Повышение эффективности образовательного процесса является одной из ведущих задач модернизации структуры и содержания общего образования. Обновление содержания образования нацелено на формирование нового воспитательно-образовательного пространства, которое обеспечит реализацию личностного потенциала ученика, вооружение его способами действий, позволяющих продуктивно учиться, реализовывать свои образовательные потребности (один из основополагающих принципов Федерального Государственного образовательного стандарта 2 поколения). (Приложение 1. Слайд 2) Решению вышеназванных задач способствовала работа методического объединения УНШ в период реорганизации образовательного учреждения.
Главной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе. Поступление в школу – это, прежде всего, переход ребенка на качественно новую ступень в своем развитии. Именно с анализа проблемы преемственности и возможностей ее решения началась деятельность педагогических коллективов учителей начальных классов и воспитателей дошкольных общеобразовательных учреждений. Мы разработали план совместной работы по преемственности на ступенях дошкольного и начального образования «Детский сад – начальная школа». Были проведены совместные круглые столы, конференции, взаимопосещения уроков и занятий, новогодний праздник, День открытых дверей. Это позволило учителям получить представление об уровне развития будущих первоклассников, а воспитателям детского сада – понять требования, которые предъявляет школа к поступающим в первый класс. Правильно организованная работа по преемственности – залог успеха обучения детей в начальной школе. (Слайд 3)
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с ФГОС является формирование учебной деятельности. В ГБОУ СОШ № 962 разработана система оценки достижения планируемых результатов, которая включает в себя внешнюю и внутреннюю оценку на основе мониторинга уровня сформированности УУД (Слайд 4-5).
В 2013-2014 уч. г. 4-е классы проходили независимую проверку качества образования МЦКО, в форме мониторинга по чтению, русскому языку и математике. (Слайды 6-8) Результаты показали, что учащиеся успешно усвоили базовый компонент, имеют достаточный уровень сформированности ЗУН, необходимый для дальнейшего обучения. (Слайд 9)
Необходимо совершенствование работы с разноуровневым контингентом детей.
ПРОБЛЕМА 1 (Слайд 10)
СНИЖЕНИЕ УРОВНЯ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ООП НОО ВСЕМИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ
Исследовательская деятельность учащихся современной школы становится особенно актуальной. Детей необходимо научить работать с информацией в выбранной области знаний при решении учебных задач. Исследовательский поиск позволяет одновременно развивать у учащихся общие умения и навыки, такие как: умение видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, проводить наблюдения и эксперименты, делать выводы и умозаключения, квалифицировать и структурировать материал, работать с текстом, доказывать и защищать свои идеи.
Результаты проектной деятельности. (Слайды 11-12) В начальной школе создана система выявления и поддержки талантливых детей. Успешное овладение знаниями в начальных классах невозможно без интереса детей к учебе. Проведение внеурочных мероприятий, призванных систематизировать и углубить знания школьников, способствует воспитанию познавательного интереса у детей и помогает определить их уровень знаний учителям. Наши дети принимали участие в окружных конкурсах и олимпиадах. (Слайды 13-14) Активное участие принимали детии в интернет-олимпиадах. (Слайд 15) Но в начальной школе есть большая группа детей, нуждающихся в психолого-логопедическом сопровождении. Результаты обследования детей логопедом и психологом представлены на слайдах. (Слайды 16-19)Во II полугодии была создана единая психолого-логопедическая служба (логопеды и психологи ДУ), но помощь учащимся оказана была эпизодически. Необходимо выйти на продуманность формы организации этой деятельности и взаимодействия с учителями и родителями (больше привлекать родителей).
ПРОБЛЕМА 2 (Слайд 20)
НИЗКИЙ УРОВЕНЬ ВАРИАТИВНОСТИ НАПРАВЛЕНИЙ И ФОРМ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ «ГРУППЫ РИСКА»
Профессионализм педагога рассматривается сегодня как условие достижения современного качества образования. Успех реализации нововведений зависит от учителя. В связи с модернизацией и реорганизацией начального образования учителя школы в данном учебном году прошли курсы повышения квалификации. Педагоги начальной школы с интересом продолжают изучать и осваивать новые УМК, инновационные технологии. (Слайд 22) Одной из форм повышения методического мастерства является возможность демонстрации опыта учителя через открытый урок. Традиционными стали уроки для родителей. В течение года наблюдалась положительная динамика в вопросе взаимопосещения уроков и внеклассных мероприятий коллег. Уроки, проводимые учителями начальной школы, отличаются высоким методическим уровнем и профессионализмом. (Слайд 23) Наши учителя делятся своим опытом и наработками, транслируя свой опыт (Слайды 24-28)
Но в этом учебном году практически не было класса, где бы ни было проблем с родителями. Родители стали другие, нам иногда приходится нелегко с ними, поэтому мы и испытывали некоторые затруднения. Возможно, иногда и мы виноваты.
ПРОБЛЕМА 3 (Слайд 29)
НЕДОСТАТОЧНОСТЬ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ В РАСШИРЕНИИ ПАРТНЕРСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ С РОДИТЕЛЯМИ, НЕОБХОДИМОСТЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Самореализация, развитие индивидуальности ребёнка формируется во внеурочной деятельности. При организации внеурочной деятельности необходимо создать такую инфраструктуру полезной занятости учащихся во второй половине дня, которая способствовала бы обеспечению удовлетворения их личных потребностей. Дети идут на занятия по выбору в зависимости от своих интересов. Для ребенка создается особое образовательное пространство, позволяющее развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Внеурочная деятельность включает в себя все виды деятельности, отличные от урочной, социально направленные на достижениеновых образовательных результатов, в первую очередь личностных. Поэтому внеурочная деятельность должна проводиться не как урок, а в свободном режиме. (Слайды 30-31)
ПРОБЛЕМА 4 (Слайд 32)
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Одним из основополагающих принципов
Федерального Государственного образовательного
стандарта 2 поколения является реализация
личностного потенциала ученика, вооружение его
способами действий, позволяющих продуктивно
учиться, реализовывать свои образовательные
потребности. А это невозможно без внедрения
инновационных технологий.
Использование ИКТ в учебном процессе позволяет:
усилить образовательные эффекты; повысить
качество усвоения материала; построить
индивидуальные образовательные траектории
учащихся; осуществить дифференцированный
подход; организовать одновременно детей,
обладающих различными способностями и
возможностями. К привычным профессиональным
требованиям преподавателей добавляется ещё
одно: теперь каждый из них должен свободно
владеть компьютером. Все педагоги МО являются
активными пользователями ПК. Но организация
образовательного процесса не становится
технически более оснащённой. Два года мы не
получаем комплектов макбуков для уч-ся.
Приходится пользоваться тем, что получено ранее.
(Слайды 33-35)
ПРОБЛЕМА 5 (Слайд 36)
НЕДОСТАТОЧНОЕ ОСНАЩЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕГО ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИННОВАЦИЙ И ВОЗМОЖНОСТЬ ДОСТИЖЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ УСТАНОВЛЕННЫХ ФГОС ТРЕБОВАНИЙ К УСЛОВИЯМ ОСВОЕНИЯ ООП
В этом учебном году в коллективе царила атмосфера сотрудничества, взаимопомощи, поддержки. Педагоги адекватно реагировали на критику, прислушивались к советам коллег, делились опытом, что положительно сказалось на результативности выполнения поставленных задач. Желаем творческих успехов всем учителям и в следующем учебном году. (Слайды 37-38)