Цель: познакомить детей с основными “стройматериалами” языка - предложением, словом, звуком, с их назначением в языке и речи.
Задачи:
- Дать понятие о предложении, его признаках, упражнять в передаче разных интонаций предложений.
- Закреплять умение составлять простые предложения по картине и по ситуативным картинкам.
- Развивать графо-моторные функции, слуховое внимание, воображение.
- Воспитывать умение слушать взрослого и друг друга.
Оборудование: мультимедийное оборудование, сюжетная картина, ситуативные картинки на каждого ребенка, игрушки: Кот Ученый, Мышка Глупышка, цветные карандаши и альбомные листы на каждого ребенка.
Методы и приемы:
Наглядные – сюжетные картинки;
Словесные - вопросы - ответы, речевые упражнения, чтение художественных произведений;
Игровые – игровые ситуации, обучающие игрушки;
Практические – проблемные ситуации.
Словарная работа: “предложение”, “слово”.
Ход занятия
1. Организационный момент
Сначала садятся девочки, называя свое имя, затем - мальчики.
2. Постановка цели. Знакомство с понятием “предложение”
Л.: Дети, какое сейчас время года?
Д.: Зима/
Л.: Кот Ученый принес вам картину, а мышка-глупышка просит помочь ответить на вопросы кота после того, как вы ее внимательно рассмотрите.
К.У.: Какое время года нарисовал художник?
- Какие приметы зимы можно заметить на картине?
- Кто живет в этом лесу?
- Что тебе здесь больше всего нравится? Почему?
Л.: Вспомните и повторите первый вопрос по этой картине и свой ответ. Этот вопрос и все остальные вопросы называются предложениями. Предложения используют в речи, если хотят о чем-то спросить, обрадовать, что-то посоветовать, кого-то за что-то побранить и т.д.
3. Игра: “Закончи предложение”
К.У.: Сейчас я вам прочитаю отрывки из сказок К.И. Чуковского, а вы их закончите, и скажите, как это произнесли: с интонацией вопроса, с интонацией просьбы или с интонацией осуждения?
- Надо, надо умываться
По утрам и вечерам.
…
-…Вдруг какой-то старичок паучок
Нашу муху в уголок поволок, -
Хочет бедную убить,
Цокотуху погубить!
…
- Они лежат и бредят:
…
(Дети выполняют задания)
4. Игра “Озвучь мультфильм”
Л. Представь , что тебе нужно озвучить фильм, где главные герои - Кот Ученый и Мышка-глупышка. Внимательно рассмотри отдельные кадры этого фильма.
- Что на них происходит?
- Кто в этот момент говорит, Кот или Мышка?
- Придумай по одному предложению к каждому кадру и проговори их вместо наших героев.
- Что ты произносил, когда вместо Кота ругал хулигана или вместо Мышки смеялся над видом Кота в маске?
- Является ли предложением набор слов: кот, играть, с, мышка?
Д.: Нет.
Л.: Составь из этих слов предложение о коте.
(Дети составляют предложение.)
Л.: А теперь – предложение о мышке.
(Дети составляют предложение)
5. Знакомство с понятием “ слово”
Л.: Вы поняли, из чего состоят предложения?
Д.: Да ,предложения состоят из слов.
Л.: Всему название дано -
И зверю и предмету.
Вещей кругом полным-полно,
А безымянных нету. А.Шибаев.
Л.: Каждое слово обязательно что-то обозначает, называет. Сочетания звуков, отдельные части словами не являются.
6. Физкультминутка
Л.:А теперь игра для вас.
В ней проверим мы сейчас
Ваше умение:
Различать слова и предложения.
- Если я скажу слово, вы вытяните руки вперед и скажите: “Слово”.
Если предложение - руки разверните в стороны и скажите: “Предложение”.
(Проводится игра с детьми).
7. Игра “Составь предложение”
К. У.: Дети, помогите мышке-глупышке правильно составить предложения по картинкам.
Детям предлагаются ситуативные картинки, по которым они составляют предложения.
Л.: Молодцы, дети! Вы составили правильно предложения. Слова в предложении должны дружить и следовать в определенном порядке.
8. Игра “Нарисуй ПЛИМА”
А теперь послушайте одну историю… Один мальчик в стихотворении И.Токмаковой сам придумал слово.
“А я придумал слово,
Смешное слово – ПЛИМ.
Я повторяю снова -
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ…..
Вот прыгает и скачет -
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ.
И ничего не значит
ПЛИМ, ПЛИМ, ПЛИМ.”.
- Как вы думаете, можно ли то, что придумал мальчик, назвать словом? Послушайте стихотворение еще раз и найдите в нем ответ на вопрос.
Д.: Это словом назвать нельзя, потому что, оно ничего не обозначает.
Л.: Но Кот Ученый сумел превратить это сочетание звуков в слово! Он придумал невиданное игрушечное существо и назвал его ПЛИМОМ.
- Почему теперь ПЛИМ стало словом?
Д.: Потому что это игрушечное существо.
Л.: Как вы думаете, какое оно, это существо: мягкое, пушистое или твердое, колючее? Доброе или злое?
- Помогло ли вам охарактеризовать ПЛИМА звучание этого слова?
- Нарисуйте ПЛИМА так, как вы его себе представляете.
(Дети рисуют “ПЛИМА”)
9. Итог занятия
Л.: Какие интересные ПЛИМЫ у вас получились. Расскажите про свои рисунки. (Дети рассказывают про своих героев).
Л.: Из чего состоят ваши рассказы?
Д.: Рассказы состоят из предложений.
Л.: А из чего состоят предложения?
Д.: Предложения состоят из слов.
Л.: Да, из этого строится наша речь.