Урок-игра по теме "Сложение однозначных чисел с переходом через десяток вида (□ + 5)"

Разделы: Начальная школа


Название УМК “Школа России”

Предмет, класс. Математика. 1 класс.

Место и роль урока в изучаемой теме. Тема “Числа от 1 до 20. Сложение и вычитание”. Урок № 4.

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: рассмотреть случаи сложения 6+5, 7+5, 8+5, 9+5.

Задачи урока (образовательные, развивающие, воспитательные):

1. Образовательные:

- организовать деятельность детей по открытию приема сложения однозначных чисел с переходом через десяток (прием разложения второго слагаемого на удобные слагаемые и дополнение 1-го слагаемого до 10);

- формировать навык практической деятельности при сложении однозначных чисел с переходом через десяток;

- повторить состав чисел 5, 10

2. Развивающие:

- развивать вычислительные навыки, наблюдательность, внимание, грамотную математическую речь, геометрические представления;

- развивать познавательную активность, потребность в знаниях, формировать мотивацию к дальнейшему изучению математики.

3. Воспитательные:

- воспитывать умение отстаивать собственную точку зрения;

- воспитывать чувство взаимопомощи, умение сотрудничать;

- воспитывать целеустремлённость.

Формируемые универсальные учебные действия (УУД):

Познавательные:

- использование имеющихся знаний;

- исследование учебной задачи;

- установление логических, причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений;

- применение знаково-символической схемы.

Регулятивные:

- оценивать уровень успешности

- производить контроль своих действий;

- определять цель учебной задачи;

- планировать свою деятельность, определяемую результатом;

- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог;

- умение правильно выражать свои мысли;

- умение контролировать и корректировать действия других; - оформление своей мысли в устной речи;

- обоснование своего ответа;

- умение ориентироваться в своей системе знаний;

Личностные:

- самооценка своих возможностей;

- формирование положительного отношения к учению.

Методы и приемы работы: словесная и наглядная передача учебной информации одновременно всем учащимся, обмен информацией между учителем и детьми, репродуктивный метод, частично-поисковый метод.

Формы организации учебной деятельности: совместная учебная деятельность, сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы, работа в парах.

Ход урока

1. Организационно-мотивационный момент. (2 минуты)

Цель: Включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Внимание! Проверь, дружок! Готов ли ты начать урок? Всё ль на месте? Всё ль в порядке: книга, ручка и тетрадка?

А сейчас, ребята, поудобней садитесь, не шумите, не вертитесь и внимательно считайте, а спрошу вас – отвечайте.

Вам условие понятно?

Это слышать мне приятно! Путешествие зовёт первоклашек на урок!

На чём можно отправиться в путешествие?

Сегодня мы отправляемся на корабле воздушном, космическом, послушном, мы, обгоняя ветер, несёмся на.....(ракете). Слайд № 1. Презентация.

(На доске открываются карточки со словами: ракета, космос, космонавт.)

Приложение №1

- А куда мы с вами полетим? (космос) Слайд № 2.

- Кем вы будете сегодня на уроке? (космонавтами)

2. Актуализация опорных знаний и мотивации. Самоопределение в учебной деятель-ности. (5 минут)

Цель: Повторение изученного материала, необходимого для “открытия нового знания”, и выявления затруднений в индивидуальной деятельности каждого.

2.1. Математический диктант:

- Какое число при счёте следует за числом 11;

- Если из числа вычесть то же число, сколько получится;

- На сколько 10 больше 6;

- Какое число увеличили на 1, если получили 20;

- Какое число стоит между числами 5 и 7;

- Самое маленькое однозначное число.

(Ученики записывают ответы. Двое учеников работают на закрытых досках.

Проверяется знание нумерации чисел. Ученики оценивают работу с помощью шкалы.)

Проверяем: 12, 0, 4, 19, 6, 1. Слайд № 3.

- Какая здесь закономерность?

-12 апреля 1961 года советский космонавт Юрий Алексеевич Гагарин первый в мире совершил полёт вокруг земного шара. Слайд № 4.

2.2. Наш класс юных космонавтов состоит из 4 экипажей, в каждом из них свой командир.

- Чтобы подняться на ракету, нужно выполнить задание, которое у вас на парте.

Игра “Найди пару” Слайд № 5.

Каждой группе выдаётся конверт с числами. Учащиеся соединяют числа так, чтобы в сумме получилось число 10.

9 4
6 5
7 1
5 3
8 2

(Ученики выполняют задание, демонстрируя знание состава числа 10.)

- Какие знания нам пригодились, чтобы выполнить это задание? (состав числа 10)

Вот теперь можно лететь! Космонавты! Во время полёта будьте очень внимательны!

3. Постановка учебной задачи (проблемы). (5 минут)

Цель: Обсуждение затруднений (“Почему возникли затруднения?”, “Чего мы ещё не знаем?”), проговаривание темы и цели урока.

- Кто знает значение слова иллюминатор?

(Читают и объясняют значение слова иллюминатор.)

Игра “Открой иллюминатор”. Слайд № 6.

- Открыть иллюминаторы, нам поможет задание под №2. Приложение №2.

  • Заполнить пустые клеточки.
11
9  
8  
  4
6  
12
9  
  4
7  

(Работа в группах. Ученики заполняют таблицу. Демонстрируют знания состава числа 11 и 12.)

(Проверяем на презентации по щелчку.)

Составить с числами примеры на нахождение суммы.

