Программа психолого-педагогического сопровождения, направленного на развитие коммуникативных универсальных учебных действий у учащихся начальных классов в условиях реализации ФГОС

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии, Школьная психологическая служба


Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся.

Приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей ядра образования. Изменение парадигмы педагогического образования и превращение его по существу в образование психолого-педагогическое, означает необходимость такого содержания, которое позволит учителю осуществлять в процессе своей профессиональной деятельности обучение, ориентированное на развитие учащихся, учет их особенностей и всестороннее раскрытие их интеллектуального и личностного потенциала.

Новый стандарт выделяет в качестве основных образовательных результатов компетенции: предметные, мета-предметные и личностные. Необходимость измерения мета-предметных компетенций и личностных качеств потребует создания национальной системы диагностики результатов образовательного процесса, а технологии формирования и измерения указанных компетенций должны стать основным предметом деятельности школьного педагога-психолога.

В связи с этим должна быть модернизирована система управления школой: важное место в образовательном процессе занимают психическое здоровье учащихся, индивидуализация образовательных маршрутов, создание психологически безопасной и комфортной образовательной среды. Введение нового стандарта общего образования существенно изменяет всю образовательную ситуацию в школе, определяя точное место формам и видам приложения психологических знаний в содержании и организации образовательной среды школы, что делает обязательной, конкретной и измеримой деятельность школьного психолога как полноценного участника образовательного процесса.

Работа педагога-психолога, таким образом, становится необходимым элементом системы управления образовательным процессом школы, поскольку результаты его деятельности предполагают оценку качества обучения в школе по ряду обязательных критериев. Введение указанных критериев определяет весь процесс модернизации психолого-педагогической подготовки участников образовательного процесса.

Цель психолого-педагогического сопровождения: создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности учащихся и их успешного освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Задачи:

  • систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения в соответствии с требованиями ФГОС НОО;
  • создать оптимальные социально-психологические условия личностного и интеллектуального развития обучающихся начальной школы, в т.ч. соблюдая принцип преемственности на каждом возрастном этапе;
  • создать психолого-педагогические условия, способствующие повышению уровня профессиональной мотивации и компетентности педагогов в условиях введения ФГОС НОО

Обязательные составляющие, которым уделяется внимание при организации психолого-педагогического сопровождения ФГОС НОО:

1. методологические и содержательные основы сформулированных в Стандарте требований к программе духовно-нравственного развития и воспитания (на основе концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России и Фундаментального ядра содержания общего образования)

2. ценностно-нравственное и системообразующее значение образования в социо-культурной модернизации общества, удовлетворение актуальных потребностей личности и общества

3. системно-деятельностный подход (воспитание и развитие качеств личности, отвечающей тенденциям современной жизни; стратегия проектирования и конструирования, определяющая пути достижения желаемого результата; ориентация на результаты, где развитие личности происходит на основе усвоения универсальных учебных действий; решающая роль содержания и способов организации деятельности, направленной на личностное, социальное, познавательное развитие; учет индивидуальных особенностей и разнообразие видов деятельности и форм общения для достижения воспитательных результатов)

4. обеспечение преемственности на всех ступенях

5. развитие  индивидуальных образовательных траекторий и индивидуального развития обучающихся, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм сотрудничества и расширение зоны ближайшего развития.

Концепция образования дополняет традиционное содержание и обеспечивает преемственность образовательного процесса, что обеспечивает сформированность универсальных учебных действий на каждом возрастном этапе.

Универсальные учебные действия (УУД) - способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Преемственность формирования универсальных учебных действий.

Наиболее остро проблема преемственности стоит в двух ключевых точках — в момент поступления детей в школу (при переходе из дошкольного звена на ступень начального общего образования) и в период перехода обучающихся на ступень основного общего образования.

Готовность детей к обучению в школе при переходе от дошкольного к начальному общему образованию необходимо рассматривать как комплексное образование, включающее в себя физическую и психологическую готовности.

