Цель занятия:
- дифференциация диких и домашних животных;
- закрепление обучения составления сложных предложений с союзом А;
- закрепление навыков словообразования
- обогащение словарного запаса, развитие связной речи, мышления, памяти.
Задачи:
- Коррекционно-образовательные: закрепить обобщающее понятие «дикие» и «домашние» животные; учить дифференцировать диких и домашних животных; закреплять обучение составлять сложные предложения с союзом А, закреплять навык словообразования (существительные с уменьшительно-ласкательным значением).
- Коррекционно-развивающие: развитие связной речи и общей моторики, развивать внимание, мышление и память.
- Коррекционно-воспитательные: продолжать воспитывать доброе и внимательное отношение к животным.
Демонстрационный материал: макет скотного двора, фигурки животных, предметные картинки и их контурные изображения животных, картинки с изображениями леса и дома.
Раздаточный материал: светофорчики двух цветов для каждого ребенка, шапочки с изображениями животных, разрезные картинки.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Оргмомент
Логопед: Ребята, сегодня мы с вами отправимся в деревню. Там увидим много разных животных.
(Дети рассматривают скотный двор, на котором стоят различные животные)
Логопед:
– Как называются эти животные? (Домашние)
– Почему мы их так называем? (Они живут
рядом с человеком и приносят пользу).
– А все ли животные здесь домашние? (Нет)
– Какие животные лишние? (Волк и лиса)
– А как они называются? (Дикие животные)
– А где они живут? (Они живут в лесу)
– А каких диких животных вы еще знаете?
– Давайте диких животных отпустим в лес.
– Кого мы отпустим? (Лису, волка) Назовите
их ласково.
– А кто остался? Назовите их ласково.
2. Работа с картинками и контурным изображением
Каждому ребенку раздается контурное изображение животного.
– Кто у вас нарисован? Найдите этого животного на столах.
(Предметные картинки лежат на столах, ребенок находит свое животное по контуру и садится на это место).
3. А теперь, отгадайте загадки про животных. У кого отгадка, тот показывает изображение и называет его.
- Острые ушки, на лапах подушки (кошка).
- Зимой спит, летом ульи ворошит (медведь).
- Хожу в пушистой шубе, живу в густом лесу,
- В дупле на старом дубе, орешки я грызу (белка).
- *Кто зимой холодной, ходит злой, голодный (волк).
- Рыжая, хитрая, за зайцами охотится (лиса).
- Нос пятачком, а хвост крючком (свинья).
- Под соснами, под елками, лежит мешок с иголками (еж).
4. Физминутка
– А сейчас, мы с вами превратимся в животных. Была Света, а станет белка.
(Детям раздаются шапочки с изображениями животных)
– Скажи, кто ты был и кем ты стал? (Дети составляют предложения: Я был Саша, а стал волк)
– Пока звучит музыка, мы будем гулять, а когда музыка закончится, то каждый должен убежать к себе. Дикие животные идут к картинке с изображением леса, а домашние к картинке домика.
(Можно играть несколько раз, меняя шапочки.)
5. Игра «Светофорчики»
У каждого ребенка два светофорчика желтого и зеленого цвета.
– Я буду называть животного, а вы внимательно слушайте, если это дикое животное, то вы поднимаете зеленый светофор, а если домашнее, то желтый.
6. Четвертый лишний
– Убери лишнюю картинку и объясни почему.
корова, собака, лиса, коза
волк, собака, медведь, белка
лошадь, свинья, щенок, коза
медвежонок, заяц, белка, еж
7. Игра «Собери картинку» У каждого ребенка разрезная картинка
– Кого ты собрал? Кого собрал твой сосед? Составь предложение. (У меня кошка, а у Вани лиса).
8. Итог занятия
– Как одним словом мы называем лису, волка,
медведя, белку?
– О диких животных люди заботятся? Правильно,
они сами строят себе жилища и добывают корм.
– А как одним словом называют собаку, кошку,
корову? Зачем люди заботятся о домашних животных?
Какую пользу они приносят? А что делают люди для
этих животных?
– Молодцы, ребята, теперь мы можем поиграть с
животными и поухаживать за ними.