Литературно-музыкальная композиция «Война глазами детей»

Разделы: Внеклассная работа


Тема Великой Отечественной войны остаётся весьма актуальной в современных условиях, поскольку очевидцев войны, её непосредственных участников становится всё меньше и меньше. Организация встреч обучающихся с ветеранами войны становится из года в год всё более проблематичной по объективным причинам. В то же время победа нашего народа в этой войне служит лучшим образцом стойкости духа, преданности своей Родине, ярким примером патриотизма, готовности защитить свою страну. Поэтому хорошо поставленная композиция силами самих обучающихся может стать великолепным дополнением, а в исключительных случаях и заменой непосредственных встреч с ветеранами войны. Данная композиция является существенным подспорьем педагогам в достижении воспитательных задач в образовательных учреждениях. В композиции использованы разнообразные литературные источники: как произведения времён Великой Отечественной войны, так и сочинения современных авторов.

Литературно-музыкальная композиция “Война глазами детей” может быть поставлена на празднике “День Победы”. Фрагменты данной композиции могут использоваться на других праздниках, посвящённых иным памятным датам, связанных с Великой Отечественной войной (21-22 июня, 5-6 декабря и т.п.). Композиция предполагает участие школьного вокально-инструментального ансамбля.

Вторая часть мероприятия проходит на улице.

Возраст обучающихся: 2-10 класс.

Цель:

  • создать условия для эмоционального отклика детей и взрослых на важную дату в истории нашего народа.

Задачи:

  • расширение знаний учащихся о героической истории нашего народа;
  • способствование формированию гражданской и нравственной направленности личности;
  • воспитание у подрастающего поколения уважительного отношения к памяти павших героев Великой Отечественной войны, к старшему поколению;
  • воспитывать чувство гордости за свою страну, за подвиг дедов и прадедов.
  • совершенствование творческих навыков: дикции, вокала, хорового пения, сценического движения.

Сроки реализации литературно-музыкальной композиции зависят от продолжительности каждого этапа:

  • организационный этап (подбор участников композиции, приобретение реквизита, костюмов, подбор музыкальных инструментов, репетиционного зала). В рамках этого этапа предлагается провести с отобранными участниками композиции беседу о значимости предстоящей работы, помочь глубже понять тему восприятия войны глазами детей, её бесчеловечность и тяжелейшие последствия;
  • репетиционный этап (разучивание слов, стихов, песен, репетиции) Продолжительность репетиционного этапа зависит от подготовленности обучающихся, их уровня развития творческих, артистических навыков, памяти.
  • этап выступлений. Продолжительность этапа выступлений зависит от востребованности композиции в образовательных и иных учреждениях.

Общим результатом может служить качественное выступление участников композиции. Более глубокими результатами может служить достижение цели и задач, изложенных в пояснительной записке. Для самих участников композиции результатом может служить осознание значимости их выступления, их впечатления, эмоциональное воздействие на зрителей. Способами проверки могут быть последующие беседы с участниками и зрителями, их родителями, анкетирование, конкурсы эссе на тему войны, конференции, различные викторины, результаты обучения на уроках истории и литературы.

Необходимое материально-техническое обеспечение: мультимедийная установка, музыкальные инструменты для инструментального ансамбля, микрофоны, костюмы, “гимнастёрки”, баннеры, оформление сцены (по усмотрению организаторов).

Сценарий

Звучит  музыка (01.Колокола). Слайд 1 (Война глазами детей).

Выходят ведущий и чтец. Презентация

1 ведущий: Мы – нынешнее поколение никогда не видели войны, рядом с нами не рвались снаряды. Мы не испытывали чувства постоянного голода, в наши семьи не приходили похоронки с фронта. Для тех, кому сейчас семьдесят, восемьдесят лет – это печальное воспоминание детства. Страшное воспоминание. Давайте сегодня попробуем посмотреть на войну глазами детей, осознать, что наш хрупкий мир надо беречь и защищать, чтобы дарить детям счастливое детство.

Стихотворение “Я никогда не видела войны”. Слайд 2. (Я не видела войны).

Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Спасибо Вам, что нам не довелось
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось –
Тревоги, голод, холод и разлуки.

Страшнее слова нету, чем “война”,
Которая уносит всё святое.
Когда зловеще давит тишина,
Когда не возвратился друг из боя.

Спасибо Вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Да! Позади остался страшный час.
Мы о войне узнали лишь из книжек.
Спасибо Вам. Мы очень любим Вас.
Поклон Вам от девчонок и мальчишек!

