Цель: обобщить, повторить и закрепить знания по теме “Природа”.
Задачи:
- Знать основные формы рельефа их связь со строением земной коры, особенности климата России, морей, рек и озер, размещение основных типов почв, примеры использования и значения в жизни людей.
- Развивать умения анализировать материал, делать обобщение и приводить аргументы.
- Через разнообразные формы работы прививать интерес к изучению географии.
Тип урока: урок-зачет.
Вид урока: устная и письменная форма проверки знаний.
Оборудование: атласы, зачетные листы, проектор, презентация к уроку.
Ход урока
1. Орг. момент. Учитель поясняет правила заполнения зачетных листов по ходу проведения зачета.
2. Проведение зачета.
Задание №1 (слайд 1)
Учитель цитирует отрывок стихотворения Ф.И. Тютчева:
“Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык...”
- О чем эти строки? Согласны ли вы с позицией автора? Аргументируйте свой ответ.
Задание №2 (слайд 2)
Выберите верный ответ:
1.На территории России преобладают:
А) низкие горы;
Б) высокие и средневысокие горы;
В) равнины;
Г) нагорья.
2. Самые древние породы выходят на поверхность в районах распространения:
А) щитов;
Б) плит;
В) впадин;
3. Горные районы России находятся:
А) в северной части;
Б) на юге Сибири и на востоке;
В) в европейской части;
Г) на севере Сибири.
Задание №3 (слайд 3)
Используя шкалу высот на физической карте России, определите характерные высоты Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнин. Какая из них ниже?
Ответ запишите в зачетный лист.
Задание №4 (слайд 4)
В России находится много вулканов, один из них описал землепроходец В. Атласов: “А от устья идти вверх по Камчатке-реке недалеко. Есть гора, подобная хлебному скирду, велика гораздо и высока, а другая близ нее - подобна сенному стогу и высока гораздо: из нее днем дым, а ночью искры зарево”. Как название этому вулкану? Где находится? Чем обусловлено извержение вулкана.
Задание №5 (слайд 5)
Что изображено на рисунках под буквами “а” и “б”?
Задание №6 (слайд 6)
По стихотворным строчкам А.С. Пушкина определите, о каком атмосферном процессе идет речь:
А)
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась...
Б)
Мороз и солнце день чудесный!
Еще ты дремлешь друг прелестный...
В)
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя...
Задание №7 (слайд 7)
Какой из перечисленных городов, показанных на карте, находится в зоне действия антициклона
1) Архангельск
2) Салехард
3) Ростов-на-Дону
4) Нижний Новгород
Задание №8 (слайд 8)
Чем отличаются моря от океанов? Перечислите моря, омывающие северное побережье России.
Задание №9 (слайд 9)
Установите соответствие:
Количество воды, проходящее через поперечное сечение русла за единицу времени. Количество воды, которое протекает за год.
Количество воды, которое протекает за год.
Превышение истока над устьем, выраженное в метрах
А. Годовой сток. Б. Расход воды.
В. Падение реки.
Г.Уклон реки.
Задание №10 (слайд 10)
Определите по описанию реку: “ Относится к бассейну Северного Ледовитого океана, берет начало в горах Алтая. Речной бассейн реки вместе с притоками являются крупнейшими на территории России”.
Задание №11 (слайд 11)
Верно ли утверждение:
Некоторые реки Кавказа и Алтая - реки с ледниковым типом питания.
А. Да
Б. Нет
Аргументируйте свой ответ.
Задание №12 (слайд 12)
Выберите верный ответ. Выбранный ответ аргументируйте.
Самые глубокие озера имеют происхождение:
А) тектоническое;
Б) карстовое;
В) моренное.
Задание 13 (слайд 13)
Установите соответствие между озером и реками, впадающими в него.
Озеро Река 1. Ладожское А. Нева 2. Байкал Б. Ангара 3 Селигер В. Баргузин Г. Свирь Д. Кама Е. Сев. Двина
Задание №14 (слайд 14)
Завершите схему “Условия почвообразования”, впишите недостающие элементы.
Задание №15 (слайд 15)
Выберите верный ответ.
При накоплении растительных и животных остатков и их разложении образуется:
А) горизонт вымывания;
Б) горизонт вмывания
В) материнская порода;
Г) гумусовый горизонт.
Задание №16 (слайд 16)
Определите природные зоны и укажите соответствующие для них типы почв.
- Тундра.
- Степь.
- Тайга.
Задание №17 (слайд 17)
Продолжите предложение:
Система мер по борьбе с эрозией почв включает:_____________ .
3. Подведение итогов: (слайд 18)
- 50-55 - оценка “5”;
- 40-49 - оценка “4”;
- 30-39 - оценка “3”;
- Менее 30 - оценка “2”.
Домашнее задание.
Написать эссе на тему: “Я и природа”.
Зачетный лист
ФИО___________________класс_________дата_________
№ задания | Запись ответо | Макс. кол-во балло |
1 | 5 | |
2 | 3 | |
3 | 4 | |
4 | 5 | |
5 | 2 | |
6 | 3 | |
7 | 1 | |
8 | 4 | |
9 | 4 | |
10 | 1 | |
11 | 2 | |
12 | 3 | |
13 | 3 | |
14 | 2 | |
15 | 2 | |
16 | 6 | |
17 | 5 | |
итого | 55 |
- 50-55 - оценка “5”;
- 40-49 - оценка “4”;
- 30-39 - оценка “3”;
- Менее 30 - оценка “2”.