Музыкальные краски

Разделы: Музыка


Ход урока

Вход: звучат народные мелодии

- Ребята, кто-нибудь узнал, какая музыка звучала? (народная)

- К какому народу мы с вами принадлежим по национальности? (к русскому), поэтому наша национальная музыка называется русской народной, и она будет звучать сегодня на уроке в исполнении русских народных инструментов.

Вы будете работать в парах. У вас лежат карточки знакомых вам русских народных музыкальных инструментов. Разложите их перед собой и назовите по номерам:

  • Трещотки
  • Балалайка
  • Колокол
  • Ложки
  • Треугольник
  • Свирель
  • Гармонь

(показываю цветные изображения)

Викторина: сейчас будут звучать произведения в исполнении этих инструментов, а вы в парах должны их узнать и выбрать соответствующую карточку.

Слушание и определение по тембру.

Вы правильно назвали инструменты. Часто звучание музыки, ее настроение, характер сравнивают с живописными красками. Я предлагаю вам разные краски (вывешиваю на доске яркие листы картона, дети называют цвета). Эти цвета осенние, поэтому выполнены в форме листьев, выберите цвет, который передаст характер музыки.

Видео: ложечник и Северный народный хор и оркестр (дети выбирают цвет с доски и карточку с ложками).

- Почему вы ее выбрали? (вы все выбрали яркие цвета, никто не выбрал мрачных, почему?)

- Давайте откроем учебник на странице 26 и прочитаем как называется краска в музыке (читаем определение)

Показываю картинку с надписью “тембр”, выполненную из цветных букв.

- Какие еще средства муз. выразительности мы знаем? (прохлапываю фрагмент – ритм – это пуль – отвечают дети)

Хлопаем ритмические импровизации в ансамбле

Хлопаем 2 разные ритмические линии одновременно

Проигрываем ритмические линии на самодельных инструментах

На показе знакомой мелодии “Заплетися плетень” и высотном тактировании выходим на понятие “мелодия” (это соотношение звуков разной высоты)

На показе разной громкости этой же мелодии выходим на понятие “динамики”

На показе разной скорости этой же мелодии выходим на понятие “темп”

Исполнение хоровода “Заплетися плетень” с движением по солнцу и расплетания хоровода (участвует часть детей)

Народная песня – игра “Золотые ворота”

  • Работа над мелодией
  • Пение под аккомпанемент оркестра
  • Пение под аккомпанемент самодельных инструментов
  • Пение в игре (исполняет другая часть детей)

Обобщение по уроку:

О чем мы говорили?

  • О народной музыке
  • О музыкальных инструментах
  • О тембре

Почему определение “Тембр” у меня выполнено цветными буквами? (это краска звука)

Какое название вы дали бы нашему сегодняшнему уроку? (музыкальные краски)

Дополнительный материал:

Видеоролик о фольклорном кружке для детей.