Школьное лесничество как форма экологического воспитания

Разделы: Внеклассная работа, Экология


В настоящее время, в связи с социально-экономическими преобразованиями в стране, модернизацией системы образования, на первый план вышло определение стратегии и тактики развития эколого-биологического образования, природоохранной и лесоводческой деятельности. Перед человечеством стоит вопрос о необходимости изменения своего отношения к природе и обеспечения соответствующего воспитания и образования нового поколения. Человеку необходимы новые знания, новая система ценностей. Которые, безусловно. Нужно создавать и воспитывать с детства [2].

Программа воспитания и социализации обучающихся в соответствии с новым федеральным законом об образовании направлена на формирование экологической культуры, что значит:

- осознание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни, взаимной связи здоровья человека и экологического состояния окружающей его среды, роли экологической культуры в обеспечении личного и общественного здоровья и безопасности;

- начальный опыт участия в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни;

- умение придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление и экологическую грамотность в разных формах деятельности [4].

Школьные лесничества являются одной из эффективных форм подготовки подрастающего поколения к труду, воспитания бережного отношения к природе, формирования у учащихся навыков правильного природопользования, а также получения подрастающим поколением профессиональных знаний, опыта в области лесоводческой деятельности.

Для реализации данных задач на базе МОУ СОШ № 9 г. Кусы (в дальнейшем МБОУ СОШ № 9 имени Новикова В.И.) в 2010 году по инициативе ОГУ “Кусинское лесничество” (в дальнейшем ЧОБУ “Кусинское лесничество”) организовано Школьное лесничество, которое в дальнейшем было названо “Лесной Экологический Патруль” (“ЛЭП”).

В состав объединения вошли ученики 8-х классов, которые продолжали свою деятельность на протяжении 4-х лет. В 2013 году был набран новый состав школьного лесничества также из учеников 8-х классов. Это поколение уже было воспитано на деятельности экологического отряда старших товарищей, поэтому проблем с новым набором не возникло. Почему выбирается именно данная возрастная группа? Одна из главных причин – это подростковый возраст, который оптимально подходит для реализации выдвинутых целей и задач.

Подростковый возраст - это возраст стремления к познанию, возраст кипучей энергии, бурной активности, инициативности, жажды деятельности. Важная особенность этого возраста - формирование активного, самостоятельного, творческого мышления. Подростковый возраст занимает важную фазу в общем процессе становления человека как личности, когда в процессе построения нового характера, структуры и состава деятельности ребенка закладываются основы сознательного поведения, вырисовывается общая направленность в формировании нравственных представлений и социальных установок. А    главной целью любого гуманного общества является такое раскрытие возможностей растущего человека, при котором он способен творчески проявить себя, самовыразиться [1].

 У подростка очень ярко проявляется стремление к общению и совместной деятельности со сверстниками, желание жить коллективной жизнью, иметь близких товарищей, друга. Все это возможно реализовать, будучи членом школьного лесничества.

Цель школьного лесничества: воспитание у учащихся экологически и экономически обоснованного, социально-активного отношения к природе, углубление знаний в области лесного хозяйства и экологии [3].

Задачи:

- расширить кругозор учащихся по лесоведению и экологии;

- научить правильному использованию леса, его восстановлению;

- пропагандировать знания о значении леса, его роли в природе и хозяйственной жизни людей;

- помогать в мероприятиях, направленных на сбережение и приумножение лесных богатств;

- изучить профессии, связанные с работой в лесном хозяйстве;

- уметь давать экологическую оценку состояния лесного хозяйства;

- знать видовой состав растений и животных своего края.

Структура школьного лесничества

Содержание работы школьного лесничества определяется направлениями его деятельности, которые представлены следующими видами:

Работа по этим направлениям позволяет уже сейчас реализовывать требования нового стандарта.

Образовательная деятельность

Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования отражаются в  формировании основ экологической культуры соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях [4].

Метапредметные результаты отражаются:

-  в умении организовывать  учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;   работать индивидуально и в группе; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

- в формировании и развитии экологического мышления, в умении применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации [4].

Освоение предметных результатов прослеживаются в образовательной деятельности школьного лесничества, которая направлена на обеспечение теоретической подготовки юных лесоводов.

