Развиваем речь, играя

Разделы: Конкурс «Презентация к уроку», Коррекционная педагогика


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (7 МБ)


Поступление ребёнка в первый класс – один из самых ответственных и волнующих моментов в жизни всей семьи. Помочь ребёнку адаптироваться к школьной жизни могут только любящие родители. Естественно, возникает много вопросов: как подготовить сына или дочь к школе. (Слайд 3). При этом многие связывают готовность к школьному обучению только с умением читать и писать. Чтение и письмо - это сложные психофизиологические процессы и успешное овладение письменной речью зависит от уровня развития устной речи ребёнка. Речевая функция является одной из важнейших функций человека. В процессе речевого развития у него формируются высшие психические формы познавательной деятельности, способность к понятийному мышлению. Овладение речью способствует осознанию и регуляции поведения, создаёт необходимые условия для различных форм деятельности и участия в трудовом коллективе. Любое нарушение речи в той или иной степени отражается на деятельности и поведении ребёнка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. (Слайд 4). Нередко они обосабливаются от сверстников, что ещё больше задерживает развитие их речи и отрицательно влияет на характер: появляются раздражительность, замкнутость, обидчивость. Порою дети с речевыми нарушениями отстают и в умственном развитии, так как малопонятная речь мешает контактам ребенка с окружающими, формированию речи, а, следовательно, сказывается на развитии логического мышления. Детям с теми или иными речевыми нарушениями характерна неустойчивость внимания. Они хуже, чем нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой деятельностью. Поэтому: формирование у детей в дошкольном возрасте грамматически правильной, лексически богатой и фонетически чёткой речи – одна из важных задач в общей системе дошкольного образования и в семье. (Слайд 5).

А так как у детей дошкольного возраста преобладающей является игровая деятельность, то при обучении мы будем использовать игры. Вы увидите, что все игры просты в употреблении и разнообразны, требуется немного фантазии . Так же эти игры могут быть помощниками, когда внимание ребенка нужно занять, например: на кухне, во время уборки, прогулки, поездки в транспорте и в других подобных ситуациях. Со временем ваш ребенок сам начнет предлагать какую-либо игру. Причем эти игры по мере усложнения можно использовать в любом возрасте. То есть и для взрослых людей весьма полезны, и для людей пожилого возраста, так как развивают и внимание, и память. Поэтому играем всей семьёй. В играх можно использовать мяч, мягкую игрушку, для перекидывания; бутылочку, юлу и другие предметы, для определения следующего игрока.

Итак, мы сказали, что показателем готовности к овладению письменной речью является уровень развития устной речи поступающего в первый класс. Что же имеется ввиду? (Слайд 6)

1. Обратим внимание на произносительную сторону речи. (Слайд 7, 8)

Произношение формируется в дошкольном возрасте. В этот раздел мы отнесем два момента:

1) звукопроизношение: все звуки речи должны произносится ребенком правильно без замен и искажений;

2) слоговая структура слова: слова разные по слоговой наполняемости ребенок произносит правильно без перестановок слогов, без пропусков слогов и звуков. Некоторые дети могут говорить так: весипед - велосипед, катан – стакан. При таких нарушениях требуется помощь специалиста, обязательно обращаемся к логопеду.

2. Уровень развития фонематических процессов. (Слайд 9, 10)

Готовность ребёнка к обучению грамоте аналитико-синтетическим звуковым методом определяется возможностью осознания им звукового строя языка, т.е. переключением внимания от семантики слова к его звуковому составу, к умению услышать в слове определённые звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности. Ребёнок с недостаточно сформированными фонематическими представлениями этой готовностью не обладает. Следствием этого являются нарушения письменной речи, а именно дисграфия и дислексия. В настоящее время установлено, что нарушения письма и чтения чаще всего возникают у детей, недостаточно различающих на слух звуки близкие по артикуляционным и акустическим признакам. Без умения чётко дифференцировать на слух звуки родного языка нельзя овладеть навыками звукового анализа и синтеза, а это делает невозможным полноценное усвоение грамоты. Поэтому формирование у детей фонематического восприятия (способности узнавать и различать речевые звуки) является одной из важнейших задач.

