Педагогические и социологические исследования последних лет показали, что для нравственного сознания молодых родителей («детей перестройки») характерны нарушения адекватного восприятия ранее считавшихся, безусловно, негативными явления, изменения ценностных ориентаций. Такие нравственные ценности, как чувство гордости за свою страну, уважение и любовь к Родине, высокие морально-этические качества ушли в пассив, поскольку многие молодые люди не видят в них практического смысла, а на первый план выдвигаются ценности и устремления материального характера. В годы «перестройки» вопросы нравственно-патриотического воспитания практически выпали из поля воспитательной деятельности. Сегодня назрела необходимость создания таких педагогических условий, которые должны способствовать не только успешному формированию нравственно-патриотических качеств у дошкольников, но и побуждению родителей к осознанному развитию у себя указанных качеств, определению своих гражданских позиций, пониманию общечеловеческих ценностей и идеалов новой России.
Очевидно, что перемены в российском обществе коснулись всех сфер его жизни, и в первую очередь, как нам представляется, нравственной сферы. Образование в полной мере испытывает на себе все негативные черты как социально-экономического, так и нравственного кризиса, переживаемого Россией. Сказанное свидетельствует о том, что возникла необходимость глубокого теоретического осмысления проблем нравственности и патриотизма на современном этапе развития российского общества и организации на этой основе целенаправленного, целостного процесса формирования личности дошкольника, обладающей высокоразвитыми нравственно-патриотическими качествами.
"Национальная доктрина образования в Российской Федерации" подчеркивает, что "система образования призвана обеспечить <...> воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость".1
О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, например К.Д. Ушинский писал: «Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища, кормить его ненавистью, отчаянием и презрением может только человек, не понимающий потребностей детства». Обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь – именно этот акцент на знание истории народа, его культуры помогает воспитывать уважение и интерес к культурным традициям народов России.
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ» представлены базовые национальные ценности российского общества: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, здоровье, труд и творчество, наука, традиционные религии в России, искусство и литература, природа, человечество.
Именно в период дошкольного возраста происходит приобщение детей к национальным ценностям и формирование предпосылок к успешному нравственно-патриотическому воспитанию. Существуют три уровня приобщения: ближайшее семейное окружение; контактный коллектив УДО; удовлетворение потребности в общении по интересам в социуме.
Стратегическая цель Программы Муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей №1»: «Воспитание новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности».
Занимаясь развитием навыка устной речи, речевого общения с окружающими и устранением нарушений речи у детей дошкольного возраста прививаю любовь к родной речи на основе овладения литературным языком средствами фольклора».
Нравственно-патриотическое воспитание напрямую зависит от активного участия родителей в образовательном и воспитательном процессе и обеспечивается систематичностью в работе, что требует от родителей огромного терпения и создания в семье необходимого микроклимата.
В Центре созданы особые условия для взаимоотношения с родителями (законными представителями): информационная откровенность, партнёрство, сотрудничество, конструктивность; осуществляется поддержка семьи в преодолении различных трудностей в воспитании, обучении и социализации детей, гармонизации отношений с детьми, развитие компетентности родителей в вопросах воспитания подрастающего поколения.
В связи с изменившимися общественными отношениями и их социальным многообразием у педагога возникла необходимость поиска нового подхода к воспитанию обучающихся, который с одной стороны, отвечает актуальным потребностям родителей (законных представителей) и ребенка в современных условиях, с другой стороны – позволяет перестроить педагогическую работу в образовательном учреждении.
В нашем Центре реализуется инновационный проект «Светёлка». Цель проекта: создание адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей) по обеспечению нравственно-патриотического воспитания дошкольника.
Проект реализуется через деятельность: создание условий совершенствования для нравственно-патриотического воспитания обучающихся путём личностно-ориентированного подхода, раскрытия внутреннего мира каждой семьи; разработка системы специальных методических приёмов, направленных на формирование эмоциональной лексики у детей с учётом развития невербальных и вербальных средств общения в образовательном процессе; диагностика внутрисемейных отношений, способствующая нравственно-патриотическому воспитанию; стимулирование и активизация совместной деятельности детей, родителей, педагогов; формирование эмоциональной речевой активности ребенка в повседневной жизни как наивысшей формы социальной адаптации ребенка в обществе (социуме); воспитание любви и привязанности к своей семье, дому, Центру, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду и людям труда; развитие интереса к русским традициям и промыслам родного края; формирование элементарных знаний о правах человека; расширение представлений о России, её городах, селах, заповедниках и т.п.; знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн); развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны; формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям и т.д.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.