Выходит хор. Слайд 3 (Бухенвальдский набат).

Исполняется песня “Бухенвальдский набат”.

Хор уходит.

Звучит музыка (02.Рахманинов 2-й концерт). На фоне музыки голос за сценой:

Голос

Что есть дороже наших детей?
Что есть дороже у любого народа?
У любой матери? У любого отца?
Вам, кому ещё нет и 16-ти.
Вам, кто не знает, что такое война…
Посвящается.
Чтобы помнили…
Чтобы поняли…

Музыка затихает, выходят ведущие.

1 ведущий: А кто сосчитает, сколько детей убивает война, которая убивает их дважды?

2 ведущий: Убивает тех, кто родился. И убивает тех, кто мог бы, кто должен был прийти в этот мир.

1 ведущий: Они, и по сей день, кричат и плачут над каждой братской могилой. Ребёнок, прошедшей через ужасы войны, ребёнок ли?

2 ведущий: Кто возвратит ему детство? Что помнят они? Что могут рассказать?

1 ведущий: Можно спросить, что героического в том, чтобы в пять, десять или в двенадцать лет пройти через войну? Что могли понять, увидеть, запомнить, дети?..

Музыка звучит громче. Ведущие замирают. На фоне музыки голос:

Голос – Многое!!! (Эхо)

Ведущие расходятся в разные стороны. На сцене стул, столик, на столе тетрадка и карандаш. У занавеса стоят, прижавшись друг к другу, дети. За столом сидит девочка, закутанная в тёплый платок. Свет падает на девочку. Девочка берёт со стола тетрадку.

Звучит музыка (03.Аdazhio). Слайд 4 (Дневник Тани Савичевой ).

Девочка: Я – Ленинградская школьница Таня Савичева. Таких, как я, было очень много. Во время блокады я вела дневник. Вот записи из него:

"Женя умерла 28-го декабря в 12.30 утра. 1941 год. Женя – это моя сестра. Бабушка умерла 25-го января в 3 часа. 1942 год. Лёка умер 17-го марта в 5 часов утра. 1942 год. Лёка – это мой брат. Дядя Вася умер 13-го апреля в 2 часа ночи. 1942 год. Дядя Лёша – 10-го мая в 4 часа дня. 1942 год. Мама… Мама умерла 13-го мая в 7.30 утра. 1942 год. Савичевы умерли. Умерли все.

Осталась одна Таня".

Девочка кладет тетрадку, голову укладывает на руки и закрывает глаза. К Тане подходят другие дети, встают перед ней, закрывая её. Слайд 5 (Дети войны).

1 чтец – Кончились у нас дрова, и я ходила по дворам и потихоньку собирала щепки, досочки в разбомблённых домах. Мама мне не разрешала, и было это очень страшно, так как в этих домах были крысы такие, как огромные кошки, они жутко кричали. Ну, иногда, где-то щепочку найдёшь, а сил не было, поэтому прицепишь верёвку – носила я верёвку с собой – и тащишь по снегу.

2 чтец – Сначала мы все спускались в бомбоубежище, а потом мы перестали ходить туда. И бабушка, которая обладала большим чувством юмора, говорила…

Танечка, у нас есть полкусочка хлеба, давай его съедим, чтобы фрицам не досталось. А то если нас разбомбят вечером, мы же голодными умрём.

И мы съедали маленькую корочку и радовались, что фрицам не достанется этот наш кусочек.

3 чтец – Я видела, как гнали через нашу деревню колонну военнопленных. Там, где они остановились, была обгрызена кора с деревьев. А тех, кто нагибался к земле, чтобы сорвать зелёной травы, расстреливали. Это было весной.

4 чтец – Я видел, как ночью пошёл под откос немецкий эшелон, а утром фашисты положили на рельсы всех тех, кто работал на железной дороге, и пустили паровоз.

5 чтец – Я видел, как плакала кошка. Она сидела на головешках сожжённого дома. Только хвост у неё остался белым, а вся она была чёрная. Она хотела умыться и не могла, мне казалось, что шкурка на ней хрустела, как сухой лист.

6 чтец – Дети жались к матерям. Немцы не всех убивали, не всю деревню. Они взяли тех, кто стоял справа , и разделили: детей отдельно и родителей отдельно. Мы думали, что они родителей будут расстреливать, а нас оставят. Там была моя мама. А я не хотел жить без мамы…

Из группы детей вперёд выходят две девочки. Одна девочка держит в руках игрушку, у другой веник (вид у девочки взрослый, хозяйственный).

