Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.
Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. Я считаю, что надо подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. С первых лет работы в детском саду, поняла что воспитатель – не просто транслятор знаний, он живой и искренний соучастник, он должен быть открыт для общения, и уметь вспоминать свой собственный эмоциональный опыт и рассказать о нем детям.
Воспитателям часто приходится задумываться над тем, что же еще интересного и нового можно придумать, чтобы порадовать детей, вызвать у них искренний интерес к деятельности. Мне стало понятно, что важно вовлекать детей в социально значимую деятельность, которая бы активизировала творческие процессы, стимулировала инициативу каждого ребенка. Размышляя над этими вопросами, я пришла к выводу, что наиболее эффективным методом для развития творческих способностей детей 4-5лет является метод проектов.
Старалась учитывать основные компоненты проектной деятельности:
- Проектная деятельность детей носит продуктивный характер организатором руководителем, консультантом и экспертом которой является воспитатель.
- Взрослый выступает партнёром ребёнка и помощником в его саморазвитии. Таким образом, ребенок становится активным участником планирования, говорящей личностью, которая желает реализовать свои интересы.
- Любой проект, включает разные виды детской деятельности, которая позволяет приобрести новые знания и реализовать их на практике.
В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности.
Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные для него слова: одобрения, поощрения, восхищения.
Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. Интегративным результатом реализации новых образовательных стандартов является создание развивающей образовательной среды: обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей, переход на личностно-ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
В своей работе моделирую социокультурную предметно-пространственную развивающую среду, которая позволяет детям проявлять творческие способности, познавать способы образного воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе. Считаю, что правильно организованная предметная среда предполагает единство материального и духовного мира ребёнка. Каждый объект предметного мира не только содержит в себе определённую информацию, но и побуждает детей к выражению своих эмоций Центр искусства и творчества стимулирует детей к реализации творческих способностей, даёт детям возможность получить удовольствие от знакомства с новыми материалами, обогащать их тактильные ощущения. Целью центра творчества является формирование творческого потенциала детей, формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.
Подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам “Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформила таблицы с элементами народных росписей, создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, разработала алгоритмы рисования элементов росписи, схемы для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Очень значима организация творческих заданий, проблемных ситуаций с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности: например “Воспитатель обратился за помощью смастерить поделки для детей младших групп”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду.
Представляю мини-проект по приобщение дошкольников к русской художественной культуре посредствам декоративно-прикладного творчества.
Реализация проекта проходила через работу с детьми по развитию художественного творчества, обогащению знаний;
- занятия по изобразительной деятельности с использованием мультимедийного сопровождения по ознакомлению с дымковской, филимоновской и городецкой росписями;
- проведение художественно-развивающих игр;
- отработку приемов и способов рисования различных декоративных элементов по мотивам дымковской, филимоновской и городецкой росписям, выполнение декоративных узоров и композиций с использованием традиционных и нетрадиционных художественно-графических техник;
- использование игр, игровых приемов;
- совместное творчество детей и взрослых – работа кружка “Юные мастера”;
- выставка продуктов проектной деятельности – мини-вернисажи;
- индивидуальная работа с детьми по отработке приемов и способов рисования элементов.
Актуальность: актуальность данной темы заключается в том что, в общеобразовательной программы ДОУ разработанной на основе программы "От рождения до школы" под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой, недостаточно уделяется внимание знакомству детей с видами ДПИ, однако необходимо отметить что в свете новых задач, приобщение дошкольников к русской художественной культуре приобретает особое значение так как декоративно - прикладное искусство является одним из факторов гармоничного развития личности а знакомство с народным декоративно - прикладным искусством обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ поддерживает интерес к его истории и культуре.
Цель: развитие у детей творческих способностей, фантазии, воображения, средствами декоративно – прикладного искусства.
Задачи:
- Учить узнавать и различать народные игрушки (дымковские, филимоновские, городец), их название, характерные признаки, средства выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме), выделять их характерные признаки;
- Учить составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки (дымковской, филимоновской, городец), выделяя геометрические элементы росписи: овалы (мазок), кольцо, круг, точки, линии прямые широкие и тонкие, черточки, передавать колорит росписи определенного вида, сочетания цвета, фона и элементы росписи.
