“Благие намерения - ничто,
если они не притворяются в добрые дела”.
Ж. Жубер
Социализация сирот всегда была актуальной, остро стоит она и в настоящее время. По теме социализации воспитанников старшего возраста сотрудниками ГБУ ЦССВ “Солнечный круг” был проведен мониторинг данной темы, который позволил выявить некоторые проблемы. Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют условия социализации подрастающего поколения, и в особенности процесс социализации такой категории детей, как дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
Социализация - это процесс становления личности, постепенное усвоение ею требований общества, приобретение социально значимых характеристик сознания и поведения, которые регулируют её взаимоотношения с обществом.
Исследованием процесса социализации детей-сирот занимаются как зарубежные, так и отечественные педагоги и психологи. Процесс становления ребенка полноправным участником современных ему общественных отношений всегда находил свое отражение в педагогике, а также исследованиях по социальной психологии, социологии воспитания и социальной педагогике. Те или иные аспекты проблемы рассматривались в разное время в работах Л.В. Мардахаева, Б.Г. Ананьева, Г.М. Андреевой, А.Г. Асмолова, Л.П. Буевой, Л.С. Выготского, И.С. Кона, А.И. Леонтьева, А.В. Мудрика, И. Дементьева, Т.Сафонова, Ю.Мануйлова и др. специалистов.
Особенностью социализации воспитанников детских домов является замещение главного института - СЕМЬИ, социальным учреждением. Это приводит к деформации процесса социализации, последствия которой становятся очевидными у выпускников детского дома.
Все мы живем в условиях постоянно меняющегося социального окружения, испытываем на себе разнообразные влияния, вступаем в новые виды деятельности и отношения, вынуждены постоянно выполнять разные социальные роли. Социализация человека идет непрерывно, всю жизнь, но особенно интенсивно осуществляется в детстве и юности, когда закладываются все базовые понятия, нормы, ценности, формируется мотивация социального поведения. Поэтому на этих этапах социального развития большую роль играет семья, где в роли социальных агентов выступают родители, сестры и братья, бабушки и дедушки, сверстники. Агенты социализации – люди, оказывающие непосредственное влияние. В социальных учреждениях роль агентов выполняют воспитатели, психологи, социальные педагоги и другие специалисты, а также дети, проживающие в данном учреждении. В образовательном учреждении – учителя, одноклассники.
Цель коллектива нашего учреждения сформировать социально-активную личность, способную успешно ориентироваться в обществе. Исходя из цели видно, что важное место в работе с детьми-сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей, является организация сопровождения процесса социализации. Воспитатели и остальные специалисты нашего учреждения заинтересованы в том, чтобы ребенок успешно овладел ролями мужчины и женщины (полоролевая социализация), создал прочную семью (семейная социализация), мог бы и хотел компетентно участвовать в социальной и экономической жизни (трудовая или профессиональная социализация), был компетентным членом общества (языковая социализация) и т.п.
Представления о роли мужчины и женщины, будущей семейной жизни размыты и формальны. Зачастую матери-выпускницы игнорируют потребности своих детей, не объясняют свои действия ребенку, внешне не проявляют к детям особой нежности, хотя действительно любят их.
На притяжении трех лет наше учреждение тесно сотрудничает с благотворительным фондом “Возможность” по программе “Между нами девочками”, который на занятиях поднимает вопросы и проблемы, ищут пути их решения, что позволяет социализироваться нашим воспитанницам.
Выпускники социальных учреждений не имеют достаточные бытовые навыки: организованное питание в столовой не предполагает участия в приготовлении пищи, а уборка и другие “домашние дела” входят в обязанности сотрудников. В ГБУ “Солнечный круг” благодаря нашему руководству у нас появилась прекрасная возможность социализировать детей в этом направлении. Были созданы кухни на каждом этаже нашего корпуса, которые оборудованы всем необходимым. Дети с огромным удовольствием овладевают навыками приготовления разнообразных блюд. Благотворительный фонд “Цвет жизни” предоставил нам волонтеров для организации мастер – классов. Блюда берутся с учетом экономичности, т.к. выпускник не может позволить себе готовить блюда из дорогих ингредиентов. А это уже идет экономическая социализация.
В комнате, где живет ребенок - все общее: мебель, предметы интерьера. Именно это и формирует равнодушное восприятие окружающего. С целью воспитания бережного отношения и развития умения обустроить комфортно и со вкусом свою квартиру, при поддержке Благотворительного фонда “Цвет жизни” ежегодно проводится социальный проект “Мой Дом”, где ребята выпускных классов делают объемные макеты своих квартир и выполняют дизайн. Победители получают ценные призы – диваны в свою новую квартиру.