В домашних условиях можно порекомендовать родителям следующие упражнения, которые обязательно помогут детям подготовиться к обучению в школе. (Слайд 11)

1) Назови первый и последний звук в слове, как вариант игра “ Цепочка слов”. При этом во время игры дети часто замечают несоответствие произнесения слов с парным согласным в конце слова (например: арбуз-арбузы), что впоследствии поможет ему усвоить правило о написании парных согласных.

2) Предлагается определить сколько звуков в слове;

3) Определить какой по счету звук в слове (в этих играх используем слова не более 5 звуков);

4) Из звуков произнесенных отдельно, собрать слова (Проводится с мячом. Родителям предлагаем: Р, У, К, А- рука, Р, У, Ч, К,А- ручка, К, Н, И, Г, А – книга и т. д. )

5) Выделение гласных звуков из слова. Для детей выбираем двух и трехсложные слова без йотированных гласных ( Слова для игры с родителями: карандаш –а-а-а; кошка-о-а; утро-у-о; точка- о-а; картон-а-о)

6) Если ребенок знает буквы можно использовать ребусы, кроссворды, головоломки, игры с буквами;

7) Придумывание слов на заданный звук “ Кто больше?” Можно усложнить задачу и задать тему: Например, имена на звук П.

3. Грамматический строй речи. (Слайд 12)

Эта сторона во многом уже сформирована дети овладели словоизменением по числам и падежам. Дети не говорят глазы, а используют слово глаза, не яблоковый сок, а яблочный сок. Но все-таки, в некоторых случаях наблюдаются аграмматизмы. Если вы слышите, что ребенок неправильно произнес слово, надо обратить внимание ребёнка на допущенную ошибку, попросить его исправиться. (Выбираем ведущего из присутствующих и используем мяч). (Слайд 13)

1) “Один – много”. Ведущий называет один предмет, игрок называет форму множественного числа данного слова. Образец: огурец - огурцы. Материал на карточке: Помидор -...., скамейка-..., луковица -..., перец-.., цветок-... окно-..., гриб-..., метла-..., помело (метла Бабы-Яги) - .....

Тут обычно родители затрудняются или отвечают неуверенно, поэтому требуется разъяснение. Так как дерево – существительное среднего рода изменяется на деревья, то помело – помелья.

2) Игра “ Поваренок”. Назови правильно, какой сок, компот, варенье? Материал на карточке: Из вишни – сок вишневый, варенье вишневое, из яблок -...., из сливы -..., из тыквы -...., из персика -..., из киви -..., из фейхоа -.....? Объяснение родителям: так как сливовое варенье – используем суффикс – ов -, то фейховое варенье.

3) Употребление существительных в родительном падеже множественного числа: Нет чего? Или много? Ведущий называет предмет, а игрок называет этот предмет в форме множественного числа в родительном падеже. Образец: дом-домов. Материал на карточке: колосок-..., ручка-...., линейка-...., улица-..., карандаш-..., деревня-..., лес-.... тетрадь-..., кочерга -...? Родителям объясняем: кочерга - много кочерёг ( словарь Волина и Ушакова)

4) “Один-два-пять”. Согласование существительных с числительными в именительном падеже. Образец: 1-карандаш , 2-карандаша, 5-карандашей. Материал на карточке: стул -..., ведро-..., дверь-..., ручка-..., ребенок-..., пальто-..., Баба-Яга-...? Объяснение родителям: 1 Баба-Яга, 2 Бабы Яги, 5 Баб ЯГ, первая версия слово Яга произошло от слова ягать – кричать, бушевать, шуметь, ругаться). Но не будет и ошибочным Баб-Йожек, если вернуться к происхождению этого существа, то существует версия, что имя Яги произошло от слова Йог, а сама она родом из Индии.

