ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по русскому языку, рассчитанной на 102 часа в год (Русский язык: Учебник для 8 класса общеобразовательных учреждений / С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов и др. – М: “Просвещение”, 2011 г.). Рабочая программа составлена учителем русского языка и литературы Семеновой Е.Е. и рассчитана на реализацию за 102 часов в год, 3 часа в неделю.
Программа включает следующие разделы: пояснительную записку, основное содержание с распределением учебных часов, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки обучающихся, список литературы и технические средства обучения, календарно-тематическое планирование, критерии оценивания, контрольно-измерительные материалы.
Изучение русского языка в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве; об особенностях функционирования русского языка в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; об особенностях русского речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
- формирование умений опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации, сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
- развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
- применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Реализация указанных целей достигается в процессе формирования и развития следующих предметных компетенций: коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой.
Коммуникативная компетенция
Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации. Эффективность речи, оценка ее коммуникативных качеств. Совершенствование всех видов речевой деятельности: аудирование (слушание), чтение, говорение, письмо. Развитие навыков монологической и диалогической речи в различных сферах общения. Использование разных видов чтения в зависимости от коммуникативной установки и характера текста. Информационная переработка текста. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров. Учебно-научный, деловой, публицистический стили, разговорная речь, язык художественной литературы, их особенности. Культура учебно-научного и делового общения (устная и письменная формы). Написание доклада, реферата, тезисов, рецензии. Составление деловых документов различных жанров (расписка, доверенность, резюме). Культура публичной речи. Культура разговорной речи.
Языковая и Лингвистическая (языковедческая) компетенции
Язык как знаковая система и общественное явление. Языки естественные и искусственные. Основные функции языка. Наука о языке. Место лингвистики в кругу научных дисциплин. Русский язык в современном мире. Формы существования русского национального языка (просторечие, народные говоры, профессиональные языки, арго). Литературный язык и его нормы, их применение в речевой практике. Совершенствование орфографических и пунктуационных умений и навыков. Взаимосвязь различных единиц и уровней языка. Синонимия в системе русского языка. Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование. Литературный язык и язык художественной литературы. Лингвистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка.
Культуроведческая компетенция
Взаимосвязь языка и культуры. Отражение в русском языке материальной и духовной культуры русского и других народов. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. Соблюдение норм речевого этикета в различных сферах общения.
Содержание обучения
- Функции русского языка в современном мире (1 ч)
- Повторение пройденного в 5 - 7 классах (6 ч + 3 ч)
- Синтаксис. Пунктуация. Культура речи
- Словосочетание (2 ч)
- Повторение пройденного о словосочетании в V классе. Связь слов в словосочетании: согласование, управление, примыкание. Виды словосочетаний по морфологическим свойствам главного слова (глагольные, именные, наречные).
- Умение правильно употреблять форму зависимого слова при согласовании и управлении. Умение использовать в речи синонимические по значению словосочетания.
- Простое предложение (3+1 ч)
- Повторение пройденного о предложении. Грамматическая (предикативная) основа предложения.
- Особенности связи подлежащего и сказуемого. Порядок слов в предложении. Интонация простого предложения. Логическое ударение.
- Умение выделять с помощью логического ударения и порядка слов наиболее важное слово в предложении, выразительно читать предложения.
- Простые двусоставные предложения
- Главные члены предложения (8+1ч)
- Повторение пройденного материала о подлежащем. Способы выражения подлежащего. Повторение изученного о сказуемом. Составное глагольное сказуемое. Составное именное сказуемое. Тире между подлежащим и сказуемым.
- Синтаксические синонимы главных членов предложения, их текстообразующая роль.
- Умение интонационно правильно произносить предложения с отсутствующей связкой; согласовывать глагол-сказуемое с подлежащим, выраженным словосочетанием.
- Умение пользоваться в речи синонимическими вариантами выражения подлежащего и сказуемого.
- Публицистическое сочинение о памятнике культуры (истории) своей местности.
- Второстепенные члены предложения (6 +3ч)
- Повторение изученного материала о второстепенных членах предложения. Прямое и косвенное дополнение (ознакомление). Несогласованное определение. Приложение как разновидность определения; знаки препинания при приложении. Виды обстоятельств по значению (времени, места, причины, цели, образа действия, условия, уступительное).
- Сравнительный оборот; знаки препинания при нем.
- Умение использовать в речи согласованные и несогласованные определения как синонимы.
- Ораторская речь, ее особенности. Публичное выступление об истории своего края.
