Цели:
- познакомиться с природой России, с крупнейшими равнинами и низменностями, горными системами, омывающими морями.
- развивать наглядно-образное мышление
- воспитывать патриотические чувства.
Планируемые результаты:
- Учащиеся усовершенствуют навыки работы с картой, умения классифицировать, анализировать, планировать совместную деятельность при работе в парах.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний. (Слайд №1)
Решите кроссворд (проверка домашнего задания).
- Небесное горячее, самосветящееся тело. (Звезда)
- Звезда, вокруг которого вращается Земля. (Солнце)
- Небесное холодное тело, вращающееся вокруг звезды. (Планета)
- 4 планета Солнечной системы. (Марс)
- Звезда, которая помогает путешественникам сориентироваться на местности. (Полярная)
- Естественный спутник Земли. (Луна)
- Пространство, окружающее Землю, Солнце, планеты. (Космос)
- Планета, названная в честь бога торговли. (Меркурий)
Вопрос: Чем занимается наука астрономия?
3. Актуализация знаний. (Слайд №2)
- Отгадайте загадку:
Моря есть – плавать нельзя,
Дороги есть – ехать нельзя,
Земля есть – пахать нельзя.
Что это? (Карта)
- Сегодня на уроке отправимся в путешествие по карте России. Узнаем, что может рассказать физическая карта о природе нашей страны.
Блицопрос об условных знаках географической карты. (По итогам слайд №3)
Учащиеся используют сигнальные карточки – если верное высказывание – зелёная, если неверное – красная.
- Параллели проходят по направлению запад-восток (+)
- Глубокие места морей и океанов окрашивают на карте голубым цветом (-)
- Зелёным цветом отмечены низменности (+)
- Меридианы проходят по направлению запад-восток (-)
- Жёлтым цветом отмечены горы (-)
- Коричневым цветом отмечены возвышенности (-)
- Города обозначены кружком (+)
4. Изучение нового материала. (слайд №4)
- Что может рассказать физическая карта о природе России?
- Рассмотри физическую карту, назови страны, граничащие с Россией.
- Рассмотри рельеф территории России. Назови самые крупные равнины.
- Назови горные системы. Составь с помощью физической карты на форзаце учебника таблицу самых высоких вершин России.
Название гор | Название вершины | Высота |
Алтай Кавказские горы Уральские горы |
Г. Белуха Г. Эльбрус Г. Народная |
4506 м. 5642 м. 1895 м. |
Работа с иллюстрациями учебника стр. 77.
Водоёмы России:
Моря, омывающие Россию
Работа в парах по карточкам: (смотри приложение)
Задание: распредели моря соответственно океанам
Японское море, Балтийское море, море Лаптевых, Чукотское море,Берингово море, Карское море, Баренцово море, Восточно-Сибирское море, Черное море, Охотское море.
Атлантический океан | Северно-Ледовитый океан | Тихий океан |
Озёра России:
- Покажите на физической карте России самые крупные озёра (Каспийское море, Байкал, Ладожское и Онежское озёра).
Рассказ учителя об этих озёрах. (Слайд №6)
Реки России:
- Послушайте стихотворения.
***
Терек воет, дик и злобен,
Меж утёсистых громад,
Буре плач его подобен,
Слёзы брызгами летят.
(М.Ю.Лермонтов)
***
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное.
(Ф.Тютчев)
- О каких реках говорится в стихотворениях? (о горной и равнинной реках)
Далее учащиеся самостоятельно выполняют в рабочих тетрадях задания №7 стр. 33. (разгадывают кроссворд о реках России).
Фронтальная проверка этого задания: 1. Нева, 2. Печора, 3. Лена, 4. Ангара, 5. Амур, ключевое слово – Волга (исток Волги – Валдайская возвышенность, устье – Каспийское море).
В ходе фронтальной проверки учащиеся показывают данные реки на карте России. (Слайд №7)
5. Работа с контурной картой (стр. 31 рабочей тетради)
- Найдите на физической карте России и нанесите на контурную карту:
А) местоположение родного города
Б) географические объекты, перечисленные в тексте учебника (стр. 77-79)
В) озёра, фотографии которых помещены в учебники (стр. 78).
6. Рефлексия.
Попробуйте оценить свои достижения на уроке.
7. Итог урока.
- Что может рассказать физическая карта о природе России?
- Назовите реки нашей страны.
- Где находятся самые высокие горы России?
- Назовите самые крупные равнины.
8. Домашнее задание.
Работа с учебником стр. 77-79 (все географические объекты, выделенные в тексте, показать на карте (форзац учебника), рабочая тетрадь стр. 33 №8.