6) “Чем накормим животных?” - использование творительного падежа.

7) Предложный падеж можно отработать после чтения книги. Задать вопрос о ком или о чем эта сказка?

Как видите и у взрослых возникают вопросы и затруднения.

4. Состояние словарного запаса. (Слайд 14)

Ребенок использует слова по назначению, может подобрать синонимы, антонимы, владеет обобщающими понятиями (мебель, фрукты, транспорт),

подбирает родственные слова. Игры так же предлагаются на карточках. Выбирается ведущий. (Слайд 15)

1) “Четвёртый лишний” (обобщает предметы по общему признаку, выделяет лишний предмет.) Следует обратить внимание на наиболее трудные на сегодняшний день разделы: времена года, их признаки, месяцы, дни недели, качества предметов, родственные связи. Ведущий называет четыре предмета, три из них имеют какое-нибудь сходство. Играющий должен назвать лишний предмет и объяснить, почему. Материал на карточке: ворона-ласточка-бабочка-воробей; трамвай-автобус-автомобиль-корабль; гитара-саксофон- флейта-труба; сосна-лиственница-ясень-пихта.

2)“Скажи наоборот”. Слова – антонимы или слова-неприятели (рано-поздно, высокий – низкий) Материал на карточке: ночь-..., грязный-...., здоровый-.... ленивый-..., умный-..., ярко-...,неряшливый-..., мятый-..., разноцветный-....

3) “ Назови ласково”. Образец кот-котик, ложка-ложечка. Слова для карточки:вилка-..., утка-..., волк-..., дерево-..., верблюд-..., лопата-..., книга-..., птица-..., зима-... .

4) “Семья животных или птиц”. Нужно назвать, как называется мама, папа, детеныши. Образец: коза-козёл-козлята. В этой игре лучше использовать картинки: конь-, заяц-, поросенок-, рыба-, волк-, баран-. лягушка-, верблюд, зебра.

5. Состояние связной речи. (Слайд 16)

Будущий школьник должен уметь отвечать на вопросы, пересказывать, составлять рассказы по сюжетной картинке, серии картинок, может рассказать о себе; в состоянии описать игру, в которую играл; рассказать, как провёл день; объяснить, что ему хочется. Так же здесь нам поможет чтение книг и беседы о прочитанном. Можно использовать следующие игры (Слайд 17):

1) Загадки “Опиши предмет”. Например: овальный, жёлтый, гладкий, кислый - лимон. Родителям предлагается описать фрукты, животных.

2) “Детёныши”. Назови детенышей животных (У волка - волчата), “Домики” (логово), “Чьи уши”(волчьи).

3) Дополни предложение. Каждый из играющих добавляет в предложение свое слово и проговаривает предложение целиком, тот кто не смог подобрать слово выходит из игры. Например, родителям предлагаем слово “солнце”. Пример: Солнце - Светило солнце - Ярко светило солнце - На небе ярко светило солнце...и т.д.

4) Подбор признаков или действий к заданному предмету. Попробуйте описать: снег какой? ........, солнце какое?........; ветер что делает?...., собака что делает?......

6. Пространственно-временные ориентировки. (Слайд 18)

Ребенок с ранних лет сталкивается с необходимостью ориентироваться в пространстве. Он усваивает самые простейшие представления об этом: слева, справа, вверху, внизу, в центре, над, под, между, по часовой стрелке, против часовой стрелки, в том же направлении, в противоположном направлении и др. Все эти понятия способствуют развитию пространственного воображения у детей. Трудно назвать хотя бы одну область деятельности человека, где бы умение ориентироваться в пространстве не играло бы существенной роли.

