Развитие науки и техники, появление современных информационных технологий привели к резкому увеличению объемов информации. В этих условиях перед образованием стоит задача подготовки человека к эффективной работе с информацией. Учащийся должен знать методы и приемы построения нового знания на основе полученной информации; уметь перерабатывать, фильтровать, структурно, компактно ее представлять; делать информацию доступной для образно-чувственного восприятия, используя ее структурное представление.
Поэтому задача обучения учащихся применению современных средств и методов структурирования учебного материала является одной из насущных задач образования, решение которой будет способствовать формированию интеллектуальной основы ключевых компетенций современного человека.
Разработанный модуль направлен на оценку такого метапредметного результата, как переработка и структурирование информации. Формирование данного результата опирается на ранее сформированные умения, которые заключаются в умении определять основную и второстепенную информации, осуществлять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации.
Данный метапредметный результат формируется в ходе краткосрочного курса в течение первой четверти на четырех занятиях с учащимися шестого или седьмого класса.
Объектом оценивания будет служить одна полностью заполненная сложная хронологическая таблица, которая будет представлена учащимися на бумажном носителе (Приложение 1).
Количество и названия столбцов для таблицы учащиеся формулируют самостоятельно в зависимости от представленной в тексте информации.
Таблица составляется на основе научно-популярного текста и включает столбцы: “Период” (век, эра, этап), “Дата”, “Событие” (в данном столбце допускается выделение дополнительных колонок, которые дают возможность разложить это событие на ряд составляющих).
В колонку “Период” заносятся данные о веках, эрах или этапах процесса (явления), описываемого в тексте. В колонку “Дата” заносятся конкретные даты событий, относящихся к описываемому в тексте процессу (явлению).
Расположение периодов и дат должно подчиняться строгому хронологическому порядку. В случае выделения и периодов, и дат даты необходимо располагать внутри временных периодов также в строгой хронологической последовательности.
Если в тексте отсутствует указание на период (век, эра, этап) (или на дату), то можно ограничиться выделением колонок “Период” (или “Дата”) и “Событие”.
Если в тексте есть ссылка на века и даты, то подразумевается обязательное выделение колонок “Период”, “Дата”, “Событие”. Если при наличии конкретной даты отсутствует ссылка на век, то в этом случае необходимо восстановить век по дате.
В колонку “Событие” вносятся сведения о событии (участники, результаты, значение события), напрямую касающиеся описываемого в тексте процесса (явления).
Перед выполнением работы детям дается техническое задание:
- Прочитайте предложенный текст, определите основную и второстепенную информацию.
- Определите количество столбцов хронологической таблицы, сформулируйте и запишите их названия.
- Заполните таблицу полностью в течение урока
Таблица оценивается по пяти критериям:
- соблюдение хронологии дат и периодов (10 баллов)
- полнота дат и периодов (35 баллов)
- полнота изложения событий (25 баллов)
- сжатие информации (25 баллов)
- эстетичность оформления таблицы (5 баллов)
Максимальное количество баллов по пяти критериям будет равняться 100 баллам.
На первом занятии учитель проводит входную диагностику (проверяется умение составлять хронологическую таблицу).
На втором занятии учитель на тренировочном учебном тексте объясняет принцип составления хронологической таблицы и представляет критерии для оценки. В качестве домашнего задания учащимся предлагается текст, на основании которого ученики самостоятельно заполняют таблицу. Выполненные таблицы проверяются учителем согласно критериям.
На следующем занятии несколько учащихся демонстрируют свой вариант таблицы. Далее учащиеся сопоставляют предложенные варианты таблиц со своим собственным вариантом. В ходе совместного обсуждения выстраивается эталонный вариант таблицы. В результате самопроверки учащиеся сопоставляют своё домашнее задание с эталоном и оценивают работу в соответствии с критериями № 1,2,3,4,5.
Таким образом, в течение трёх занятий отрабатывается умение составления сложной хронологической таблицы.
На четвертом занятии учащимся предлагается полностью самостоятельно составить таблицу на основе контрольного текста. Таблицы сдаются на бумажном носителе. Учителем выполняется эталонный вариант таблицы. Далее учителем проверяется готовый продукт каждого ученика, сравнивается с эталоном, выставляются баллы.
В ходе работы над данным модулем ведется мониторинг, где отслеживает степень сформированности заявленного метапредметного результата.
Результаты апробации показали необходимость данных курсов, в ходе которых учащиеся овладевают умением перерабатывать информацию, фильтровать, структурно, компактно ее представлять. В ходе обучения учащиеся показали положительную динамику сформированности заявленного метапредметного результата (Приложение 2).