Слайд 6 (Корочка хлеба).

Миниатюра “Диалог двух сестер”.

Как холодно и мама не идёт.
Быть может, хлебушка она нам принесёт.
Ну, хоть бы крошечку где отыскать.
Голодно страшно мне идти в кровать

А разве я есть не хочу?
Хочу, но всё равно мочу.
Ведь там, где папа наш сейчас,
Потяжелее, чем у нас.

Не разрываются снаряды здесь
И дом у нас с тобою есть.
А, главное – фашисты далеко.
Да и кому в стране легко.

А, помнишь, блинчики с вареньем,
Чай с маминым печеньем,
Которые по праздникам она пекла?
Сейчас я б съела всё одна…

Опять ты о еде заговорила.
Уж лучше б душу не травила.
Чем чаще вспоминаешь ты о ней,
Тем голод чувствуешь сильней.

А мне воспоминанья эти не нужны…
А вот и мамины шаги слышны!
Не вздумай хныкать перед ней.
Дай отдохнуть сначала ей.

Миниатюра заканчивается, дети подходят к сёстрам прижимаются друг к другу, опускают головы. На этом фоне голос за кадром.

Звучит музыка (04.Бетховен “Лунная соната”).

Голос - Дети! Они вместе с взрослыми несли все тяготы в условиях блокады.

Дети гордо поднимают головы и смотрят в зал. Пауза. Дети уходят со сцены. Ведущие убирают реквизит. За занавесом ансамбль. Выходит чтец. Музыка становится тише.

Слайд 7 (Я не видел войны).

Чтец – Я не видел войны, я родился значительно позже.
Я её проходил и читал про неё с детских лет.
Сколько книг про войну, где
Как будто всё очень похоже:
Есть и это, и то, только самого главного нет.
Я не верю певцам на эстрадах, украшенных светом,
Сомневаюсь в кино – там, в кино,
Как-то очень цветно.
Кто всерьёз воевал – почему-то не любят об этом:
Может быть, оттого, что об этом в словах не дано.
Только, слышишь, звучит, проступает из стен Ленинграда,
Тихо-тихо поёт и в тебе, и во мне, и вокруг.
Может быть, про войну слишком много и громко не надо,
Чтобы рёвом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

На сцене ансамбль. Песня "Соловьи". (Из репертуара ВИА “Ариэль”)

Выходит чтец. Слайд 8 (Дети-военные).

Чтец: Горнили к бою трубы полковые.
Военный гром катился над страной.
Вставали в строй мальчишки боевые
На левый фланг, в солдатский строй.

Великоваты были им шинели,
Во всём полку сапог не подобрать,
Но всё равно в боях они умели
Не отступать и побеждать.

Жила в сердцах их взрослая отвага,
В двенадцать лет, по взрослому, сильны,
Они дошли с победой до рейхстага –
Сыны полков своей страны.

Выходят ведущие, сменяя чтеца. Звучит музыка (05.Шуман “Грезы”). Слайд 9 (Дети-партизаны)

1 ведущий – Но не все доживут до тёплого мая 1945 года. Не всем суждено было услышать слово "Победа". Смерть не выбирала в цепи солдат, идущих в атаку.

2 ведущий – Голиков Лёня – партизан Великой Отечественной войны, герой Советского Союза, разведчик, погиб в бою.

1 ведущий – Котик Валя – юный партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, погиб в бою.

2 ведущий – Казей Марат – партизан Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза, с 1942 года разведчик Партизанского отряда. Окружённый фашистами, подорвал себя гранатой.

1 ведущий – Кого-то из этих сыновей полка ждала тяжёлая участь – плен, пытки, лагеря. Многие оставшиеся в оккупации столкнулись лицом к лицу с ужасами.

Ведущие уходят. На сцену выходит чтец.

Стихотворение М. Джалиль “Варварство”. Слайд 10 (Варварство).