В нашей работе ведущим является принцип «от восприятия к действию от пассивности к инициативности»:
- циклы занятий: «Мой дом — моя семья»;
- «В Центре здорово у нас»; «Улицы родного города»; «Астрахань – мой город»; «Астрахань – многонациональная»; «Моя Родина — Россия»;
- «Москва — столица нашей Родины»; «Культура моей Родины» (обычаи, традиции, народное творчество история России); «Защитники Отечества»;
- «Мы — дети Земли»; «Береги свою планету» и т.д.;
- создание однодневных мини-музеев и выставок — боевой и трудовой славы, почетных граждан города, защитников Отечества, театра русского (национального) костюма;
- праздники в Центре дополнительного образования детей: «День знаний», «День города», «День защитников Отечества»; «Международный женский день»;
- «9 мая — День Победы»; «День матери в России»; праздники по народному календарю и т.д.;
- выставки детского творчества (сотворчество детей и родителей): «Славься, край родной!»; «Город — глазами детей»; «Герои любимых книг»; «Моя любимая игрушка»; «Народная игрушка и т.п.
- Акции: «Покормите птиц зимой»;
- «Зеленый патруль»; «Памятник»; «Озеленение территории Центра»; «Мы в ответе за тех, кого приручили» (выставка домашних питомцев) и т.п.
- Конкурсы: «Каждая семья талантлива по-своему»; «Папа, мама, Я – спортивная семья»; «Вот как мы умеем!»;
- Путешествие в прошлое – «Древо нашей семьи»; «История города»; «История улицы»; «День рождения ДОМА» и т.п.;
- Уроки памяти: «Спасибо тем, кто сохранил для нас мир»; «Сохраним и приумножим»; «Вечная слава!» и т.п.;
- Заседания психологического клуба для родителей (законных представителей) «СЕМЬ Я»: «Возрастные особенности дошкольников», «Норма и нарушение речи детей», «Читать с пеленок», «Познавательные игры», «Играя, готовим руку к письму», «Развод – это очень серьёзно», «Сенсомоторное развитие дошкольников», «Проблемы овладения предложно-падежными конструкциями», «Игры в формировании лексико-грамматического строя речи» и т.п.;
- Занятия-сказки: «Новый год»; «Мы читаем…» (цикл занятий по произведениям детских писателей и поэтов), «В гостях у сказки» и т.п.;
- Презентации учебных достижений: «Татьянин день»; «Скоро в школу», «Вот как мы умеем», «Умники и умницы» и т.п.
- Праздники национальной культуры: «Масленичная неделя»; «Астраханская кадриль» (русские танцы и частушки); «Сабантуй» (татарский праздник); Европейское и Русское «Рождество»; «День святого Саркиса» (армянский праздник); «Наурыз» (казахский праздник); «Чаепитие – что это?» (традиции разных народов) и т.п.;
- Занятия-игры: «Женский день»; «День починки»; «Тайна Планеты» и т.п.;
- Вернисажи творческих работ: «День смеха»; «Лето – чудная пора»; «Городской пейзаж»; «Я – сказочник», «Моя книга», «Детство!» и т.п.
- Театрализованные занятия: «Там, на неведомых дорожках» (творчество А.С. Пушкину); «Поможем Герде»; «Гадкий утенок» и т.п.
- Проекты: «С чего начинается Родина», «Моя малая родина» (семья, дом, УДО), «Мой край, в котором я живу», «Россия – Родина моя», «Земля – планета, на которой мы живем», «Масленица» и т.п.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что
видит перед собой малыш, чему он изумляется и что
вызывает отклик в его душе, и хотя многие
впечатления еще не осознаны им глубоко, но,
пропущенные через детское восприятие, они играют
огромную роль в становлении личности патриота.
Наша задача не только провести увлекательные и
познавательные беседы и экскурсии, но и отобрать
из массы впечатлений, получаемых ребенком,
наиболее доступные ему: природа и мир животных
дома (Центра, родного края); труд людей, традиции,
общественные события и т.д. Причем эпизоды, к
которым привлекается внимание детей, должны быть
яркими, образными, конкретными, вызывающими
интерес.
Из года в год всё большее количество родителей
обучающихся Центра из сторонних наблюдателей
превращаются в активных, полноправных
участников образовательного и воспитательного
процесса.
Совместное планирование, подготовка и проведение мероприятий сплачивает не только детский коллектив, но и позволяет говорить о создании адаптивной модели взаимодействия ребенка, педагога и родителей (законных представителей). Результаты анкетирования показали, что в процессе реализации инновационного проекта «Светелка» родители обучающихся стали занимать более активные позиции в вопросах нравственно-патриотического воспитания (2008-2009 уч. год – 40% от опрошенных респондентов, 2009-2010 уч. год соответственно 70%, 2010-2011 уч. год соответственно 90%).