- Воспитывать интерес к русской художественной культуре посредствам ознакомления с декоративно-прикладного искусства.
- Развивать творческие способности, развивать чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение, активизировать словарь по теме.
Ожидаемый результат: Дети научатся узнавать различать народные игрушки (дымковские, филимоновские, городец); научатся составлять узоры на основе росписи некоторых видов народной игрушки
Комплексно-тематический план работы кружка “Юные мастера” формированию умений, навыков в рисовании элементов, характерных для видов дымковских, филимоновских, городецких росписей
№ | Месяц | Задачи | Работа с детьми | Работа с родителями | Работа с педагогами | РППС |
1. | Сентябрь октябрь | Изучение методической литературы и интернет ресурсов по направлению; | ||||
2. | Ноябрь – декабрь | Дымковская игрушка: Познакомить с дымковской игрушкой. Учить выделять материал-глину, выделять элементы узора. Учить составлять узор на бумаге разной формы, используя элементы росписи дымковских игрушек. Учить нарядно украшать предметы посредствам ритма, чередования цвета и симметричного расположения элементов узора. Развивать творчество. |
Беседа: “История зарождения
дымковской игрушки”; “Технология изготовления
дымковской игрушки”; Рассматривание и изучение
узоров; “Освоение технологии изготовления
игрушки”; Рисование: “Нарядная барышня”(Узоры); Аппликация “Хвост индюка” Роспись дымковской игрушки; Игра: “Найди такой же узор” Разрезные картинки на тему: “Дымковские игрушки”; |
Консультация для родителей: “Влияние народных промыслов “Дымка” на эстетическое воспитание детей дошкольного возраста | Создание презентации: “Дымковская иигрушка”; Создать папку образцов дымкавских узоров. | |
3. | Январь – февраль март | Филимоновская игрушка: Познакомить с филимоновской игрушкой. Учить замечать сочетание цветов, расположение элементов узора. Формировать у детей понятие об особенностях узора: повторы чередование, соблюдение ритма. Развитие воображение. | Беседа: “Знакомство с
филимоновской игрушкой”; “Где и когда
зародилась филимоновская игрушка”; Рассматривание игрушек, иллюстраций открыток с изображением игрушек; Д.И. “Собери игрушку”; “Назови элементы росписи”; “Узнай по описанию” Роспись силуэтов филимоновской игрушки; Роспись шаблонов. Лепка и роспись филимоновской игрушки; |
Альбом “филимоновская игрушка”
(детские рисунки) Папка – раскладушка “Филимоновская свистулька”; |
Подборка: “Художественное слово о филимоновской игрушки”; создать папку образцов филимоновские узоры; | |
4. | Апрель - май | Городецкая роспись: Познакомить с городецким промыслом, элементами и цветосочетаниями, характерными для городецкой росписи по дереву. Учить самостоятельно, украшать городецким узором изделия, согласовывать композицию и величину узора с формой и величиной частей предмета. | Беседа: “Где и когда зародилась городецкая роспись”; “Веселый Городец”; Знакомство с городецкой росписью; Рассматривание иллюстраций с изображением городецкой росписи; Роспись шаблонов; Д.И. “Городецкий узор”; “Узнай по описанию”; | Выставка детских работ “Веселый городец”; Круглый стол для родителей “Создай свой узор”; | Подборка бесед по ознакомлению с
городецкой росписью; Создать папку образцов городецкая роспись; |
Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети нашей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности.
Список используемой литературы.
- Игра на занятиях по изобразительной деятельности. Подготовительная группа. / Автор-сост. Гуреева И.В. – Волгоград: ИТД “Корифей”.
- Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками. – М., 2009.
- Казакова Р.Г. Теория и методика развития детского изобразительного творчества: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М., 2006.
- Комарова Т.С. Интеграция в эстетическом воспитании детей // Детский сад от А до Я. – 2006. №6.
- Королева Т.В. Занятия по рисованию с детьми 4 –5 лет. – М., 2009.
- Лыкова И.А. Развитие ребенка в изобразительной деятельности. Обзор программ дошкольного образования. – М., 2010.
- Соломенникова О.А. “Ознакомление детей с народным ДПИ”. / “Дошкольное воспитание”. 2005. №9.
- Шайдурова Н.В. Методика обучения рисованию детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М., 2010.
- Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – М., 2010.