Недостаточная сформированность пространственно-временных представлений у дошкольников обязательно будет сказываться на формировании полноценной связной речи, впоследствии у школьников - на развитии навыка чтения и письма. У детей с нарушениями речи часто встречаются следующие трудности (слайд 19):

1) сложности в определении правых и левых частей предметов, объектов;

2) трудности понимания схемы собственного тела и тела стоящего напротив человека. В дальнейшем могут появиться сложности при ориентировке в схеме тетрадного или альбомного листа. Например, дети долго не могут усвоить и довести до автоматизма стандартные требования к оформлению письменных работ (пропуск определенного количества строчек или клеточек, выделение красной строки, соблюдение полей письма в два-три столбика, равномерное заполнение тетрадного листа текстом);

3) неспособность, верно оценить пространственное расположение объектов (эта особенность сказывается на понимании значения пространственных предлогов). Дети, не используют предлогов, обозначающих пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных (“над”, “под”). Дошкольники, а иногда и младшие школьники затрудняются в дифференциации предлогов “к - у”, “ в- на” (“к дому - у дома”, “в столе - на столе”). Нередко они смешивают предлоги “перед - после - за”. Например: “Шкаф стоит после стула” вместо “Шкаф стоит за стулом”. Или “Лето бывает перед весной, а осень после зимы”;

4) затруднения в понимании последовательности предметных и числовых рядов (трудности при установлении последовательности звуков, слогов в слове, слов в предложении и т. д.);

5) трудности графического обозначения направлений (лево-право, верх-низ, по диагонали и пр.). После перечисления ошибок мы видим, что формирование пространственно-временных представлений является важной задачей в обучении детей.

Ряд упражнений по формированию пространственных представлений. (Слайд 20)

Тут можно предложить такие игры в домашних условиях.

1)“Посмотри – назови - запомни”. Игра проводится с родителями.

Ряд фигур, изображений предметов или игрушек рассмотреть, перечислить несколько раз, запоминая последовательность. Закрыть. Играющие должны перечислить. После проверяется правильность выполненного задания.

2) Разрезные картинки. Складывание целого из частей оказывает влияние на развитие пространственного и образного мышления, графомоторных навыков.

3) “Кто за кем?” Играем с родителями. Можно использовать различные картинки, на которых изображен ряд предметов. Работать по вопросам: - Кто находится справа? Слева? Кто стоит за? Перед? Можно использовать предметные картинки из сказки “Репка”. Сначала выставляются фигурки при пересказе сказки, а после задаются вопросы с использованием пространственных предлогов.

4) “Художники”. Рисование картины по четкой инструкции взрослого. Взрослый использует слова : в центре, справа, слева , над, перед, за, под и т.д. Игрок рисует.

5) “Где спрятан предмет?” Цель: Развитие пространственных представлений детей и их словесного обозначения.

Для игры нужна игрушка. Ход игры: Инструкция звучит следующим образом: “Сегодня мы поиграем в загадки. Но это будут особенные загадки! Нужно догадаться, где спряталась игрушка”. Ребёнок отворачивается. Надо закрыть глаза и уши и не подглядывать. Взрослый прячет игрушку и приглашает ребенка поискать. Во время поиска взрослый направляет водящего словами: выше, ниже, правее, левее, дальше, ближе и т.д.

6) Д/и “Следопыт”. Цель: Закрепление пространственных ориентировок. Ход игры: В игре участвуют двое: один – “следопыт”, другой – “помощник”. “Следопыту” завязывают глаза. На противоположной от играющих стороне помещения ставится кубик. “Помощник” словами направляет “следопыта”, подсказывая ему, куда идти, например: “Иди прямо, остановись, повернись направо, иди прямо, остановись, наклонись, бери кубик!” “Следопыт” находит кубик, вызывается следующая пара.

Не забывайте, что у детей основная деятельность игровая, поэтому все занятия проводятся в игровой форме. Важно, чтобы ребёнок сам проявлял желание к занятиям. Как видите все игры просты и интересны, для их проведения не требуется специальное образование , а лишь интерес взрослого и ребенка. Так что все в ваших руках дорогие родители.

