Понятие “игровые педагогические технологии” включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.
Главная цель игровой технологии – создание полноценной мотивационной основы для формирования навыков и умений деятельности в зависимости от условий функционирования дошкольного учреждения и уровня развития детей.
Задачи игровой технологии:
1. Достигнуть высокого уровня мотивации, осознанной потребности в усвоении знаний и умений за счёт собственной активности ребёнка.
2. Подобрать средства, активизирующие деятельность детей и повышающие её результативность.
Требования, которым должна соответствовать игровая технология:
- технологическая схема – описание технологического процесса с разделением на логически взаимосвязанные функциональные элементы.
- научная база – опора на определённую научную концепцию достижения образовательных целей.
- системность – технология должна обладать логикой, взаимосвязью всех частей, целостностью.
- управляемость – предполагается возможность целеполагания, планирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирование средств и методов с целью коррекции результатов.
- эффективность – должна гарантировать достижение определённого стандарта обучения, быть эффективной по результатам и оптимальной по затратам.
- воспроизводимость – применение в других образовательных учреждениях.
Игровая педагогическая технология (организация педагогического процесса в форме различных педагогических игр) предполагает деятельность педагога по определенным направлениям:
- отбору, разработке, подготовке игр;
- включению детей в игровую деятельность;
- осуществлению самой игры;
- подведению итогов, результатов игровой деятельности.
Педагогическая игра отличается четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Различаются следующие виды педагогических игр:
- По виду деятельности – двигательные, интеллектуальные, психологические, и т.д.;
- По характеру педагогического процесса – обучающие, тренировочные, контролирующие, познавательные, воспитательные, развивающие, диагностические;
- По характеру игровой методики – игры с правилами; игры с правилами, устанавливаемыми по ходу игры; игры, где одна часть правил задана условиями игры, а устанавливается в зависимости от её хода.
- По содержанию – музыкальные, математические, социализирующие, логические и т.д.
- По игровому оборудованию – настольные, компьютерные, театрализованные, сюжетно-ролевые, режиссёрские
Концептуальные основы игровой технологии:
1. Игровая форма совместной деятельности с детьми создаётся при помощи игровых приёмов и ситуаций, выступающих в качестве средства побуждения и стимулирования ребёнка к деятельности.
2. Реализация педагогической игры осуществляется в следующей последовательности – дидактическая цель ставится в форме игровой задачи, образовательная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.
3. Игровая технология охватывает определённую часть процесса НОД, объединённую общим содержанием, сюжетом, персонажем.
4. В игровую технологию включаются последовательно игры и упражнения, формирующие представления из определенной образовательной области:
- умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать и сопоставлять;
- умение обобщать предметы по определенным признакам;
- умение отличать реальные явления от нереальных;
- умение владеть собой, быстроту реакции на слово, развивающих фонематический слух.
При этом игровой сюжет разворачивается параллельно основному содержанию НОД, а игровой материал должен активизировать НОД и повысить эффективность освоения материала.
Главный компонент игровой технологии – непосредственное и систематическое общение педагога и детей. Педагог организует игровую технологию, придерживаясь определенных условий:
- выбор игры – зависит от воспитательных задач, требующих своего разрешения, но должен выступать средством удовлетворения интересов и потребностей детей (дети, проявляют интерес к игре, активно действуют и получают результат, завуалированный игровой задачей – происходит естественная подмена мотивов с учебных на игровые);
- предложение игры – создаётся игровая проблема, для решения которой предлагаются различные игровые задачи: правила и техника действий);
- объяснение игры – кратко, чётко, только после возникновения интереса детей к игре;
- игровое оборудование – должно максимально соответствовать содержанию игры и всем требованиям к предметно-игровой среде по ФГОС;
- организация игрового коллектива – игровые задачи формулируются таким образом, чтобы каждый ребёнок мог проявить свою активность и организаторские умения. Дети могут действовать в зависимости от хода игры индивидуально, в парах или командах, коллективно.
- развитие игровой ситуации – основывается на принципах: отсутствие принуждения любой формы при вовлечении детей в игру; наличие игровой динамики; поддержание игровой атмосферы; взаимосвязь игровой и неигровой деятельности;
- окончание игры – анализ результатов должен быть нацелен на практическое применение в реальной жизни.
Применение игровых технологий в коррекции речи дошкольников активизирует, повышает познавательный интерес; вызывает эмоциональный подъём; способствует развитию творчества; максимально концентрирует время НОД за счёт чётко сформулированных условий игры; позволяет педагогу варьировать стратегию и тактику игровых действий за счёт усложнения или упрощения игровых задач в зависимости от уровня освоения материала.