Программа адаптации "Вместе весело шагать…". 5-й класс

Разделы: Школьная психологическая служба

Класс: 5


Пояснительная записка.

Переход в 5-й класс – кризисный период. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.

По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.

Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т.д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение  к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации. Я, являясь классным руководителем, не преподающим учебных предметов, должна помочь учащимся успешно адаптироваться к новому этапу и новым условиям обучения, а также создать условия для развития личности каждого учащегося в классном коллективе.

Цель курса: создание благоприятных условий для успешной адаптации учащихся к предметному обучению. Развитие личности учащихся в коллективе и посредством коллектива.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

  1. Формирование у учащихся адекватных механизмов приспособления к предметному обучению;
  2. Снижение уровня тревожности учащихся и формирование у них уверенности в себе;
  3. Формирование и развитие системы самоуправления в классе;
  4. Развитие лидерских качеств и организаторских способностей посредством системы самоуправления класса;
  5. Сплочение классного коллектива.

Содержание курса

В программу курса включены аспекты, направленные на снятие школьной и личностной тревожности учащихся, на развитие их лидерских качеств и организаторских способностей, на развитие системы самоуправления и сплочение классного коллектива.

Курс предполагает 34 часа, 1 раз в неделю. Занятия проводятся в форме тренинга, деловой игры дискуссии. На занятиях используются тренинговые упражнения, диагностика личностных особенностей учащихся, приемы арт-терапии, работа с метафорой. Особенностями методов применяемых в ходе курса “Вместе весело шагать…” являются активность, основывающаяся на проживании опыта, эмоциональная окрашенность, рефлексивность, ориентация на зону ближайшего развития, метафоричность и событийность.

Учебно-тематическое планирование.

№ урока Тема Количество часов
1-2 Приятно познакомиться! 2
3 Что такое “5-Й Класс”? 1
4 Режим дня – это важно! 1
5-6 Познай себя: Тревога – что это 2
7-8 Новичок в средней школе 2
9 Какие мы в общении 1
10-11 Понимаем ли мы друг друга? 2
12 Вместе Мы – Сила! 1
13-14 Школа – это Мы 2
15-16 Формула успеха 2
17-18 Познай себя: Чудо дерево 2
19-20 Мир, в котором Мы живем 2
21 Я + Ты = Мы 1
22-23 Воздушные шарики 2
24-25 Формула успеха. Ч.2 2
26-27 Спасение медведя 2
28-30 Чувство Успеха 3
31 Мой класс – моя семья 1
32-33 Вместе весело шагать… 2
34 Итоговое занятие 1
Всего: 34

Ожидаемые результаты.

  • Снижение уровня тревожности учащихся, формирование адекватных механизмов адаптации к предметному обучению;
  • Развитие лидерских качеств и организаторских способностей учащихся;
  • Формирование и эффективная работа системы самоуправления в классе;
  • Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.

Требования к уровню подготовки.

По прохождении курса учащиеся должны:

Знать: особенности снятия стресса, особенности режима дня и его значение в переходный период, особенности самоуправления в классе.

Уметь: управлять своими эмоциями, составлять распорядок дня, планировать свою деятельность.

Применять на практике способы повышения самооценки, способы снятия стресса, способы эффективного взаимодействия в коллективе.

Литература.

  1. Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 416с.: ил.
  2. Евлампиева М. Перекрестки возможностей: Программа развития социальных навыков младших подростков: Модуль “яи мои особенности”/ Евлампиева М., Кардашина О. –М.: Чистые пруды, 2010. – 32с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.35).
  3. Евтихов О.В. Тренинг Лидерства: Монография. – СПБ.: Речь, 2007. – 256с.
  4. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 512с.
  5. Основы психологии: практикум /под ред. Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001. – 704с.
  6. Практикум по возрастной психологии: уч. пособие. /под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688с.
  7. Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: “Бархам –М”, 2004. – 672с.
  8. Психология: учебное пособие. 5 класс/ А.Д.Андреева, Е.Е. Данилова, И.В., Дубровнина; под ред. И.В,Дубровниной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2007. – 240с.
  9. Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь /В.Б.Шапарь, В.Е,Россоха, О.В, Шапарь; под общю.ред. В,Б.Шапаря. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808с. – (Словари)