомить с новым разрядом местоимений – определительными; показать отличительные особенности определительных местоимений: грамматические признаки, синтаксическую роль в предложении; научить находить определительные местоимения в тексте; формировать орфографическую зоркость обучающихся.
  • развивающие: формировать коммуникативную и лингвистическую компетенции обучающихся; развивать аналитические способности учащихся (умение сравнивать, выделять, обобщать); вырабатывать умение практического применения полученных знаний на практике.
    Учить анализировать ситуацию, ставить проблему, цель, планировать, осуществлять контроль и давать самооценку посредством деятельностного метода обучения.
  • воспитательные: воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка; воспитывать любовь к Родине, к чтению книг.

Оборудование: рабочие листы для обучающихся, учебник “Русский язык 6 класс”, авторы: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др.- М.: Просвещение, 2012 г.

Ход урока

Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

- Добрый день, ребята. Обратите, пожалуйста, внимание на доску. На доске записаны слова одного мудреца. Прочитайте их.

“Самое главное — быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие, —
и ты будешь знать, что другим неведомо”.

- Как вы понимаете это высказывание?

- Что будет доступно внимательному человеку?

- А ученику?

- Что же нужно сделать нам сегодня на уроке, чтобы узнать ранее неведомое?

- Давайте и сегодня на уроке попытаемся показать себя с лучшей стороны, будем активными, внимательными, старательными.

- О какой части речи мы с вами говорим уже на протяжении нескольких уроков?

- Верно, о местоимении.

- Сегодня мы узнаем о местоимении что – то новое. А как действует настоящий ученик, когда хочет узнать что – то новое? С чего мы обычно начинаем урок, на котором узнаем что – то новое?

- С повторения.

Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

- Работать мы сегодня будем как с учебником, так и с рабочими листами, которые находятся у вас на столе. Девиз сегодняшнего урока отражен и в них. Обратимся к нему еще раз.

“Самое главное — быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие,
— и ты будешь знать, что другим неведомо”.

- Что интересного заметили в этом предложении? Разряды каких местоимений из предложения нам уже известны?

- Верно, относительные и личные. Назовите примеры из высказывания.

- Дайте определения этих разрядов местоимений.

- Что еще нам известно о них?

- Как отличить относительные местоимения от вопросительных?

- Есть ли еще местоимения в предложении?

(да, местоимение “всё”)

- Определите разряд местоимения “всё” .

- Можем ли мы это сделать?

Выявление места и причины затруднения.

- Значит, в чем причина вашего затруднения? Чего вы не знаете? Почему? Что вы не смогли сделать?

(не знаем, как определить разряд местоимения “всё”).

Построение проекта выхода из затруднения.

- Тогда сформулируйте цель нашего сегодняшнего урока.

(изучить новый разряд местоимения)

- На что указывает это местоимение?

(на обобщенное качество предмета)

- Это определительное местоимение. И сегодня на уроке мы должны познакомиться с этим разрядом местоимения, выяснить их особенности, синтаксическую роль и грамматические признаки.

-Как бы назвали тему сегодняшнего урока?

(“Определительные местоимения”).

- Что вам поможет освоить эту тему и достичь той цели, которую вы перед собой поставили?

- Конечно, учебник и материалы, которые даны в рабочем листе к уроку.

- Как будет строиться ваша дальнейшая работа?

- Верно, мы познакомимся с информацией в учебнике и в раздаточных материалах.

Реализация построенного проекта.

- Внимательно прочитайте информацию, помещенную на рабочих листах. Что вы узнали об определительных местоимениях? Приготовьте сообщение об определительных местоимениях, пользуясь предложенным алгоритмом.

Алгоритм.

1. На что указывают определительные местоимения? Приведите несколько примеров.

2. Как изменяются определительные местоимения? Каковы их грамматические признаки?

3. Почему некоторые из них не могут изменяться?

4.С какой частью речи можно перепутать определительные местоимения?

5. Какими членами предложения могут быть определительные местоимения?


Приложение 1

Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

- Вы открыли новое знание, что теперь нужно сделать?