Реализация образовательной деятельности предполагает решение следующих задач:

- организация образовательного процесса по элективному курсу “Лес и человек”;

- организация занятий специалистами ОГУ “Кусинское лесничество” с обязательным минимумом лесоэкологических знаний в целях формирования лесоэкологической грамотности учащихся по следующим темам:

- значение леса в народном хозяйстве;

- охрана лесов от пожаров и лесонарушений;

- защита леса от вредителей и болезней;

- лесопользование и уход за лесом.

Усвоение теоретического материала позволяет членам школьных лесничеств реализовать свои творческие потребности, обогатить опыт решения лесоэкологических проблем, быть профессионально ориентированным, эффективно подготовиться к поступлению в профессиональные учреждения данного профиля.

По данному направлению ребята нашего отряда принимают участие в специализированных конкурсах во время проведения областного окружного слета школьных лесничеств и детских экологических объединений уже в течение 5 лет.

Учебно-исследовательская деятельность

Учебно-исследовательская деятельность в школьных лесничествах организуется с целью:

- привлечения учащихся к исследовательской работе по охране, изучению и восстановлению лесных экосистем: содействия обучению членов школьных лесничеств основам лесохозяйственных наук и их профессиональной ориентации;

- повышения образовательного уровня юных лесоводов и приобретения ими навыков проведения опытнической и исследовательской работы;

- вовлечения школьников в лесоприродоохранную деятельность [2].

В данной области у нас есть свои достижения:

- участие в районном конкурсе “Наш первый шаг в науку”:

- исследовательская работа: “Изучение причин возникновения лесных пожаров в 5-10 километровой зоне населенного пункта”; Угланова Анна и Шалапова Наталья (1 место 2013г.);

- исследовательская работа: “Изучение экологического состояния прилегающей к школе территории”; Минибаев Денис и Вакилов Никита (1 место 2014г.);

- исследовательская работа: “Определение тяжелых металлов в почве”; Сафин Никита (1 место 2015г.)

Учебно-практическая деятельность

Цель учебно-практической деятельности школьных лесничеств – организация практических занятий для закрепления теоретических знаний и оказание практической помощи лесному хозяйству.

В этом направлении отрядом также ведется работа:

- изготовление искусственных гнезд (дощатые гнездовья-скворечники);

- уход за лесными культурами;

- озеленение территории школы; сбор гербариев древеснокустарниковой растительности.

Просветительская деятельность

Введение лесоохранного просвещения и природоохранной агитации и пропаганды – важная часть работы членов школьных лесничеств. Цель- формирование личности, способной осознавать последствия действий по отношению к окружающей среде. Принимать адекватные решения и активно участвовать в охране природы [3].

Мероприятия, проводимые в целях экологического просвещения

1. Акция: “Берегите лес от пожара” (Противопожарная агитация, конкурсы плакатов, развешивание по городу листовок противопожарной направленности (ежегодные))

2. Выступления агитбригады (“Да сохранится шар земной!” - 26 июля 2013 года, “Дела давно минувших дней…” - августе 2013 года, в которой поведали о своей природоохранной деятельности за четыре года);

3. Освещение своей деятельности на школьном сайте;

4. Для популяризации деятельности нашей организации и в целях привлечения детей ведется освещение работы Школьного лесничества в периодической печати:

- “Юные друзья природы” (статья в районной газете “Жизнь района”,31 августа 2010 № 67);

- “Рябиновая аллея” (статья в районной газете “Жизнь района”,16 октября 2010 № 80);

- “Мы – за чистую воду” (статья в районной газете “Жизнь района”,11 декабря 2010 № 95);

- “Постигая премудрости леса” (статья в районной газете “Жизнь района”,30 августа 2012 № 35);

- “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца” (статья в районной газете “Жизнь района”,26 апреля 2012 № 17 – автор Угланов Олег, член Школьного лесничества);

- “Летопись добрых дел” (статья в районной газете “Жизнь района”,4 мая 2012 № 18);

- “В награду – диплом и экскурсия” (статья в районной газете “Жизнь района”,21 июня 2012 № 25 – автор Угланов Олег, член Школьного лесничества).

