Проблема индивидуального подхода к ребёнку в условиях образовательной деятельности имеет достаточно глубокие «исторические корни». Я.А.Коменский одним из первых в педагогике обратил внимание на индивидуальный подход в процессе обучения, рассматривая его как средство продвижения каждого ребёнка к новым уровням развития, отметив в своем фундаментальном труде "Великая дидактика", что "учить всех всему" необходимо с учётом природосообразности. К.Д.Ушинский положил начало теоретическому уровню разработки вопроса индивидуального подхода к детям в процессе обучения. Выдвинул идею осуществления индивидуального подхода в условиях коллективной работы, которая и сейчас остается основополагающей в педагогике.
В настоящее время технология индивидуального подхода приобретает особую актуальность в связи с вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, в котором одним из требований выдвигается «…использование в образовательном процессе форм и методов работы с детьми, соответствующих их возрастным и индивидуальным особенностям».
Необходимость индивидуального подхода вызвана тем обстоятельством, что любое воздействие на ребенка преломляется через его индивидуальные особенности, через «внутренние условия», без учета которых невозможен по-настоящему действенный образовательный процесс. В дошкольных образовательных учреждениях, в основном, принята групповая форма организации обучения, однако ребенок мыслит, переживает, играет в соответствии со своими личными особенностями характера, темперамента, ума.
Педагоги ДОУ, определившиеся с необходимостью реализации индивидуального подхода в своей практике, встречают достаточно серьёзные трудности, т.к. для воспитателя-практика, самым главным остаётся вопрос: «С помощью, каких методов, приёмов, заданий можно в процессе обучения учитывать индивидуальные особенности ребенка?». Всё, что по проблеме индивидуального подхода адресовано в педагогической литературе дошкольному образованию, посвящено либо теоретическим аспектам, либо обобщённым рекомендациям.
Поиск ответа послужил поводом к созданию в нашем дошкольном учреждении локальной инновационной площадки по теме «Индивидуальный подход в обучении старших дошкольников с учётом их психофизиологических особенностей». Новизна деятельности заключается не в доказательстве необходимости индивидуального подхода как такового, а в решении проблемы слабой проработанности конкретных способов его осуществления.
Путь решения проблемы мы видим не в приспособлении целей и основного содержания обучения и воспитания к отдельному ребенку, а в приспособлении форм и методов педагогического воздействия к конкретным индивидуальным особенностям его организма.
Считаем, что сама проблема индивидуального подхода носит творческий характер, но в ней присутствуют основные моменты, которые важны при его осуществлении:
– знание и понимание детей;
– базовый теоретический баланс;
– способность педагога размышлять и умение
анализировать.
На первом этапе (теоретическом) работы был определен выбор критериев индивидуализации, одним из которых стал учет ведущего типа восприятия информации.
Второй этап (диагностический) работы заключался в изучении особенностей каждого ребенка с позиции выбранного критерия. Зрение, слух и осязание – вот основные каналы, по которым любая информация попадает в мозг. Эффективность этих каналов у каждого индивидуальна и определяет тип восприятия внешнего мира. Основных типов три: визуал, аудиал и кинестетик. Как определить, какой тип восприятия у ребенка? Необходимо просто понаблюдать за ребенком, задать некоторые вопросы его родителям.
Визуал воспринимает мир в основном при помощи зрительных впечатлений. Ему важно все рассмотреть. Новая игрушка надолго привлечет его внимание. Дети-визуалы любят рассматривать книжки с яркими картинками. Многие из них будут обращать внимание, и помнить, как одеваются дети в садике, что они рассматривали с воспитателем на прогулке. Любимое занятие – рисование, складывание пазлов, вырезание из цветной бумаги, лепка. Предпочитают деятельность в одиночку.
Аудиал «работает» со звуком. Именно звуки в основном доставляют ему необходимую информацию. Уже в самом раннем возрасте такие дети эмоционально реагируют на музыку. Они обычно раньше начинают разговаривать. Им нравится слушать сказки, придумывать различные истории. Им необходимы разговоры и при отсутствии собеседника они могут поговорить сами с собой.
Кинестетикам жизненно необходимо все потрогать руками. Это дети-непоседы. Большинству таких детей свойственна деятельная активность. Следствием повышенной двигательной активности обычно бывает более быстрое физическое развитие. Игрушки занимают их внимание ненадолго, зато им очень нравится перебирать самые различные предметы. У них неплохо развита моторика.
Третий этап (практический), на котором по высказыванию И.С.Сергеева, происходит «…работа педагога с собственным воображением: нужно придумать множество заданий на одну и ту же тему и затем распределить их по группам индивидуализации». Задача педагога на этом этапе – разработать и предложить ребёнку такое задание, которое учитывало бы его психофизиологические особенности и позволяло организму максимально самореализоваться. Для этого нужно максимально использовать то, что «хорошо работает». Иными словами, определившись с ведущим типом восприятия, максимально использовать его. Например, на занятии, посвящённом морю и его обитателям:
– зрительные впечатления визуала могут
быть основаны на предложенных
воспитателемкрасочных картинках, слайдах
презентации с изображением морских обитателей;
скорее всего они справ аккуратно выложит
пазлы или сделает тематическую аппликацию;
– ребёнок-аудиал с удовольствием
«послушает» морскую ракушку, аудиозапись шума
моря и крика чаек; красочные «картинки визуалов»
для аудиалов должны быть дополнены
эмоциональным, интонационно разнообразным
рассказом. Возможно, лучше других детей аудиалы
справятся с заданием рассказать о том, что они
видели на море, когда там отдыхали с родителями;
положительные эмоции вызовет физкультурная
минутка в сопровождении детской песни на
«морскую» тематику;
– кинестетикам морскую ракушку нужно
обязательно дать подержать в руках; хорошо
предложить таким детям изобразить движениями
рук, например, «морского конька», игра «Море
волнуется» дополнит их эмоциональное
впечатление от занятия.
Учёт ведущего типа восприятия представляется актуальным и в логопедической работе, особенно в её индивидуальных формах. Приведём примеры модификации заданий по теме «Ягоды» для детей с разным ведущим типом восприятия:
- в работе с аудиалом педагог произносит названия ягод «утрированно» выделяя проблемные звуки (с-с-смородина, ш-ш-шиповник) и предлагает ребёнку при повторении выделить первый звук в словах;
- визуалу демонстрируется схема для описания ягоды в виде рисунков-символов, обозначающих цвет, форму и т.п. Ребёнок составляет по схеме рассказ-описание ягоды;
- для кинестетиков проводится игра «Узнай ягоду», в которой детям предлагается с закрытыми глазами на ощупь, по запаху определить ягоду и рассказать о ней.
Конечно, «чистых» визуалов, кинестетиков и аудиалов не бывает, но всегда один из каналов восприятия информации, все же, лидирует, а остальные каналы восприятия необходимо у ребёнка развивать до высокого уровня основного.
Педагогу необходимо не переставать учиться понимать ребенка, и помогать ему. Если он знает, к какому типу восприятия информации относится воспитанник, это позволит сделать образовательный процесс не только более эффективным, но и более интересным, увлекательным как для ребенка, так и для самого педагога, поможет во взаимодействии с родителями.
Список литературы:
- Акимова Г.Е. Как помочь своему ребенку?, Екатеринбург: У-Фактория, 2003.
- Сергеев И.С. Основы педагогической деятельности: Учебное пособие. Питер, 2004. — 316с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М.– «Сфера», 2014. – 96с.