Консультация на тему «Игровые технологии в коррекционно-педагогической работе воспитателя»

Разделы: Работа с дошкольниками


Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.

Задачи игровой технологии:

1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.

2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.

Требования, которым должна соответствовать игровая технология:

- технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.

- научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.

- системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.

- управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.

- эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.

- воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.

Игровая педагогическая технология (организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр) предполагает деятельность педагога по определенным направлениям:

- отбору, разработке, подготовке игр;

- включению детей в игровую деятельность;

- осуществлению самой игры;

- подведению итогов, результатов игровой деятельности.

Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Различаются следующие виды педагогических игр:

  • По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, и т.д.;
  • По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические;
  • По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
  • По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
  • По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские

Концептуальные основы игровой технологии:

1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.

2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

3. Игровая технология охватывает определённую часть процесса НОД, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.

4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие представления из определенной образовательной области:

- умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять;

- умение обобщать предметы по определенным признакам;

- умение отличать реальные явления от нереальных;

- умение владеть собой, быстроту реакции на слово, развивающих фонематический слух.

При этом игровой сюжет разворачивается параллельно основному содержанию НОД, а игровой материал должен активизировать НОД и повысить эффективность освоения материала.

Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Педагог организует игровую технологию, придерживаясь определенных условий:

- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);

- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);

- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;

- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;

- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.

- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;

- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.

Применение игровых технологий в коррекции речи дошкольников активизирует, повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время НОД за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.