- Простые односоставные предложения (8 +2ч)
- I. Группы односоставных предложений. Односоставные предложения с главным членом сказуемым (определенно-личные, неопределенно-личные, безличные) и подлежащим (назывные).
- Синонимия односоставных и двусоставных предложений, их текстообразующая роль.
- II. Умение пользоваться двусоставными и односоставными предложениями как синтаксическими синонимами.
- Умение пользоваться в описании назывными предложениями для обозначения времени и места.
- Неполные предложения (1 ч)
- Понятие о неполных предложениях.
- Неполные предложения в диалоге и в сложном предложении.
- Однородные члены предложения (6+2 ч)
- I. Повторение изученного об однородных членах предложения. Однородные члены предложения, связанные союзами (соединительными, противительными, разделительными) и интонацией. Однородные и неоднородные определения. Ряды однородных членов предложения. Разделительные знаки препинания между однородными членами. Обобщающие слова при однородных членах. Двоеточие и тире при обобщающих словах в предложениях.
- Вариативность постановки знаков препинания.
- II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обобщающими словами при однородных членах.
- III. Рассуждение на основе литературного произведения (в том числе дискуссионного характера).
- Обращение, вводные слова и междометия (9+1ч)
- I. Повторение изученного материала об обращении.
- Распространенное обращение. Выделительные знаки препинания при обращениях. Вводные слова. Вводные предложения. Вставные конструкции. Междометия в предложении. Выделительные знаки препинания при вводных словах и предложениях, при междометиях. Одиночные и парные знаки препинания.
- Текстообразующая роль обращений, вводных слов и междометий.
- II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обращениями, вводными словами и вводными предложениями, междометиями. Умение пользоваться в речи синонимическими вводными словами; употреблять вводные слова как средство связи предложений и частей текста.
- III. Публичное выступление на общественно значимую тему.
- Обособленные члены предложения (12+5 ч)
- I. Понятие об обособлении. Обособленные
определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид
обособленного члена предложения. Выделительные
знаки препинания при обособленных
второстепенных и уточняющих членах предложения.
Синтаксические синонимы обособленных членов предложения, их текстообразующая роль. - II. Умение интонационно правильно произносить предложения с обособленными и уточняющими членами. Умение использовать предложения с обособленными членами и их синтаксические синонимы.
- III. Характеристика человека как вид текста; строение данного текста, его языковые особенности.
- I. Понятие об обособлении. Обособленные
определения и обособленные приложения.
Обособленные обстоятельства. Уточнение как вид
обособленного члена предложения. Выделительные
знаки препинания при обособленных
второстепенных и уточняющих членах предложения.
- Прямая и косвенная речь (7+2ч)
- I. Повторение изученного материала о прямой речи и диалоге. Способы передачи чужой речи.
- Слова автора внутри прямой речи. Разделительные и выделительные знаки препинания в предложениях с прямой речью. Косвенная речь. Цитата. Знаки препинания при цитировании.
- Синтаксические синонимы предложений с прямой речью, их текстообразующая роль.
- II. Умение выделять в произношении слова автора. Умение заменять прямую речь косвенной.
- III. Сравнительная характеристика двух знакомых лиц; особенности строения данного текста.
- Повторение и систематизация пройденного в 8 классе (4+1ч)
Учебно-тематический план
Раздел | Количество часов | Из них на контрольные работы |
Функции русского языка в мире | 1 | - |
Повторение | 9 | 1 |
Синтаксис и пунктуация | 77 | 8 |
Способы передачи чужой речи | 10 | - |
Повторение пройденного | 5 | 1 |
Итого | 102 | 9 |
Требования к уровню подготовки учащихся за курс русского языка 8 класса
I. Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
II. К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор
словосочетаний, простых двусоставных и
односоставных предложений, предложений с прямой
речью;
- составлять простые двусоставные и
односоставные предложения, осложненные
однородными и обособленными членами, вводными
словами, предложениями, обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
ПО ПУНКТУАЦИИ. Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделять знаками препинания, обосновывать выбор знаков препинания и расставлять их в предложениях в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях с однородными членами, при обособленных второстепенных и уточняющих членах предложения, в предложениях с прямой и косвенной речью, при цитировании, при обращениях, междометиях, вводных словах и предложениях. Ставить тире в нужных случаях между подлежащими и сказуемыми.
ПО ОРФОГРАФИИ. Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами. Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
ПО СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Определять тип и стиль текста. Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами описания местности, памятников. Писать сочинения-описания (сравнительная характеристика знакомых лиц; описание местности, памятника культуры или истории), сочинения-рассуждения на морально-этические темы. Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основной мыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.