Традиционная народная кукла своими руками (Столбушка, отдарок-на-подарок)

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Познакомить воспитанников с историей возникновения куклы;
  • научить изготавливать традиционных народных кукол: Столбушку, Отдарок-на-подарок, Зайчик на пальчик)

Задачи:

  • развитие творческих способностей и творческого мышления;
  • овладение практическими навыками изготовления куклы.

Оборудование:Рабочий стол, ножницы, набор ниток, набор лоскутков ткани.

Ход занятия

I. Вводная часть

Сообщение темы и целей занятия.

Тема занятия: Изготовление традиционной народной куклы своими руками (Столбушка, Отдарок-на-подарок, Зайчик на пальчик )

II. Знакомство с историей возникновения народной русской куклы

Ребёнок, получая игрушки одну за другой, может всё равно маяться от скуки. А народная кукла, да к тому же сделанная своими руками никогда не надоест!!! В куклы не только играли – с ними справляли календарные обряды, призывали дождь в засуху или тепло в прохладную пору. Они были рядом на свадьбах и при рождении младенцев. С ними встречали гостей, их дарили на день рождения, придумывали о них сказки, делились радостями и невзгодами: куколка не выдаст, она непременно поможет. Ведь кукла – создание талантливых рук и творение вечной души человека. А значит, частица этой души присутствует в каждой кукле. И тому, кому мы её подарим, будет помогать наша любовь, наше доброе расположение и искреннее пожелание счастья и благополучия.
Добрые куколки, созданные руками детей, оживают. Ребёнок учится не только мастерить кукол, но и учиться видеть за их неприхотливым обликом целый мир, полный чудес и творческих поисков.
Традиционная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали её наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать – а лучше сказать, вспоминать – свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни.
Что видел малыш, открывая глазки в колыбельке? Куколку, которую сотворили любящие материнские руки. А значит, её любовь оберегала ребёнка с момента его рождения. Она отгоняла от него злых духов, в которых верили наши предки, помогала ребёнку заснуть, потому что злая Бессонница не могла устоять – играла в куклы, а малыш тем временем спал.
Сначала в робких, но потом всё более искусных руках, будут рождаться народные тряпичные куклы. Помогая детям, мы и сами научимся древнему искусству, а значит, легко найдём общий язык с детьми. А это залог будущей любви и такого необходимого в жизни понимания.
А так же взрослые, перебирая лоскутки, используя бисер, камни-самоцветы, всякого рода природные материалы, чтобы сотворить куколку, отдыхают душой, набираются сил для добрых дел и новых побед.
Всем с детства знакома сказка А.Н. Афанасьева «Василиса Прекрасная». Вот как она начинается:
«В некотором царстве жил был купец. Двенадцать лет жил он в супружестве и прижил только одну дочь, Василису Прекрасную. Когда мать скончалась, девочке было восемь лет. Умирая, купчиха призвала к себе дочку, вынула из-под одеяла куклу, отдала ей и сказала: «Слушай, Василисушка! Помни и исполни последние слова. Я умираю и вместе с родительским благословлением оставляю тебе вот эту куклу; береги её всегда при себе и никому не показывай; а когда приключится тебе какое горе, дай ей поесть и спроси совета. Покушает она и скажет тебе, чем помочь несчастью…»
Дальше в сказке рассказывается, как отец Василисы, когда мать умерла, женился на злой мачехе, которая невзлюбила свою падчерицу. Она изводила её, заставляя делать всю домашнюю работу. Однако «Василиса всё переносила безропотно и с каждым днем всё хорошела и полнела, а между тем мачеха с дочками своими всё худела и дурнела от злости, несмотря на то что они всегда сидели сложа руки, как барыни».
Как же у Василисы всё получилось?
Василисе помогала её куколка. Без неё, где бы девочке сладить со всею работаю! Василиса сама, бывало, не поест, а уж куколке оставит самый лакомый кусочек, и вечером, когда все улягутся спать, она запрется в своём чуланчике и потчует её, приговаривая: «Ну, куколка, покушай, моего горя послушай! Живу в доме у батюшки, не вижу себе никакой радости; злая мачеха гонит меня с белого света. Научи ты меня, как мне быть и жить и что делать?»
Куколка покушает, да потом и утешит её в горе и даст ей советы, а наутро всякую работу за Василису справит… Хорошо было жить с куколкой!.. Куколка помогла Василисе пережить много горя, которое принесли ей мачеха и Баба-яга. Но она прошла через все испытания. «Ах ты, избавительница моя! – всегда говорила Василиса куколке,– ты от беды меня спасла!»
Помогла куколка, подаренная Василисе матерью, и счастье найти. Вот как заканчивается сказка:
«Как увидел царь Василису Прекрасную, так и влюбился в неё без памяти.
– Красавица моя! Не расстанусь я с тобою!
Тут взял царь Василису за белые руки, посадил подле себя. А там и свадьбу сыграли. Скоро воротился и отец Василисы, порадовался её судьбе и остался жить при дочери…»
Берегла свою куклу Василиса и до конца жизни своей всегда носила в кармане.
Вот такую куклу. Помощницу в трудную минуту, можно сделать и для себя!
Традиционная кукла почти не изменилась с тех давних пор, как придумали её наши предки. Кукла бережно передавалась из рук в руки – от матери к дочери, от бабушки к внучке… Возможность сделать куклу из лоскутков, тесьмы, ниток, создавая яркие и понятные образы, отражает неиссякаемое желание детей фантазировать. А через эти милые создания дети начинают постигать – а лучше сказать, вспоминать – свои корни. А значит, есть надежда, что в стремительно меняющемся мире останется память предков, которая не даст нам забыть свою историю – к ней, генетической памяти, можно обратиться за помощью в самых трудных случаях жизни.
Традиционную народную куклу делали из разных материалов: соломы, травы, веточек, лыка, палочек, конечно, лоскутков старой одежды.
В русской деревне больше всего любили тряпичную куклу. Она была в каждом крестьянском доме, и крутили кукол и стар и млад.
Крутить кукол начинали с 4-5 лет. Сначала делали самых простых из 2-3 лоскутков, без ножниц и иголок. Первых кукол малыши делали с мамой или старшими сестрами, а потом и самостоятельно. Часто мастерили их из доступных материалов прямо во время игры.
Когда-то изготовление ткани было делом трудоемким, и дети донашивали одежду взрослых. На куклы оставалась изношенная ткань. Её легко можно было разорвать руками, что важно в обережных куклах. Существовало поверье, что при изготовлении нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Считалось, что сама по себе ношеная одежда уже является обережной, так как хранит тепло души человека, который её носил.
Делали кукол также и из новой ткани – для свадеб и на подарки.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. По народным поверьям, куклу без лица считалась недоступной для вселения в неё недобрых сил. А значит, и безвредной для ребенка. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом. Кукол хранили в сундуках и корзинах и передавали их по наследству.
В богатых домах одежда куклы была похожа на одежду их обитателей – она была из богатых тканей, с вышивкой и украшениями. Такие куклы были очень дорогими, они даже имели свои комнаты.