  • 9+2 =11
  • 9+3 =12
  • 8+3 =11
  • 8+4 =12
  • 7+4 =11
  • 7+5 =12
  • 6+5 =11

(Ученики составляют выражения, находят значение выражений. Сравнивают и отвечают на вопросы.)

Слайд №7 (проверка по щелчку)

Сначала детям предложить сравнить примеры в каждом столбике, если затрудняются, задать вопросы:

- Как изменяется первое слагаемое? Как изменяется второе слагаемое? Что происходит с суммой?

- Какие примеры мы с вами уже выучили?

- Какие примеры мы не научились решать? (Дети выделяют выражение 6+5, так как другие примеры решали на прошлом уроке.)

- Какие задачи мы поставим перед собой на уроке?

- Какие полученные знания нам пригодятся?

(Ученики определяют тему урока, предполагают, что на уроке будут продолжать учиться прибавлять число по частям. Знания состава чисел 5 и 10.)

Слайд № 8.

4. “Открытие” детьми нового знания. (8 минут)

Цель: Формирование умения выбирать способ действия по прибавлению числа 5 к

6, 7, 8, 9.

Слайд №9.

- Посмотрим в наши иллюминаторы. Сколько в космосе загадок и неоткрытых тайн. Попробуем разгадать некоторые из этих тайн.

1. Практическая работа. Учитель на наборном полотне демонстрирует приём.

На доске 9 синих кружков и 5 красных.

- Сколько синих кружков?

- Сколько нам надо прибавить красных?

- Как мы будем прибавлять 5 к 9?

- Сколько нам надо прибавить сначала? Почему?

- Значит, на какие части разложим число? Почему?

- Сколько прибавили сначала? Сколько прибавим потом? Сколько получим?

Запишем в тетради этот пример.

(На доске карточка с этим примером)

Слайд №10.

- Вспомним последовательность решения таких примеров:

1) Дополняем до 10.

2) Прибавляем оставшуюся часть.

- Рассуждая так же, объясним, как будем к 8 прибавлять 5.

5. Первичное закрепление. (5 минут)

Цель: Проговаривание нового знания. На этапе первичного закрепления работаем с наборным полотном, дети решают примеры.

Работа по учебнику стр. 68.

- Рассуждая так же, вычислим 7+5, 6+5.

Примеры сразу записываем в тетрадь, обводим в рамочку. Запомнить!

(На основе составленного плана действий, дети решают и записывают примеры в тетрадь.)

6. Физкультминутка. (3 минуты)

Цель: Формирование ценностного отношения к своему здоровью.

В невесомости плывём мы под самым потолком! (вдох, выдох)
Корабль качается – раз! (наклон вправо)
Корабль качается – два! (наклон влево)
Корабль качается - три! (наклон вперёд)
В космическом танце замри! (выпрямились)
По ступенькам поднялись. (ходьба на месте)
Аккуратно надо сесть,
Чтоб приборы не задеть.

7. Самостоятельная работа. (4 минуты)

Цель: Каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет делать.

1. Работа в парах. Приложение № 4

Соединить примеры первого столбика с примерами второго столбика и записать значение.

  • 8 + 5
  • 6 + 4 + 1
  • 6 + 5
  • 8 + 2 + 3
  • 9 + 5
  • 7 + 3 + 2
  • 7 + 5
  • 9 + 1 + 4

(Ученики самостоятельно выполняют задания, сравнивают с эталоном (образцом), исправляют ошибки, если они есть. Оценивают свою работу с помощью шкалы.)

Слайд № 11 (проверка по щелчку)

8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. (9 минут)

Цель: Обобщение и систематизация знаний о способах прибавления числа 5 к 6,7, 8, 9.

1. Работа с учебником.

Выполняем №1 первую строчку.

- Сколько всего прибавили к 8? Сделайте вывод? Как прибавляли?

(Дети находят значение выражений. Правильно формулируют способ решения.

К 8 сначала прибавили 2, получили 10, а потом ещё 6. Результат 16.

- К 8 прибавили 8. Значит к 8 + 8 =16)

2. При наличии времени, предложить решение задачи №3 на стр.68.

Разбираем первый способ решения задачи. Слайд № 12.

3. Наше путешествие подходит к концу.

Чтобы приземлиться, экипажам нужно выполнить последнее задание.

Игра “ Летим домой” Слайд № 13.

- Сосчитать примеры на геометрических фигурах. Соединить выражение со значением.

(Если дети выполняют правильно, то у них должна получиться модель ракеты.) Приложение №5.

9. Итог урока. Рефлексия деятельности. (4 минуты)

Цель: Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Из полёта возвратились, мы на землю приземлились.

- Какие задачи мы ставили перед уроком?

- Удалось нам решить поставленные задачи?

- Почему мы примеры обвели в красную рамочку?

Давайте оценим свою работу на уроке:

  • если на уроке было интересно и легко – возьмите зелёную звёздочку с неба;
  • если вы считаете, что вам не совсем было всё понятно, нужно ещё потренироваться – жёлтую;
  • ну, а кому было не интересно и очень трудно на уроке – красную.

Приложение №6. (Оформление доски.)

Литература.

  1. Математика: Поурочные разработки: технологические карты уроков: 1 класс: Пособие для учителя общеобр. учрежд./ И.О.Будённая, Л.С.Илюшин, Т.Г.Галактионова, Н.И.Роговцева. – М.; Просвещение, 2012. – 280 с.
  2. Ситникова Т.Н., Яценко И.Ф. Поурочные разработки по математике: 1 класс.- М.: ВАКО, 2012. – 464с. – (В помощь школьному учителю.)