Урок русского языка по теме «Главные члены предложения». 5-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 5


Цели урока:

Обучающие:

  • формировать умение выделять подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения;
  • развивать понятие о главных членах предложения;
  • совершенствовать знания о связи слов в предложении;
  • совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения.

Развивающие:

  • продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
  • способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, добывать их самостоятельно.

Воспитательные:

  • формировать интерес к русскому языку, слову;
  • воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.

Тип урока: объяснение нового материала.

Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point. (Приложение 1)

Ход урока

1. Организационный момент

1. - Добрый день! Вчера мы с вами плодотворно поработали. Надеюсь, и сегодня вы порадуете меня! Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа, темы. (Слайд 1)

I. Стадия вызова.

2. “Верные – неверные утверждения” (слайд 2).

- Сегодня продолжим изучение одного из разделов науки о языке - синтаксиса. Для того чтобы вспомнить то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы должны прочитать данные на слайде предложения, в тетрадях проставить напротив номера утверждения слова “ДА” или “НЕТ”. Время на выполнение задания - 3 минуты. Затем совместно проверим.

Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют причину выбора.

- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “улетают птицы”?

II. Стадия осмысления.

3. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3).

- Перед вами на партах “Бортовые журналы” (пока совершенно чистые), в течение 2 минут заполните 1-ю графу таблицы по парам. Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.

Работа с учебником:

- Прочтите ваши записи. Что мы знаем о подлежащем и сказуемом? Все ли согласны? Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?

- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4, 6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным. Давайте вместе подведем итоги. Что такое подлежащее? (Слайд 5) Что такое сказуемое? (Слайд 7) (сначала обсуждение подлежащего, затем – сказуемого).

4. Работа с текстом (слайд 7).

- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Осенний лес)

- Выпишите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Один ученик на доске выписывает слова с пропущенными орфограммами и обозначает их.

- Укажите сложное предложение.

5. Физкультминутка (слайд 8).

Встретились Бяка и Бука
Никто не издал ни звука
Никто не подал ни знака
Молчали Бяка и Бука
И, Бука думал со скукой:
“Чего он так смотрит – букой?”
И Бяка думал: “Однако
Какой он ужасный – бяка”.

6. “Лови ошибку” (слайд 9).

- Незнайка в своих сочинениях делает и орфографические ошибки, и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Поможем ему исправить ошибки.

7. Выполнение самостоятельной работы. (Слайд 10)

- Составьте и запишите 5 связанных между собой предложений по предложенным картинкам, подчеркните грамматические основы в них.

III. Стадия рефлексии.

8. Создание “синквейна”.

Для того чтобы подвести итог нашего сегодняшнего урока о подлежащем и сказуемом, предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.

- Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.

1 вариант составляет синквейн о подлежащем, а 2 вариант – о сказуемом.

Варианты ответов:

• Подлежащее,   • Сказуемое,
• Главное, необходимое,   • Важное, необходимое,
• Говорит, называет, указывает.   • Сообщает, открывает, сказывает.
• Без него обойтись трудно.   • Без него как-то скучно.
• Предмет.   • Действие.

9. Подведение итогов.

- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Хорошо поработали и получают оценки _____________

Запись домашнего задания.

  1. Определения на стр. 117-122.
  2. Упр. 227, разборы.

Информационные ресурсы и литература

  1. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 5 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.). Пособие для учащихся. М.: Баласс, 2009.
  2. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
  3. Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык . 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2008 (Образовательная система “Школа 2100”).
  4. Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, М.: Баласс, 2009.