Цель: формирование интереса к логопедическим занятиям через использование игрового метода и метода моделирования.
Задачи.
Образовательные:
Закрепить знания детей о транспорте.
Уточнить понятия: транспорт, виды транспорта: наземный, водный, воздушный.
Учить согласовывать числительные с существительными.
Учить образовывать глаголы аффиксальным способом.
Закрепить у детей знания о правилах дорожного движения.
Развивающие:
Активизировать и обогащать словарный запас по теме.
Развивать словесно-логическое мышление, воображение, внимание.
Развивать у детей смекалку, сообразительность.
Воспитательные:
Воспитывать волевые качества, уверенность в своих силах.
Воспитывать интерес к познавательным знаниям.
Предварительная работа:
- на музыкальных занятиях (прослушивание и разучивание детских песен из мультфильмов о транспорте, музыкальные игры “Летим-Плывем-Едем”);
- на занятиях воспитателя (чтение художественных произведений о транспорте, выполнение на занятиях физкультминуток и игровых зарядок по теме).
Методы:
- наглядные (картинка с изображением поезда, предметные картинки, опорные схемы с обозначением видов транспорта: воздушный, наземный, водный);
- словесные (беседы, вопросы, загадки);
- практические (подвижные игры “Едем-Летим-Плывем-Гудим”. Упражнение “Собери из частей”).
Оборудование: картинка с изображением поезда, картинки с разными видами транспорта, опорная схема с обозначением видов транспорта, разрезные картинки транспорта.
Ход занятия
1. Орг момент
Вводная беседа
- Ребята, вы любите путешествовать?
- Кто такие путешественники?
А на чем можно путешествовать? (Дети называют различный вид транспорта)
Как назвать всё это одни словом? (Транспорт)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие, а на чем, вы угадаете, если разгадаете мою загадку.
В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд)
- Демонстрация картинки поезда с вагончиками. (Столы и стулья детей в группе выстроены в форме поезда)
2. Основная часть.
- Поезд готов к отправлению?
- А вы готовы к путешествию?
Давайте посмотрим на карту, на каких станциях у нас будет с вами остановки.
Первая станция “Загадай-ка”.
Вторая станция “Посчитай-ка”.
Третья станция “Собирай-ка”.
Четвертая станция “Отдыхай-ка”.
Пятая станция “Подбирай-ка”.
Шестая станция “Исключай-ка”.
Седьмая станция “Шутил-ка”.
Конечная станция город Елабуга.
Первая станция “Загадай-ка”. (С использованием символов воздушный, водный, наземный)
Загадки о транспорте
Дом по улице идет, на работу всех везет, носит обувь из резины, а питается бензином. (Автобус)
Летит птица-небылица, а внутри народ сидит, меж собою говорит. (Самолет)
Без разгона ввысь взлетает, стрекозу напоминает, отправляется в полет наш российский…(Вертолет)
Чудо-птица, алый хвост, прилетела в стаю звезд. (Ракета)
Едет конь стальной, рычит, сзади плуги волочит. (Трактор)
Не летает, не жужжит, жук по улице бежит. И горят в глазах жука два блестящих огонька. (Автомобиль)
Спозаранку за окошком, стук, и звон, и кутерьма.
По прямым стальным дорожкам ходят красные дома.
(Трамвай)
Ребята поднимите картинки, у кого наземный транспорт, воздушный, водный.
Молодцы!
Едем дальше, следующая станция “Посчитай-ка”.
Нужно выбрать и посчитать от 1 до 5 любой транспорт, следите за окончаниями. (С использованием модели)
Одна лодка, нет лодки, две лодки, пять лодок, маленькая лодочка.
Также со словами автобус, самолет.
Мы продолжаем путешествие и прямо на нашем пути станция “Собирай-ка”.
Посмотрите у вас в конвертах разные части транспорта. Ваша задача, собрать и назвать, что у вас получилось и из каких частей. Это машина. У неё есть кабина, колеса, фары.
Наш поезд приближается к станции “Отдыхай-ка”.
По шоссе спешат машины. Дети бегут по кругу, держат воображаемый руль.
- Ш-ш-ш! - шуршат спокойно шины.
И шипят со злом уже: Выполняют поворот и продолжают движение.
Еж с мешком и посошком Наклоняются и идут в полуприседе.
По шоссе идет пешком.
Над ежом кружится стриж: Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми крыльями.
- Ты куда же, еж, спешишь?
- Прямо в город по шоссе Вновь идут в полуприседе.
Тороплюсь я, как и все.
Будь, дружок, настороже, Бегут по кругу, взмахивая воображаемыми
Не спеши на вираже! крыльями.
А теперь давайте с вами снова сядем в свои вагоны.
Весело путешествие продолжается, на пути станция “Подбирай-ка”.
Посмотрите на картинки и подберите, что к чему подходит, составьте предложение.
Машина | аэропорт | |
Корабль | гараж | |
Самолет | вокзал | |
Автобус | порт |
- Будьте внимательны, поезд приближается к станции “Исключай-ка”. (С использованием картинок)
Вам нужно определить какой транспорт здесь лишний, и назвать почему.
Автобус, грузовик, самолет, машина.
Лодка, пароход, ледоход, вертолет.
Трактор, поезд, трамвай, троллейбус.
- Наше путешествие продолжается, мы на станции “Шутил-ка”.
- Здесь жители всё перепутали, исправьте ошибки, и составьте схему.
1. Стоит, трамвай, остановке, на.
2. Теплоход, по, плывёт, морю.
3. Летит, самолет, небу, синему, по.
4. Люди, на, спускаются, метро, эскалаторе, в.
Остановка станция “Называй-ка”.
Ребята на чем мы с вами путешествуем? А ещё на чем можно путешествовать? А вот эти ребята путешествовали на машине и прислали нам свои фотографии, давайте посмотрим.
Ехали они, ехали, до горки… (доехали),
Въехали…, (съехали) и дальше… (поехали).
Ехали они, ехали, до ямы… (доехали),
Яму… (объехали) и дальше… (поехали).
Ехали она, ехади, до речки… (доехали),
Мост… (переехали) и дальше …. (поехали).
Ехали, они ехали, до дома… (доехали),
Во двор… (заехали), вот и … (приехали).
Скажите, куда они поставили свою машину, как называется это место …
Наше путешествие подошло к концу. Конечная станция город Елабуга.
Ребята поделитесь впечатлениями, что вы увидели, о чем узнали.
Вы все молодцы!