- Потренироваться.

1). Организация работы по употреблению определительных местоимений в речи.

Задание 1: Вставьте определительные местоимения.

Ребята! ............. из вас после окончания школы может выбрать ............ профессию. Нужно только помнить, что ............. работа требует упорства , и надо учиться уже в школе преодолевать ........... трудности.

Самопроверка по образцу.

- Итак, вы выполнили самостоятельную работу. Какой следующий шаг вам нужно сделать?

(Проверить свою работу).

- Что вам поможет узнать, правильно вы выполнили задание или нет?

(Образец).

- Посмотрите, что у вас должно получиться.

Образец.

Ребята! Каждый из вас после окончания школы может выбрать любую профессию. Нужно только помнить, что всякая работа требует упорства , и надо учиться уже в школе преодолевать все трудности.

Учащиеся фиксируют свой результат с помощью знаков “+” или “?”. Если были допущены ошибки, они разбираются и исправляются.

Задание 2: Подберите фразеологизмы, в которых употребляются определительные местоимения.

Проверка:

Во весь дух, во весь голос, всей душой, всем миром, сам не свой, в самый раз, на все лады, все шишки валятся, всем сердцем.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Подведем итог урока. Какое новое знание вы сегодня открыли?

(Мы по алгоритму получили новую информацию об определительных местоимениях)

- Как вы её открывали?

(Мы сначала поняли, чего не знаем, а потом сами открыли новое).

- Как вы записали новое знание? Что помогло вам открыть новое?

(Алгоритм).

Оцените свою работу на уроке в листах самооценки.

Ф. И._____________________

Отметьте только те утверждения, которые полностью соответствуют вашему мнению.

1. Я пытался спланировать слои действия перед выполнением задания.

2. На уроке я открыл для себя что-то новое.

3. Мне понадобились дополнительные знания для выполнения определенных заданий.

4. Я выполнил задание нестандартным способом.

5. Я выполнил все задания, предложенные учителем.

6. Мне было легко работать на уроке.

10. Домашнее задание: параграф 49, упражнение 448.

Источники.

1. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2011. – 152 с.

2. Реализация деятельностного метода обучения на примере урока русского языка. Шешукова Лариса Александровна http://nsportal.ru/


Приложение 2

Рабочий лист к уроку по теме “Определительные местоимения”

“Самое главное — быть внимательным.
Обращай внимание на все вокруг, на все,
что видишь, на все, что не замечают другие,
— и ты будешь знать, что другим неведомо”.

Прочитайте теоретические сведения о местоимении. Приготовьте сообщение об определительных местоимениях, пользуясь предложенным алгоритмом.

Алгоритм.

1. На что указывают определительные местоимения? Приведите несколько примеров.

2. Как изменяются определительные местоимения? Каковы их грамматические признаки?

3. Почему некоторые из них не могут изменяться?

4. С какой частью речи можно перепутать определительные местоимения?

5. Какими членами предложения могут быть определительные местоимения?

Определительные местоимения: сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой, всюду, везде, всегда и др. – указывают на обобщенное качество предмета , служат средством уточнения того предмета, признака, о котором идёт речь:

  • сам, самый, весь, всякий, каждый, иной, другой, любой – местоимения-прилагательные и изменяются по числам, родам (в единственном числе), падежам (всякий, всякая, всякое, всякие, всякого и т.д.);
  • всюду, везде, всегда – местоименные наречия; неизменяемые слова.

Обратите внимание!

Некоторые местоимения имеют омонимы среди служебных частей речи (это, что, как, когда): Это книга(местоимение). – Москва – это столица России (указательная частица); Я знаю, что ему сказать (местоимение). – Я знаю, что он здесь (союз).

Задание 1: Вставьте определительные местоимения.

Ребята! ............. из вас после окончания школы может выбрать ............ профессию. Нужно только помнить, что ............. работа требует упорства , и надо учиться уже в школе преодолевать ........... трудности.

Задание 2: Подберите фразеологизмы, в которых употребляются определительные местоимения.