Цель урока: выяснить сущность Международного гуманитарного права.
Задачи урока.
1. Получить представление об основных принципах и нормах Международного гуманитарного права (МГП).
2. Развивать понимание необходимости соблюдения норм Международного гуманитарного права по отношению к тем, кого оно защищает.
3. Воспитывать у учащихся уважение к человеческому достоинству, необходимости милосердия и сострадания к беззащитным.
Задания для учащихся (которые они должны уметь выполнить после изучения новой темы):
1. Какова основная цель МГП?
2. Какие нормы устанавливает МГП?
3. Может ли МГП исключить войну из жизни человека?
Оформление доски.
1. Тема урока.
2. План урока.
3. Домашнее задание (разноуровневое).
4. Основные понятия предыдущего домашнего задания, необходимые для изучения новой темы.
Основные понятия: гуманизм, право, нормы права, государство.
Оборудование: учебники, карточки со статьями из МГП, использование ИКТ по теме урока (презентации).
Тип урока: комбинированный.
План урока
1. Повторение заданных понятий.
2. Изучение нового материала:
а) понятие МГП;
б) причины принятия МГП;
в) рождение идеи МГП;
г) основополагающие документы МГП, их основные положения;
д) особенности и значение МГП.
3. Заключение.
4. Домашнее задание.
Ход урока
І. Оргмомент:
1. Приветствие
2. Приготовление к уроку.
ІІ. Проверка домашнего задания:
1. Решение коротких тестов (лежат на столах).
2. Проверка домашнего задания по определению понятий (государство, нормы права, право гуманизм).
ІІІ. Изучение нового материала.
Вводное слово учителя:
1. Объявление темы урока (слайд №1). Презентация
2. Постановка цели урока (слайд №2).
3. Постановка задач для учащихся, которые они должны будут решать после изучения темы (слайд №3).
Слово учителя:
1. Понятие МГП.
Международное гуманитарное право, сокращённо МГП представляет собой совокупность правовых норм, основанных на принципах гуманности и направленных на ограничение последствий вооружённых конфликтов (определение записывается в тетради). (Слайд №4).
Международное гуманитарное право заключается в том, что оно (слайд №5):
- Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях, потерпевших кораблекрушение, военнопленных.
- Предоставляет защиту лицам, не принимавшим непосредственное участие в военных действиях (гражданскому населению, медицинскому и духовному персоналу).
- Защищает объекты, которые не служат непосредственным военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа ит.д.)
- Запрещает применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют повреждения или страдания гражданским и военным лицам, объектам, наносить серьёзный ущерб природе.
Вопрос к классу: что устанавливает МГП? Кого оно защищает?
Вывод записывается в тетради:
МГП устанавливает определённые правила поведения сторон, участвующих в вооружённых конфликтах, ограничивает насилие и обеспечивает защиту жертв войны. Оно определяет категории людей, на которых распространяется правовая защита в условиях вооружённого конфликта. Это раненые, больные, потерпевшие кораблекрушение, военнопленные, гражданское население.
Слово учителя:
МГП признаёт 2 категории вооружённых конфликтов. (Слайд №6)
- Международный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние между двумя или несколькими государствами.
- Немеждународный вооружённый конфликт – это вооружённое противостояние в пределах одного государства между силами правительства и антиправительственными отрядами.
2. Причины принятия МГП.
Войны, военные конфликты сопровождают человечество на протяжении всей его истории. Ещё в античные времена они охватывали огромные пространства.
В течение Средневековья и нового времени войны становились всё масштабнее и продолжительнее, а в ХХ веке они приобрели глобальный характер, и потому получили название мировых.
Вопрос к классу: кто из Вас знает что-либо об этих войнах?
1-й ученик:. В Первой мировой войне принимали участие 38 стран, под ружьё было поставлено более 70 млн. человек, а общие потери воевавших стран составили примерно 10 млн. убитых и 20 млн. раненых. Расходы на войну почти в 12 раз превышали расходы на все войны, которые велись с 1793 по 1905 г.
2-й ученик: Во Вторую мировую войну оказалось втянуто 61 государство, в которых проживало до 80% населения планеты. Военные действия велись не только на суше, но и на всех океанах, охватив гигантские области Евразии, Северной Африки и Океании. В армии было призвано примерно 110 млн. человек. Погибло 65 млн. человек, приблизительно половину, из которых составляли жертвы среди гражданского населения, страдавшего от массированных обстрелов, бомбардировок с воздуха карательных акций.
Учитель. Мировые войны отличались от предшествующих ещё и тем, что по времени совпадали с бурным развитием науки и техники. В результате воевавшие страны как бы соревновались друг с другом, вводя в действие всё новые и новые виды оружия, обладавшими огромной разрушительной силой. Всего две атомные бомбы, сброшенные в 1945 году на японские города Хиросима и Нагасаки, привели к гибели 100 тысяч японцев и ещё примерно 400 тысяч получили смертельную дозу облучения. (Слайды № 7, 8).
Военные конфликты – это всегда жертвы и безмерное горе и страдания людей. (Слайды № 9, 10)
Основные жертвы войны это раненые, военнопленные, гражданское население и дети. (Слайд №11). Любая война собирает свои жертвы (слайд № 12).
