Пояснительная записка.
Переход в 5-й класс – кризисный период. Успешность адаптации младшего подростка зависит не только от интеллектуальной готовности, но и от того, насколько он умеет налаживать отношения и общаться с одноклассниками и педагогами, соблюдать школьные правила, ориентироваться в новой ситуации.
По данным психологов ситуация адаптации вызывает у многих пятиклассников повышенную тревожность, как школьную, так и личностную. Для ребенка в данный период необычайно важно мнение других людей о нем и его поступках, особенно мнение одноклассников, классного руководителя и родителей.
Серьезной проблемой является и смена классного руководителя. У некоторых детей появляются сложности в организации школьной жизни, незнании требований учителей, ориентированности в здании школы и т.д. И здесь компетентность классного руководителя в вопросах жизнедеятельности класса, его эмоциональное отношение к детям, к своим обязанностям, умение налаживать контакт и общаться с детьми – одно из главнейших условий успешной адаптации. Я, являясь классным руководителем, не преподающим учебных предметов, должна помочь учащимся успешно адаптироваться к новому этапу и новым условиям обучения, а также создать условия для развития личности каждого учащегося в классном коллективе.
Цель курса: создание благоприятных условий для успешной адаптации учащихся к предметному обучению. Развитие личности учащихся в коллективе и посредством коллектива.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- Формирование у учащихся адекватных механизмов приспособления к предметному обучению;
- Снижение уровня тревожности учащихся и формирование у них уверенности в себе;
- Формирование и развитие системы самоуправления в классе;
- Развитие лидерских качеств и организаторских способностей посредством системы самоуправления класса;
- Сплочение классного коллектива.
Содержание курса
В программу курса включены аспекты, направленные на снятие школьной и личностной тревожности учащихся, на развитие их лидерских качеств и организаторских способностей, на развитие системы самоуправления и сплочение классного коллектива.
Курс предполагает 34 часа, 1 раз в неделю. Занятия проводятся в форме тренинга, деловой игры дискуссии. На занятиях используются тренинговые упражнения, диагностика личностных особенностей учащихся, приемы арт-терапии, работа с метафорой. Особенностями методов применяемых в ходе курса “Вместе весело шагать…” являются активность, основывающаяся на проживании опыта, эмоциональная окрашенность, рефлексивность, ориентация на зону ближайшего развития, метафоричность и событийность.
Учебно-тематическое планирование.
№ урока | Тема | Количество часов |
1-2 | Приятно познакомиться! | 2 |
3 | Что такое “5-Й Класс”? | 1 |
4 | Режим дня – это важно! | 1 |
5-6 | Познай себя: Тревога – что это | 2 |
7-8 | Новичок в средней школе | 2 |
9 | Какие мы в общении | 1 |
10-11 | Понимаем ли мы друг друга? | 2 |
12 | Вместе Мы – Сила! | 1 |
13-14 | Школа – это Мы | 2 |
15-16 | Формула успеха | 2 |
17-18 | Познай себя: Чудо дерево | 2 |
19-20 | Мир, в котором Мы живем | 2 |
21 | Я + Ты = Мы | 1 |
22-23 | Воздушные шарики | 2 |
24-25 | Формула успеха. Ч.2 | 2 |
26-27 | Спасение медведя | 2 |
28-30 | Чувство Успеха | 3 |
31 | Мой класс – моя семья | 1 |
32-33 | Вместе весело шагать… | 2 |
34 | Итоговое занятие | 1 |
Всего: | 34 |
Ожидаемые результаты.
- Снижение уровня тревожности учащихся, формирование адекватных механизмов адаптации к предметному обучению;
- Развитие лидерских качеств и организаторских способностей учащихся;
- Формирование и эффективная работа системы самоуправления в классе;
- Развитие коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся.
Требования к уровню подготовки.
По прохождении курса учащиеся должны:
Знать: особенности снятия стресса, особенности режима дня и его значение в переходный период, особенности самоуправления в классе.
Уметь: управлять своими эмоциями, составлять распорядок дня, планировать свою деятельность.
Применять на практике способы повышения самооценки, способы снятия стресса, способы эффективного взаимодействия в коллективе.
Литература.
- Вачков И.В. Сказки о самой душевной науке: Королевство Внутреннего Мира. Королевство Разорванных Связей. – 2-е изд. – М.: Генезис, 2013. – 416с.: ил.
- Евлампиева М. Перекрестки возможностей: Программа развития социальных навыков младших подростков: Модуль “яи мои особенности”/ Евлампиева М., Кардашина О. –М.: Чистые пруды, 2010. – 32с. – (Библиотечка “Первого сентября”, серия “Школьный психолог”. Вып.35).
- Евтихов О.В. Тренинг Лидерства: Монография. – СПБ.: Речь, 2007. – 256с.
- Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – Ростов н/Д: “Феникс”, 2004. – 512с.
- Основы психологии: практикум /под ред. Л.Д.Столяренко. - Ростов н/Д: “Феникс”, 2001. – 704с.
- Практикум по возрастной психологии: уч. пособие. /под ред. Л.А.Головей, Е.Ф.рыбалко. – СПб.: Речь, 2006. – 688с.
- Райгородский Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. – Самара: “Бархам –М”, 2004. – 672с.
- Психология: учебное пособие. 5 класс/ А.Д.Андреева, Е.Е. Данилова, И.В., Дубровнина; под ред. И.В,Дубровниной. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МОДЭК”, 2007. – 240с.
- Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь /В.Б.Шапарь, В.Е,Россоха, О.В, Шапарь; под общю.ред. В,Б.Шапаря. – 2-е изд. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 808с. – (Словари)