«У кукол – душа людей. Это только кажется, что куклой движет рука. На самом деле, куклой движут разум и сердце».

III – IV. Знакомство с куклами и их изготовление.

Столбушка, или закрутка.

Первая кукла, с которой мы сейчас познакомимся, – самая древняя. И одна из самых простых в изготовлении. Называется она столбушка, или закрутка. Из названия можно понять способ изготовления её основы, а так же размер куклы и материал, из которого она сделана. Это и береста, плотно свёрнутая в трубочку, и скрутка из ткани – плотной или мягкой. Основа – столбик используется при изготовлении самых разных куколок, которых делали и сами малыши, и их старшие братья и сёстры.
Столбушек в доме могло быть до сотни! Но кукол по дому не разбрасывали – их аккуратно хранили в сундуках.
Украсить закрутку можно разными способами: заплести косу, ярко нарядить, вышить передник, сделать затейливый поясок, придумать необычный головной убор. Настроение куколки может меняться в зависимости от игры, придуманной малышом.
Нарядим столбушку – она отзывчива на любую выдумку! Традиционная народная игрушка универсальна, она открывает перед ребёнком большие возможности для творчества!
Приступим к изготовлению:
Шаг 1. Для изготовления туловища столбушки берем ткань размером примерно 20 х 20 см. (можно чуть больше или меньше, в зависимости от того, какая кукла нужна). Подогнув один край ткани внутрь на 3 см., делаем плотную скрутку. Там, где край ткани подогнут, – основание туловища. Оно получится толще, благодаря чему кукла сможет стоять. Примерно на уровне шеи и пояса перевязываем скрутку нитью или верёвочкой.
Шаг 2. Теперь делаем голову и руки. Берём примерно такой же по размеру квадратик ткани светлого оттенка, чтобы кукла была белолицей. Накрываем скрутку тканью и формируем голову.
Шаг 3. Внутрь, под ткань, можно положить вату или маленький кусочек мягкой ткани, чтобы голова получилась круглой. Перевязываем ниткой на уровне шеи. Нужно расправить ткань, убрать лишние складочки назад, определить перёд куклы, округлив её головку.
Шаг 4. Делаем ручки столбушки. Свободные концы ткани выравниваем, определяем длину рук и лишнюю ткань заворачиваем внутрь рукава. Убирая края в середину. Перетягиваем ткань ниткой, выделим ладошки.
Шаг 5-6. Оставшиеся свободными углы ткани (спереди и на спине) подвязываем на поясе куклы, заодно расправляя руки. Можно сделать так, что они будут раскинуты или слегка опущены книзу.
Когда основа столбушки будет готова, обратимся к своей фантазии: куклу можно нарядить по-разному.
Шаг 7. Привязываем передник, так же навыворот, как и юбку. Его можно сначала повязать простой нитью, опустить и уже поверх надеть поясок. Или можно взять красивый поясок подлиннее, им повязать передник, опустить его вниз и все тем же поясом повязать поверх. Важно помнить, что фартук у женщины – хозяйки часто использовался в качестве своеобразной «сумки» и был довольно длинным и широким.