Они с детьми погнали матерей
И яму рыть заставили, а сами
Они стояли, кучка дикарей,
И хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроили в ряд
Бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами
Окинул обреченных... Мутный дождь
Гудел в листве соседних рощ
И на полях, одетых мглою,
И тучи опустились над землею,
Друг друга с бешенством гоня...
Нет, этого я не забуду дня,
Я не забуду никогда, вовеки!
Я видел: плакали, как дети, реки,
И в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами,
Как солнце скорбное, омытое слезами,
Сквозь тучу вышло на поля,
В последний раз детей поцеловало,
В последний раз...
Шумел осенний лес. Казалось, что сейчас
Он обезумел. Гневно бушевала
Его листва. Сгущалась мгла вокруг.
Я слышал: мощный дуб свалился вдруг,
Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг,
Прижались к матерям, цепляясь за подолы.
И выстрела раздался резкий звук,
Прервав проклятье,
Что вырвалось у женщины одной.
Ребенок, мальчуган больной,
Головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она
Смотрела, ужаса полна.
Как не лишиться ей рассудка!
Все понял, понял все малютка.
- Спрячь, мамочка, меня! Не надо умирать!
Он плачет и, как лист, сдержать не может дрожи.
Дитя, что ей всего дороже,
Нагнувшись, подняла двумя руками мать,
Прижала к сердцу, против дула прямо...
- Я, мама, жить хочу. Не надо, мама!
Пусти меня, пусти! Чего ты ждешь? -
И хочет вырваться из рук ребенок,
И страшен плач, и голос тонок,
И в сердце он вонзается, как нож.
- Не бойся, мальчик мой.

Сейчас вздохнешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь,
Чтобы тебя живым не закопал палач.
Терпи, сынок, терпи. Сейчас не будет больно.-
И он закрыл глаза. И заалела кровь,
По шее лентой красной извиваясь.
Две жизни наземь падают, сливаясь,
Две жизни и одна любовь!
Гром грянул. Ветер свистнул в тучах.
Заплакала земля в тоске глухой,
О, сколько слез, горячих и горючих!
Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское,
Ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз
Такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят,
Но выше подними великой правды знамя,
Омой его земли кровавыми слезами,
И пусть его лучи пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно
Тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно,
Кровь наших матерей...

Музыка. Чтеца сменяет солистка. Сцена освещена. Песня "Мама" (из репертуара А.Цой) Слайд 11 (Матери и дети)

Солистка уходит. На сцену выходят ведущие. Слайд 12 (Дети на заводах).

1 ведущий: Трудно было всем: и тем, кто оказался на оккупированной территории, и тем, кто оставался в тылу. Во время войны остро ощущалась нехватка рабочих рук, ведь те, кто раньше стоял за станком, сеял и убирал хлеб, водил поезда и машины, теперь защищали свою Родину, своих жён, матерей и детей.

2 ведущий: И дети солдат понимали это и вставали на рабочие места своих отцов. Из воспоминаний токаря завода “Красный пролетарий” Ячменёвой – Шиловой.

1 ведущий: “Пришла я на завод в июне 42-го со школьной скамьи. Мне было всего 15 лет… В бригаде нас было 9 человек: самому старшему не было и 18-ти, самому младшему – 12-13 лет. Мы не уходили с работы до тех пор, пока не выполняли все задания…

Все работали в дни войны по 11-12 часов без выходных, как следует не поев, не досыпая… Теперь понимаешь, что это был великий “Подвиг молодого поколения”.

Ведущие уходят. Их сменяет чтец. Стихотворение С. Михалкова

… Я вам хочу рассказать про Смирнова,
Который вставал в половине шестого,
Который, с трудом подавляя зевоту,
Садился в трамвай и спешил на работу,
Где восемь и десять часов, если надо,
Работал как мастер шестого разряда.

В большой, не по росту, казённой тужурке,
В огромной ушанке из кроличьей шкурки,
В таких сапожищах, что я испугался,
Стоял человечек и мне улыбался.
- Как звать? – я спросил.
- По работе кто знает, -
Ответил малыш, - Кузьмичом называет.
- А сколько вам лет? – я спросил у Смирнова.
- Четырнадцать минуло 28-го.
Гудели динамо – жуки заводные,
Шуршали, как змеи, ремни приводные.
И масло машинное ниточкой тонкой
Тянулось без устали над шестерёнкой.
И падали на пол, цепляясь, друг к дружке,
Витые стальные, блестящие стружки.
И нужные танку стальные детали
Со звоном одна за другой вылетали.
И вот, наконец, мы дошли до плаката:
"Берите пример со Смирнова, ребята!
В тылу не расходится дело со словом,
На фронте танкисты гордятся Смирновым!"
А сам мужичок с ноготок знаменитый
По шумному цеху шагал деловито.
И кто мог подумать, что в эту минуту
Его вспоминают в сражении лютом!

Чтеца сменяют ведущие. 03.Аdazhio

1 ведущий: Во время второй мировой войны погибло 13 миллионов детей. Сколько русских, сколько польских, сколько французских?.. Погибли дети – граждане мира.