Хорошими помощниками в развитии детей могут стать современные Интернет – ресурсы. Только нужно помнить, что ребенок не должен играть один, обязательно со взрослым. Для эффективности работы в игре ребенок должен проговаривать все свои действия и мысли. Мы предлагаем обратить внимание на следующие сайты и порталы (слайд 21):

1. "Солнышко" - детский портал (Слайд 22)

Замечательный портал. Здесь можно найти очень много полезной информации.

Для детей: развивающие компьютерные игры, видеоуроки, мультфильмы, конкурсы и т.д.

Для родителей: статьи о воспитании, беседы с психологом, логопедом; статьи и тесты о готовности детей к школе; сценарии праздников; аудиокниги, художественные произведения.

2. Начальная школа – детям, родителям, учителям http://www.nachalka.com/ (Слайд 23)

Учителям: учебная информация, форумы, новости

Ребенок: игровая, кинозал, тренажерный зал, безопасный детский поисковик

Родитель: скоро в школу.

3. Обучалки и развивалки для детей (Слайд 24)

http://www.detkiuch.ru/

Статьи для родителей. Конкурсы для детей. Обучающие мультфильмы. Караоке для детей.

4. "Кошки-мышки" - развлекательно-развивающий сайт (Слайд 25)

http://www.koshki-mishki.ru/

Игровые задания для дошколят, стихи, графические диктанты.

5. ПочемуЧка – сайт для детей и их родителей (Слайд 26)

http://pochemu4ka.ru/

Подготовка к школе, детские презентации.

6. 1 сентября (Слайд 27)

http://1sentyabrya.ru/

Новости образования, статьи для родителей.

И другие. Предложить родителям поделиться опытом работы с такими сайтами и порталами.

Далее следуют вопросы родителей и ответы.

Практика показала, что с этих занятий родители всегда уходили с хорошим настроением: взрослые поиграли, сами ощутили свои возможности, убедились в том, что и у взрослых иногда возникают вопросы по словоизменениям, узнали новый, вполне доступный материал. Но главное, что после проведения занятий число детей поступающих в первый класс с теми или иными нарушениями устной речи резко снизилось. Поэтому мы решили предложить наш материал для печати в сборнике. Практикум может быть полезен для педагогов в дошкольном учреждении, для родителей, для проведения родительского собрания учителям начальных классов и нашим коллегам учителям-логопедам и педагогам-психологам. Желаем всем успехов.

Литература.

  1. М.Г. Борисенко, Лукина Н.А тетради из серии “Грамматика в картинках” С-Петербург 2005
  2. Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Учебно-методическое пособие. – М.: Гном-Пресс, 2000.
  3. Елецкая О.В. Горбачевскаяа Н.Ю. Логопедическая помощь школьникам с нарушениями письменной речи: Формирование представлений о пространстве и времени: Методическое пособие / Научн. Ред. О.В. Защиринская. – СПб.: “Речь”, 2006.
  4. Л.Н. Ефименкова, Г.Г. Мисаренко “ Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте”
  5. Е.М. Косинова “Грамматические тетради № 1,2,3,4” Москва 2008
  6. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. СПб., 2001.
  7. И Лопухина “Логопедия. Упражнения для развития речи.” С-Петербург 1997г.
  8. Сукач Л.М. Дидактический материал для устранения недостатков произношения, чтения и письма у младших школьников. М.: Просвещение. 1985.
  9. Л.Ф. Тихомирова “ Развитие познавательных способностей детей” Ярославль 1996г.
  10. Л.Ф. Тихомиров, А.В. Басов “Развитие логического мышления детей” “Гринго” “Лайнер” 1995г.
  11. Н.Н.Яковлева “Преодоление нарушений письменной речи” КАРО 2011 С-Петербург.