Урок истории на тему «Белая эмиграция». 9-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 9


 

Ты - в сердце, Россия.
Ты - цепь и подножие,
Ты - в ропоте крови, в смятенье мечты.
И мне ли плутать в этот век бездорожья?
Мне светишь по-прежнему ты… В. Набоков

Место и роль урока в изучаемой теме: девятый урок по теме Великая российская революция. 1917-1921 гг.

Цели урока.

Личностные: способствовать осознанию учащимися необходимости задуматься над проблемами исторических корней, нравственных ценностей, выбора и преемственности в истории; развитие сотрудничества при работе в группах.

Метапредметные: развитие речи учащихся; формирование умения анализировать исторические документы; развитие у учащихся творческих возможностей.

Предметные: сформировать представление о таком историческом явлении как эмиграция; определить историческую миссию русского зарубежья; развитие умений работать с ЭОР.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, песня А. Малинина “Белое на синем”, видеофрагмент из х/ф “Бег”, карта мира, опорный конспект, тексты документов. Приложение

Тип урока: изучение нового материала.

Форма проведения урока: групповая работа, направленная на решение познавательных задач.

Ход урока

  1. Организационный момент.
  2. Создание эмоционального настроя на восприятие новых знаний.
  3. Определение темы и цели урока.
  4. Изучение нового материала (работа в группах).
  5. Домашнее задание.

План

1. Из истории эмиграции. Приложение 1

а) причины,

б) состав,

в) центры эмиграции.

2. Галлиполийское сидение. Приложение 2

3. Философский пароход. Приложение 3

4. Правовой статус эмигрантов. Приложение 4

5. Трудности жизни за границей. Приложение 5

6. Историческая миссия Белой эмиграции. Приложение 6

Начало урока: демонстрация видеофрагмента из х/ф “Бег” эвакуация белой армии из Крыма.

Вопрос классу: попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

Ответы учеников.

Цель нашего урока: поведать о судьбе русской эмиграции “первой волны”, определить ее историческую миссию и вклад в культурное наследие.

 Одной из наиболее сложных и трудноразрешимых проблем в русской истории была, есть и остается эмиграция. Несмотря на кажущиеся простоту и закономерность ее как общественного явления (каждому человеку ведь дано право свободно выбирать место своего проживания), эмиграция нередко становится заложницей тех или иных процессов политического, экономического, духовного или иного характера, теряя при этом свою простоту и самостоятельность. Революция 1917 г., последовавшие за ней гражданская война и реконструкция системы российского общества не только стимулировали процесс русской эмиграции, но и наложили на него свой неизгладимый отпечаток, придав ему политизированный характер. Так, впервые в истории появилось понятие “белая эмиграция”, имевшее четко выраженную идеологическую направленность. При этом игнорировался тот факт, что из 4,5 млн. русских, вольно или невольно оказавшихся за рубежом, лишь около 150 тыс. включились в так называемую антисоветскую деятельность. Но клеймо, поставленное в то время на эмигрантах — “враги народа”, еще долгие годы оставалось для всех них общим. 

Задание урока тема эмиграции до 90-х годов прошлого столетия в отечественной историографии практически никак не освещалась, определите, почему так происходило и в чём состоит историческое значение Белой эмиграции, почему необходимо сегодня обратить внимание на этот вопрос.

Изучение новой темы

Каждая группа получает задание, на его выполнение отводится 8-10 минут, результаты работы заносятся в общую презентацию, затем представитель группы выступает с ответом.

Выступления групп

Ответ на вопрос урока

Что же это за исторический феномен - русская эмиграция после большевистского переворота 1917 г.?

Домашняя работа:

Подготовьте сообщение о судьбе кого-то из эмигрантов (может быть в вашей семье были родственники, которые эмигрировали после революции).

Сочинение-эссе "Не будем проклинать изгнанье..." (Костиков Вячеслав Васильевич, автор одноименной книги).

Литература

Короткова, М. В. История России XX в.: дидактические материалы. М.: Дрофа, 2002.

Философский пароход. Голос Родины. № 1 (3150), 2011

www/ Галлиполийское сидение — Virtual Laboratory Wiki.mht

Андрушкевич И. Кадетское электронное письмо № 38. Буэнос-Айрес, июль 2006.

//http://ricolor.org/history/re/missia/29/