Анализ состояния и прогнозы дальнейшего развития общеобразовательной системы в процессе реформирования образования показывают, что сегодня, для успешного формирования нравственно-патриотических качеств дошкольников, необходим творческий подход всех участников воспитательного процесса, готовность, желание, умение работать в этом направлении всех членов педагогического коллектива четкое осознание целей, задач, основных требований, предъявленных обществом и государством. Для этого необходимо восстановить в сознании молодых родителей потребность в знании и осмыслении исторического опыта, национальной политики прошлого, настоящего и будущего. Необходимы согласованные действия основных социальных институтов – семьи, армии, молодежных организаций, средств массовой информации, которые должны помочь родителям и детям выбрать главное, развить в себе положительные качества, отвечающие требованиям жизни.
Результаты нашей работы показали, что совместные игры, занятия, развлечения, прогулки и экскурсии, проводимые в процессе реализации инновационного проекта «Светелка», не только делают детей и родителей ближе духовно, но способствуют успешному нравственно-патриотическому воспитанию.
Предлагаю вашему вниманию конспект тематического вечера «День победы».
Цель: воспитание патриотизма, любви к Родине, уважительного отношения к участникам ВОв.
Задачи: актуализировать и активизировать словарь по теме «9 мая – День победы»; развивать зрительное восприятие, внимание, память, мышление; формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, навыков сотрудничества.
Оборудование: ноутбук, проектор, видео и аудиозаписи песен ВОв, косынки с красным крестом и сумочка (для медицинских сестер), бинты, пилотки (по количеству мальчииков), георгивские ленточки (по количеству детей), атрибуты для «полосы препятствий», «салютики» (по количеству детей), колокольчики и деревянные ложки (для оркестра), 2 скамьи (для «раненых бойцов»), вещмешки (для игры «собери посылку»).
Предварительная работа: беседа о Вов, чтение стихов и рассказов о Вов, подбор фотографий и составление рассказов о участниках Вов, подготовка слайд-шоу (Презентация 2 – спрашивате материал у автора статьи. Прим. ред.), разучивание песен, танцев и игр, изготовление головных уборов (косынки с красным крестом, пилотки), санитарных сумочек, георгиевских ленточек (Презентация 3)
Звучит песня «День победы» на экран выводятся слайды (Презентация 1)
Ведущий 1 Здравствуйте дети! Здравствуйте, уважаемые взрослые! 9 мая вся наша страна отмечает великий праздник День Победы.
Это победа всего человечества над фашистской Германией. Мы от всей души поздравляем всех Вас с этим праздником! А сегодня праздник День Победы мы отпразднуем в нашем Центре дополнительного образования детей. (1 слайд)
Ведущий 2 Много лет отделяет нас от того незабываемого дня 9 мая, когда над нашей Родиной прогремело долгожданное слово «Победа». (2 слайд)
Ведущий 1 Фашисты надеялись на лёгкую и быструю победу, но ошиблись. (3 слайд)
Ведущий 2 На защиту своей Родины встал весь народ взрослые (4 слайд) и даже дети. (5 слайд)
Ведущий 1 Этого праздника люди ждали
целых 4 года. (6 слайд)
Столько длилась Великая Отечественная война. (7
слайд)
Столько длилась борьба с фашистами. (8 слайд)
Ведущий 2 Все дальше в прошлое уходят
годы этой страшной войны. (9 слайд)
Но подвиг советских людей, вставших с оружием в
руках против фашистов, навсегда останется в
нашей памяти. (10 слайд)
Ведущий 1 Много жизней унесла с собой война. (11 слайд)
Ведущий 2 Много детей потеряли своих родителей и близких. (12 слайд)
Ведущий 1 Никто и никогда больше не хочет войны. Убрать музыку. (13 слайд)
Ведущий 2 Благодаря отваге и мужеству
всего народа (14 слайд)
Мы с вами сейчас живём без войны под мирным небом.
(15 слайд)
Ведущий 1 Дружим, любим, смеёмся – мы счастливы! (16 слайд)
Ведущий 2 Пусть всегда на всей Земле, над головами всех людей будет светлое, чистое, небо. (17 слайд)
Ведущий 1 Пусть всем людям светит яркое солнце. ПУСТЬ ВСЕГДА БУДЕТ СОЛНЦЕ! Дети выстраиваются в 3 шеренги. Звучит песня «Солнечный круг» (дети и взрослые поют). №3
Ведущий 2 Каждый год отмечая праздник Великой Победы в каждом городе устраивают большой, праздничный салют. И сейчас мы с вами, в честь Дня Победы устроим красивый, разноцветный, детский, праздничный салют.
Над землею там и тут
Загорается салют.