Война есть война: вооружённые люди одной армии убивают воинов армии противника. Но можно ли защитить людей, которые не являются вооружённой силой (гражданское население) или тех, кто уже не может воевать – раненые, военнопленные. Ответ на этот вопрос пытались найти ещё в древности. В IIX веке до н.э. древнегреческий поэт Гомер предупреждал (слайд №13) “Несправедливо ликовать над телами погибших”. А археологи, изучавшие памятники Древнего Египта, нашли запись, датируемую вторым тысячелетием до н.э. “Накорми врага своего” (слайд № 14).
В 1785 году Фридрих Великий и Бенджамин Франклин заключили договор, в котором обязались содержать и кормить военнопленных как собственных солдат.
Мысль о необходимости организации помощи жертвам войн развивалась и находила всё большую поддержку среди философов, учёных, просветителей.
Вопрос к классу: Ребята, а как вы считаете, следует ли оказывать помощь раненым и военнопленным? Возможны ли нормы, защищающие человека в условиях вооружённых конфликтов?
3. Рождение идеи МГП.
Наконец, родилась идея международной помощи жертвам войны. Принято считать, что она принадлежит швейцарскому бизнесмену и гуманисту Анри Дюнану (слайд №15). В 1859 году Дюнан организовал отряд добровольцев для оказания помощи жертвам кровавой битвы при Сольферено в Ломбардии (Северная Италия), где участвовало 160 тысяч франко-итальянских солдат и столько же австрийских. Дюнану удалось спасти многих раненых, для которых он нашёл пищу, воду и уход. Он написал книгу об этом сражении. Книга вызвала повсеместное сочувствие жертвам войны. И в феврале 1863 года Женевское общество благоденствия образовало комитет для рассмотрения предложений Дюнана о помощи жертвам войны.
Организация этого комитета положило начало образованию Международного комитета Красного Креста, который и сегодня играет огромную роль в оказании помощи и защиты пострадавшим в военных конфликтах и стихийных бедствиях. (Слайд №16)
4. Основополагающие документы МГП, их основные положения.
В образованном комитете в защиту жертв вооружённых конфликтов появляется ряд документов, носящих уже международный характер. Особо следует остановиться на четырёх Женевских конвенциях, принятых 12 августа 1949 года. (Слайд №17)
На столах у учащихся лежат карточки о сути Женевских конвенций.
Суть Женевских конвенций заключается в том, что: (слайд №18)
1-я конвенция обеспечивает правовую защиту больных и раненых в действующих армиях;
2-я конвенция защищает раненых, больных, потерпевших кораблекрушение из состава вооружённых сил на море;
3-я конвенция защищает военнопленных;
4-я конвенция защищает гражданское население во время войны.
Женевские конвенции 8 июня й 1977 года были дополнены двумя протоколами, (слайд №19):
1-й – касающийся защиты жертв международных конфликтов;
2-й – касающийся жертв вооружённых конфликтов немеждународного характера.
Эти и другие международные документы с многочисленными дополняющими их протоколами содержат правовые нормы, которые и принято называть Международным гуманитарным правом. Устав ООН одобряет эти документы и выражает решимость избавить грядущие поколения от бедствий войны. (Слайд №20)
Для обозначения лиц, имеющих право принимать участие в военных действиях, в международном гуманитарном праве применяется термин “комбатанты”. (Слайд №21)
МГП предъявляет определённые требования к комбатантам в ходе военных действий.
Работа с учебником стр. 235. Учащиеся зачитывают требования к комбатантам. (Слайды №23, 24, 25, 26). На столах у учащихся карточки по основным положениям МГП:
- МГП обязывает проявлять милосердие к раненым и больным.
- Запрещает посягательство на человеческое достоинство, в частности оскорбительное и унижающее обращение.
- Запрещается посягательство на жизнь и физическую неприкосновенность.
- Запрещается взятие заложников.
- Запрещается осуждение и применение наказания без предварительного судебного решения.
- Ограничивает применение таких видов оружия, которые причиняют страдания.
Учащиеся переносят текст с карточек в тетрадь как вывод по основным требованиям МГП.
Вопрос к классу: ребята, с какими международными документами мы познакомились на прошлых уроках? (Примерные ответы – Всеобщая декларация прав человека, Международная хартия прав человека, Пакт о гражданских и политических правах и др.)
5. Особенности и значение МГП.
Действительно, эти и ряд других документов с их гуманистической традицией продолжает Международное гуманитарное право. В этом и заключается его особенность (записываем в тетрадь).
Решение задач, поставленных перед учащимися в начале изучения темы. (Слайд №27)
- Какова основная цель МГП?
- Какие нормы устанавливает МГП?
- Может ли МГП исключить войну из жизни человечества?
ІV. Выводы по уроку: (записываем в тетрадь)
1.. Цель МГП состоит в защите жизни и достоинства человека. (Слайд №28)
2. Наряду с нормами, устанавливающими абсолютные запреты, оно включает в себя нормы, которые лишь ограничивают некоторые действия рамками, обусловленными абсолютной военной необходимостью.
3. МГП не может исключить войны из жизни человечества, но может оградить бедствия, вызываемые войной.
V. Домашнее задание (на доске)
1. Какие военные конфликты существуют в современном мире?
2. Каковы основные направления Международного Красного Креста?
3. 37-й параграф, задание №2.
Первое и второе задание может быть выполнено рефератом.
VІ. Повторение:
- Роль права в жизни человека и общества.
- Мораль, её связь с другими общественными нормами.
Выставляются оценки за урок.
Итог по теме урока (слайд №29).
“Зло войны и благо мира до такой степени известны людям, что, с тех пор как мы знаем людей, самым лучшим пожеланием было “Мир Вам” (Л.Н. Толстой).