- “Теремки для пернатых друзей” (статья в районной газете “Жизнь района”, 8 мая 2013 г. № 18-19 - авторы Угланов Олег, Потеряев Артем, члены Школьного лесничества);

- “Друзья природы” (статья в районной газете “Жизнь района”, 25 июля 2013 г. № 30);

- “Прощай, лесной патруль” (статья в районной газете “Жизнь района”, 15 августа 2013 г. № 33);

- “Беречь водные кладовые” (статья в районной газете “Жизнь района”, 16 октября 2014 г. № 41 – автор Емалетдинова Венера).

5. В ходе работы продолжается пополнение Музея леса, стенда Школьного лесничества.

Природоохранная деятельность

Природоохранная деятельность – деятельность, направленная на рациональное использование, воспроизводство и сохранение природных ресурсов.

Природоохранные акции являются одной из самых эффективных форм организации природоохранной деятельности, воспитывающей у подрастающего поколения бережное отношение к природе, прививающей навыки ведения активной практической работы по охране окружающей среды [2].

Участие в биологических и экологических мероприятиях по сохранению животного и растительного мира (ежегодно):

- проведение “Дня птиц”

- подкормка птиц в зимнее время (проведение акции “Покормите птиц зимой);

- развешивание гнездовий для птиц (проведение акции “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца”);

- очистка леса от мусора; очистка родников (участие в Областных конкурсах “Вода на Земле” и “Летопись добрых дел по сохранению природы”);

- патрулирование лесов.

В целях совершенствования школьного лесничества необходимы слеты и конкурсы школьных лесничеств и юных друзей природы, которые проводятся Главным управлением лесами и Центром дополнительного образования по Челябинской области. Каждый год по инициативе данного управления ведется работа со школьными лесничествами, которое поддерживает общественное движение школьных лесничеств, сложившееся на лучших традициях лесного хозяйства, которое расширило и углубило знания по ботанике, биологии и другим естественным наукам, а также в профессионально ориентированной работе со школьниками.

Наши достижения

Конкурсы Результаты участия
2010 2011 2012 2013 2014 2015
Всероссийский заочный смотр-конкурс школьных лесничеств

Номинация “Просветительская деятельность”

       

 

3 место

 

 

сертификат участника

 
Областной слет школьных лесничеств и экологических объединений “Юные друзья природы”

- общий зачет

- “Визитная карточка” отряда

- конкурс агитбригад

- экологический плакат

- лесная скульптура

- конкурс ботаников

- лесное многоборье

 

 

 

7

1

 

1

 

 

 

6

1

1

 

 

 

5

1

1

3

 

 

 

3

1

1

1

2

1

 

 

 

5

1

1

 
Областная акция “Летопись добрых дел по сохранению природы”

Номинации:

- акция “Сохраним легкие планеты”

- акция “Не оставим без дворца ни синицу, ни скворца”

- акция “Покормите птиц зимой”

 

 

 

 

   

 

 

 

3

 

 

 

 

1

 

 

 

 

2

 
Областной фестиваль “Вода на Земле”

Номинации:

-“Природоохранная деятельность”

-“Ккиновидеоматериалы”

 

 

1

       

 

 

2

 
Региональный фестиваль экспедиционных отрядов “Наследие”

Номинация:

-“Визитная карточка” отряда

           

1

Районный конкурс исследовательских работ “Наш первый шаг в науку”

Секция:

Экология, биология

       

1

 

1

 

1

Перспективы

  1. Создание отряда “Юные “ЛЭПовцы” (5-6 классы)
  2. Создание учащимися сайта школьного лесничества “Лесной Экологический Патруль”

Литература

  1. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. Возрастная и педагогическая психология: Учебное пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов.— М.: Педагогическое общество России, 2003. 512с.
  2. Каткова О.А. Методические рекомендации по организации школьных лесничеств. – Тюмень: ТОГИРРО, 2013. 64 с.
  3. Соколов Г.И, Грачева Л.П. Пособие по вопросам лесного хозяйства и экологии. – Челябинск, 2006. – 170 с.
  4. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа/ [сост. Е.С. Савинов]. – М.: Просвещение, 2011. 342 с. – (Стандарты второго поколения).