Цели урока:
Обучающие:
- формировать умение выделять подлежащее и сказуемое, определять способы их выражения;
- развивать понятие о главных членах предложения;
- совершенствовать знания о связи слов в предложении;
- совершенствовать умение выделять грамматическую основу предложения.
Развивающие:
- продолжить работу по развитию навыков орфографической зоркости;
- способствовать развитию критического мышления учащихся, способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, добывать их самостоятельно.
Воспитательные:
- формировать интерес к русскому языку, слову;
- воспитывать потребность пользоваться всем языковым богатством, совершенствовать устную и письменную речь, делать её более точной и богатой.
Тип урока: объяснение нового материала.
Оборудование урока: проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point. (Приложение 1)
Ход урока
1. Организационный момент
1. - Добрый день! Вчера мы с вами плодотворно поработали. Надеюсь, и сегодня вы порадуете меня! Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, запись числа, темы. (Слайд 1)
I. Стадия вызова.
2. “Верные – неверные утверждения” (слайд 2).
- Сегодня продолжим изучение одного из разделов науки о языке - синтаксиса. Для того чтобы вспомнить то, что нам уже известно по этой теме, - выполним тест “Верные – неверные утверждения”. Вы должны прочитать данные на слайде предложения, в тетрадях проставить напротив номера утверждения слова “ДА” или “НЕТ”. Время на выполнение задания - 3 минуты. Затем совместно проверим.
Учащиеся отвечают на вопросы и объясняют причину выбора.
- Почему последнее утверждение неверно? Чем является сочетание слов “улетают птицы”?
II. Стадия осмысления.
3. Ведение “Бортового журнала” (слайд 3).
- Перед вами на партах “Бортовые журналы” (пока совершенно чистые), в течение 2 минут заполните 1-ю графу таблицы по парам. Обсудите свои записи с соседом по парте. Дополните их, если считаете это необходимым.
Работа с учебником:
- Прочтите ваши записи. Что мы знаем о подлежащем и сказуемом? Все ли согласны? Есть ли у вас какие-нибудь дополнения к этому?
- Прочитайте предложения, данные на следующих слайдах (слайды 4, 6). Что нового вы узнали из этого материала? Заполните 2-ю графу таблицы – запишите в неё способы выражения подлежащего и сказуемого и предложения, в которых подлежащее выражено словосочетанием, а сказуемого – прилагательным и существительным. Давайте вместе подведем итоги. Что такое подлежащее? (Слайд 5) Что такое сказуемое? (Слайд 7) (сначала обсуждение подлежащего, затем – сказуемого).
4. Работа с текстом (слайд 7).
- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль озаглавьте. (Осенний лес)
- Выпишите грамматические основы предложений, укажите, чем выражены подлежащее и сказуемое. Один ученик на доске выписывает слова с пропущенными орфограммами и обозначает их.
- Укажите сложное предложение.
5. Физкультминутка (слайд 8).
Встретились Бяка и Бука
Никто не издал ни звука
Никто не подал ни знака
Молчали Бяка и Бука
И, Бука думал со скукой:
“Чего он так смотрит – букой?”
И Бяка думал: “Однако
Какой он ужасный – бяка”.
6. “Лови ошибку” (слайд 9).
- Незнайка в своих сочинениях делает и орфографические ошибки, и синтаксические, связанные с нарушением норм построения предложений. Поможем ему исправить ошибки.
7. Выполнение самостоятельной работы. (Слайд 10)
- Составьте и запишите 5 связанных между собой предложений по предложенным картинкам, подчеркните грамматические основы в них.
III. Стадия рефлексии.
8. Создание “синквейна”.
Для того чтобы подвести итог нашего сегодняшнего урока о подлежащем и сказуемом, предлагаю вам написать синквейны о главных членах предложения.
- Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из 5 строк, имеющее определённое строение.
1 вариант составляет синквейн о подлежащем, а 2 вариант – о сказуемом.
Варианты ответов:
• Подлежащее, | • Сказуемое, | |
• Главное, необходимое, | • Важное, необходимое, | |
• Говорит, называет, указывает. | • Сообщает, открывает, сказывает. | |
• Без него обойтись трудно. | • Без него как-то скучно. | |
• Предмет. | • Действие. |
9. Подведение итогов.
- Что нового узнали на сегодняшнем уроке? Хорошо поработали и получают оценки _____________
Запись домашнего задания.
- Определения на стр. 117-122.
- Упр. 227, разборы.
Информационные ресурсы и литература
- Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику “Русский язык” для 5 класса (авторы: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В.). Пособие для учащихся. М.: Баласс, 2009.
- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс.
- Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю. Русский язык . 5 класс. Методические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2008 (Образовательная система “Школа 2100”).
- Бунеев Р.Н. и др. Русский язык. Тематические тесты для подготовки к итоговой аттестации и ЕГЭ, М.: Баласс, 2009.