Большинство выпускников детских домов испытывают трудности при трудоустройстве. Основными причинами отсутствия работы являются: недостаточность образования, низкая мотивация к труду, неумение организовать личное время, т.к. жизнедеятельность воспитанников регламентируется и контролируется работниками учреждения. Поэтому одна из важных проблем выпускников детского дома - это процесс перехода от опеки к независимости. Для этого создан Клуб выпускников, в котором ребята обмениваются своим опытом по соблюдению трудового режима, по оформлению документов (подсказывают друг другу как оформлять документы, куда обращаться). В клубе выпускников разработана памятка для одиннадцатиклассников. Педагоги-психологи проводят тренинги:
· “Подводные камни” - поднимаются актуальные вопросы, жизненные ситуации, на которые выпускники ищут совместно ответы.
· “Страх одному оставаться в квартире” - ребята делятся своими наработками и мыслями, как избежать опасных ситуаций находясь одному в квартире.
· “Проблема трудоустройства после окончания учебного заведения” - учатся составлять грамотное резюме, научились правильно презентовать себя работодателю при известных критериях, рассматривали рынок предлагаемых вакансий, готовились к собеседованию, собрали список вакансий с адресами и телефонами.
Одним из условий безболезненного вхождения воспитанников в общество является успешность обучения ребенка в школе. Сотрудники школы должны создать ситуацию успеха, сотрудники Центра поддержать детей в новых условиях, помочь адаптироваться в новой социальной роли. Дети-сироты вышли в городские школы, что является для них испытанием, но это позволит им осознать уровень своей значимости в жизни, как много зависит от него самого, как в своей жизни и жизни окружающих людей.
Исходя из вышесказанного, среди приоритетных направлений социализации в нашем Центре остается создание условий, способствующих успешной социализации детей-сирот через их полноценное участие во всех сферах социальных отношений, согласно требованиям современного общества. Для воспитательного процесса используются таких формы и методы работы, которые направлены на освоение воспитанниками различных видов социальной деятельности, включают их в эту деятельность, позволяют самореализоваться, самоутвердиться в ней и через нее в обществе. Работа по социализации воспитанников проводится непрерывно, последовательно, с учетом психологических особенностей детей-сирот, что бы дети стали увереннее в себе, улучшилось настроение, увеличилась активность, снизилась заболеваемость.
В нашем коллективе осуществляется тесное взаимодействие сотрудников всех структурных подразделений, которые стремятся внести инновационные и креативные формы работы при подготовке к самостоятельной жизни воспитанников.
Никакое самое хорошее учреждение и педагоги не заменят ребенку СЕМЬЮ. Для того, чтобы включить детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в нормальную жизнь, для их приобщения к социальным ценностям и нормам необходимо готовить как семью для принятия ребенка-сироты, так и самого ребенка для перехода в новую социальную роль. Политика нашего государства направлена на то, чтобы каждый ребенок-сирота приобрел семью, о чем прописано в Указе № 761 “О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы”.
Список используемой литературы
1. Астоянц М.С. Дети-сироты: анализ жизненных практик в условиях интернатного учреждения // Социс. – 2006. – №3. – С. 54–63.
2. Гудонис В. Исследование социальных навыков воспитанников детского дома // Дефектология. – 2008. – №6. – С. 85–89.
3. Гусев А.А. Воспитание социальной компетентности // Детский дом. – 2003. – №8. – С. 7–11.
4. Дементьева И. Дети, нуждающиеся в государственной помощи и поддержке // Социальная педагогика. – 2003. – №3. – С. 69–73.
5. Иващенко Г.М., Кульпединова М.Е. Детское движение: реалии и возможности // Педагогика. – 1992. – №11/12. – С. 34–40.
6. Карпенко Л.А. Общение как главная представленность отношений в социальном пространстве // Вопросы психологии. – 2005. – №4. – С. 77–85.
7. Климина О.Г. Школьные трудности воспитанников детского дома // Начальная школа. – 2004. – №2. – С. 31–33.
8. Леонов С.Д. Личностное самоопределение подростков в условиях детского дома // Детский дом. – 2008. – №1. – С. 46–48.
9. Мудрик А.В. Социализация человека как проблема // Социальная педагогика. – 2005. – №4. – С. 47–57.
10. Мудрик А.В. Социальная педагогика. – М., 2005.
11. Пескова М.Е. Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников детского дома // Дефектология. – 2007. – №5. – С. 75–83.
12. Словарь по социальной педагогике/ Авт.-сост. Мардахаев Л.В. – М., 2002.
13. Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. – 1999. – №6. – С. 54–59.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы:
- www.zvet-zhizni.ru
- www.mpasbest.org