Отдарок-на-подарок

Вручение подарка и ответное отдаривание – очень древний обычай, важный как для взрослых, так и для детей. В сказках подарок обладает особенным смыслом: он защищает того, кому его подарили. Подаренное колечко (или платочек, кинжал, ожерелье…) помогает герою преодолеть испытания и победить, а давным-давно подаренные вещи помогают родным узнать друг друга после долгой разлуки.
В народе на Руси существовала поговорка: «Подарки любят отдарки». Это означает, что дарящий через подарок привлекает к себе внимание. Он своим подарком хочет напомнить о себе или, может быть, в чем-то помочь.
Куколку отдарок-на-подарок дети дарили старшим сестрам или братьям, другим родным и близким людям) в ответ на их подарки. Куколка была знаком благодарности за подарок, внимание и заботу. Дети при этом говорили: «Спасибо маменьке и папеньке за то, что меня на ноги поставили». А в одной песне есть такие слова:

… Принимай дары великие:
Моей матушке рукавички,
Мому батюшке рубашечку,
Всему поезду по платенчику…

Если ребенок, скручивая куклу, будет думать о том, для кого он это делает, и от всего сердца желать этому человеку добра, простая тряпичная кукла превращается в оберег. Тогда в трудную минуту, взглянув на эту куклу, человек вспомнит, что он нужен и любим, и это придает сил.
Отдарок-на-подарок делается без иглы и ножниц. Это одна из первых кукол, которую малыш может научиться делать сам с двух лет и благодарить ею всех гостей, которые приходят в дом по праздникам и приносят подарки.
В юности девочки не один раз делали для любимых мам куколок в знак благодарности и с обещанием уважать и слушаться родителей. Мамы аккуратно прибирали эти дорогие для них подарки в сундук. Если вдруг дочка обижала матушку, та могла достать подарок из сундука, напоминая о дочернем долге.
Шаг 1-2-3. Для куклы нужны небольшой лоскуток-прямоугольник, узкий кусочек ткани (длинно в полтора пальца) и нитки. Узенький лоскуток скатаем и вложим в прямоугольник-основу для формирования головы. Теперь нужно сложить большой лоскут ткани пополам, а скаточку вложить внутрь. Держа будущую куколку в обеих руках, отгладим указательными пальчиками ткань со скаткой так, чтобы получилась круглая и гладкая, без складочек головка, затем одним движением окрутим нитью шейку «по солнышку» (по часовой стрелке). Перевяжем ей и оставим длинную нить – ею будем выделять ручки нашей куклы.
Шаг 4-5. Верхние уголки прямоугольника поднимаем вверх, собираем ткань мягкими складочками под ручками куколки. Затем оставленной нами длинной нитью делаем 2 витка крест-накрест – с правой стороны под левую ручку. Теперь переводим нитку по поясу под правую ручку и делаем 2 витка. И от правой ручки на левую сторону у шейки на груди – получился крест. Затем делаем 2 витка на поясе и затягиваем петлю.
Шаг 6. Получилась замечательная кукла – настоящий отдарок-на-подарок.

V. Анализ и оценка занятия. Воспитанникам предлагается оценить свою работу

VI. Литература

1. Берстенева Е.В., Догаева Н.В. Кукольный сундучок. Традиционная народная кукла своими руками. – М.: Белый город, 2010.
2. Котова И., Котова А. Русские обряды и традиции. Народная кукла.– М.: Паритет, 2008.