Звучит музыка (06.Рахманинов 2-й концерт-1ч)

Слайд 14 (Отдайте детям солнце)

2 ведущий: Первый советский солдат в освобождённом Минске подхватил не руки 4-летнюю Галю Забавчик, и она назвала его папа. А Нелла Бершек рассказывает, что когда шли по их деревне наши солдаты, дети смотрели на них и кричали: "Папы идут". Не солдаты, а папы.

1 ведущий: На земле самый лучший народ – дети. Как уберечь нам его?

Как сохранить планету людей, на которой девочки должны спать в своих кроватках, а не лежать на дороге убитые с не заплетёнными косичками.

2 ведущий: "Я родом из детства", - говорил о себе Антуан де Сент-Экзюпери. Так рождён вспоминать о себе каждый человек.

Нельзя, чтобы детство называлось войной, как нельзя быть чёрным солнцу над детской головой, так напоминающий наш маленький земной шар.

Ведущие уходят. На сцене ансамбль. Песня “Отдайте детям солнце”. (Муз. Бруква Е., сл. Ерёминой А.)

Много столетий
На нашей планете
Смерть видят дети.
Её носит ветер
Войны.

Не спится детям,
Когда над миром гром.
Когда всё гибнет
Под страшным взрывом бомб.
Стало в мире, вдруг темно.
Ветер распахнул окно.
Ветер горя и войны
Оборвал детские сны.

Припев: Отдайте детям солнце,
Отдайте небеса.
Им нет дел до войны.
Им не нужна война.

Миллионы матерей
Потеряли сыновей.
Где дети их играли в мяч,
Не раздаётся детский плач.
На месте, где цвели цветы.
И детский голос слышан был.
Теперь развалины одни
И почерневшие кусты.

Припев:

За счастье всех своих детей
Готова жизнь свою отдать,
За дочерей и сыновей,
Родная, любящая мать.
За мирный сон своей страны,
За небо чистое, без туч,
За мир, в котором нет войны.
За светлый день, за солнца луч.

Припев:

Финал песни можно выставит в виде театрально -хореографической композиции со всеми участниками.

На сцену выходят все участники. Звучит музыка (07. M.Mrvica_Leeloos Tune). Слайд 15 (Ветераны).

1 ведущий: День Победы – праздник боевой славы советского народа – героя, народа – богатыря. 9 мая 2015 года исполняется 70 лет со дня победы. Долог, труден был путь. Чем, как его измерить? Битвами, днями, горем, страданиями, миллионами жизней? Да, всем этим, незабываемым, священным для нас.

2 ведущий: Оно, это незабываемое, вошло в нашу жизнь, во многие тома истории, навечно застыло в камне и бронзе памятников, мемориалов Славы. Оно и поныне звучит и волнует людские души словами стихов и песен. Оно вечно в благодарной памяти потомков, чьё право на жизнь и на счастье досталось, в годы войны, дорогой ценой.

1 ведущий: Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем!

2 ведущий: Сегодня праздник входи в каждый дом,
И радость к людям с ним приходит следом,
Мы поздравляем вас с великим днём,
С днём нашей Славы!
С днём Победы!

1 ведущий: Ещё нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край,
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май!
Победный Май!

2 ведущий: Дорогие ветераны! Сегодня, в канун Победы, мы обращаемся к вам со словами благодарности: “Спасибо вам за то, что 70 лет назад вы с честью выполнили свой долг перед Родиной, и тем самым обеспечили нам, потомкам, мирную и счастливую жизнь. Будьте здоровы и счастливы!

Звучит музыка (08. День Победы). Слайд 16 (День Победы.)

Все участники, хор, зрители исполняют песню “День Победы”.

Во время второго припева ветеранам дарят цветы, и все зрители цепочкой подходят к ветеранам со словами – “Спасибо за Победу”.

Второй этап – на улице

1. После литературно-музыкальной композиции, ветеранов подводят к импровизированной “Берлинской стене” (несколько соединенных ватманов, разрисованных под стену), где каждый из них оставляет свою надпись.

2. На территории школы расположена военно-полевая кухня, где ветеранов угощают традиционной военной едой.

3. Вместе с ветеранами поются известные военные песни.

4. Ветеранов приглашают посадить алею памяти из саженцев. (Заранее саженцы, ведра и лейки с водой).

5. Вместе с ветеранами запускаются шары мира или голуби мира.

Приложение 1 (находится у автора)

Приложение 2

Приложение 3