Взрослые и детвора
Громко крикнули
«Ура!» (хором).
Дети выполняют движения с лентами («салютиками») под песню «Прадедушка» №4
1 куплет | Построение в шеренгу |
Припев | Скрещиваем руки над головой |
2 куплет | Перестроение вкруг |
Припев | Мах прямыми руками вкруг-вверх, затем опускаем прямые руки вниз |
3 куплет | Перестроение в малый круг – руки вверх, в большой круг – руки вверх |
Припев | Хлопки руками над головой |
4 куплет | Перестроение в И.П. |
Припев | Хлопки руками перед грудью, поклон |
проигрыш | Возвращение на места |
Ведущий 1 Мы живем в мирное время, но
знаем, что все солдаты, которые защищали нашу
Землю от фашистов, славились смелостью,
ловкостью, находчивостью и отвагой. И мы
стараемся быть на них похожими. И сейчас мы
поиграем в игру, где вы покажете себя ловкими,
смелыми, находчивыми. Ведь вы будущие защитники
значит должны хорошо ориентироваться на
местности и метко стрелять. Приглашаю на сцену
самых старших обучающихся. Строимся в две
шеренги. По команде преодолеваем препятствия и
метко попадаем в цель. Раз! Два! Три! Начни!
Игр «Полоса препятствий и стрельба». 6 лет №5
Ведущий 2 Если случалась беда, и бойца ранило в бою, кто приходил на помощь? Правильно – санитары. Важно вовремя оказать первую медицинскую помощь. Сейчас мы проверим, как наши юные санитарочки справятся с этой задачей. На сцену приглашаются самые юные обучающиеся – дети 3-4х лет. Садитесь на скамеечки. А теперь девочек-санитарок мы просим забинтовать раненного бойца. Раз! Два! Три! Начни! Девочки старшего возраста бинтуют малышей. №6
А теперь каждого раненного бойца необходимо доставить в госпиталь. Уважаемые родители, помогите своему «бойцу» добраться до его стульчика и разбинтовать его. Раз! Два! Три! Начни!
Игра с родителями. По команде, родители переносят своих детей любым способом. 4 года №7
Ведущий 1 Для поддержки бойцов порой даже незнакомые люди собирали и посылали на фронт посылки в которые клали вещи, которые могли бы им пригодиться или напомнить о доме. Давайте и мы с вами соберём посылки. Приглашаем на сцену деток 5 лет. В две шеренги становись. Раз! Два! Три! Начни!
Игра «Собери посылку на фронт» – эстафета. 5 лет №8
Ведущий 2 Чтобы сильным быть в бою, нужно ловко работать ложкой на привале. Ребята, а что ещё можно делать на привале ложками? Правильно! Ложка не только накормить нас может, но и повеселить! Давайте исполним пьесу «Картошка». Ребята, берите ложки и колокольчики, бутылочки становитесь в три шеренг.
Оркестр. Девочки берут колокольчики и шумовые инструменты, мальчики ложки и встают в полукруг. №9
Ведущий 1 Были моменты, когда пушки молчали и стояла тишина. В такие минуты бойцы отдыхали и пели песни о тех, кто их ждал дома. Я предлагаю спеть песню о девушке по имени Катюша.
Родители поют песню «Катюша», дети выполняют перестроения. №10
1 куплет | Мальчики маршируют (5 шеренг) | Девочки идут «цепочкой», образуют круг вокруг мальчиков, машут платочками |
припев | «козырёк» | |
2 куплет | «Ковырялочка» | Девочки машут платочками над головой, кружатся |
припев | Хлопки вытянутыми руками | |
3 куплет | 4 поворота налево | Девочки выполняют пружинку, рука у подбородка |
припев | Мальчики «отдают честь» | |
4 куплет | Мальчики маршируют (5 шеренг) | Девочки идут цепочкой между шеренгами и возвращаются на стульчики |
припев | «козырёк» | |
5 куплет припев |
Мальчики вслед за девочками маршируют на свои места |
Ведущий 1 Молодцы! Мы убедились, что вы ловкие, смелые, находчивые, дружные, целеустремлённые. Мы уверены в том, что вы всегда сможете встать на защиту нашей Родины. А наш праздник подошёл к концу.
Ведущий 2
Поздравляем с Днем славным Победы!
Стороной пусть обходят вас беды!
Мир лишь будет пусть в вашей сторонке,
Беззаботно играют девчонки,
Ведущий 1
Вместе с ними пусть дружат мальчишки,
Не коснутся пусть их войны вспышки!
Майский день отмечайте скорее,
К ветеранам всем будьте добрее!
Звучит песня «День победы», дети колонной выходят из зала. №1
______________________________________________________
1 «Национальная доктрина образования в Российской Федерации»