Физическая готовность определятся состоянием здоровья, в том числе развитием двигательных навыков и качеств (тонкая моторная координация), физической и умственной работоспособности.

Психологическая готовность включает в себя эмоционально-личностную, интеллектуальную и коммуникативную готовность.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

  • ориентации на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.
  • четкого представления о планируемых результатах обучения на каждой ступени обучения;
  • целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе.

Преемственность результатов формирования УУД

Сформированность УУД у детей при поступлении в школу Планируемые результаты на конец 1 класса Планируемые результаты по формированию УУД выпускников начальной школы
Личностные:
Понимает смысл понятия “семья” Понимает смысл понятий “добро”, “терпение”, “родина”, “природа”, “семья”

Умеет оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрении общечеловеческих норм

Освоил роль ученика. Сформирован интерес (мотивация) к учению.

Имеет внутреннюю позицию, адекватную мотивацию учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы,

Умеет ориентироваться на моральные нормы и их выполнение

Коммуникативные:
Активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, организует их. Имеет первоначальные навыки работы в группе

 

Умеет планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определяет цель, функции участников, способ взаимодействия;
  Понимает смысл простого текста; знает и может применить первоначальные способы поиска информации (спросить у взрослого, сверстника, посмотреть в словаре) Умеет осуществлять поиск информации, критически относиться к ней, сопоставлять её с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом;
Проявляет широкую любознательность, задает вопросы, касающиеся близких и далеких предметов и явлений Умеет задавать учебные вопросы;

 

Умеет ставить вопросы для инициативного сотрудничества в поиске и сборе информации;

 

Способен договариваться, учитывать интересы других, сдерживать свои эмоции, проявляет доброжелательное внимание к окружающим Умеет слушать, принимать чужую точку зрения, отстаивать свою

 

Владеет способами разрешения конфликтов:

? выявляет, идентифицирует проблему,

? находит и оценивает альтернативные способы разрешения конфликта,

? принимает решение и реализует его;

Обсуждает в ходе совместной деятельности возникающие проблемы, правила Умеет договариваться Владеет способами управления поведением партнера: контролирует, корректирует, оценивает его действия;
Поддержать разговор на интересную для него тему Строит простое речевое высказывание Умеет с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владеет монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Познавательные:
Общеучебные
  Выделяет и формулирует познавательную цель с помощью учителя; Самостоятельно выделяет и формулирует познавательную цель;
  Осуществляет поиск и выделяет конкретную информацию с помощью учителя; Осуществляет поиск и выделяет необходимую информацию;
  Находит информацию в словаре; Применяет методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
    Структурирует знания;
  Строит речевое высказывание в устной форме с помощью учителя; Осознанно и произвольно строит речевое высказывание в устной и письменной форме;
Проявляет самостоятельность в игровой деятельности, выбирая ту или иную игру и способы ее осуществления;   Выбирает наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  Умеет давать оценку одного вида деятельности на уроке с помощью учителя; Осуществляет рефлексию способов и условий действия, контроль и оценку процесса и результатов деятельности;
Умеет слушать, понимать и пересказывать простые тексты; Слушает и понимает речь других, выразительно читает и пересказывает небольшие тексты; Понимает цель чтения и осмысливает прочитанное;
    Осуществляет выбор вида чтения в зависимости от цели;
  Находит ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и различную информацию; Извлекает необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров;
    Определяет основную и второстепенную информацию;
    Свободно ориентируется и воспринимает тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
    Понимает и адекватно оценивает язык средств массовой информации;
  Умеет работать по предложенному учителем плану; Самостоятельно создаёт алгоритм деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
  Использует знаково-символические действия; Моделирует преобразование объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
Умеет использовать предметные заместители, а также умеет понимать изображения и описывать изобразительными средствами, увиденное и свое отношение к нему   Преобразует модель с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область
Логические
Умеет следовать образцу, правилу, инструкции; Разбивает группу предметов и их образы по заданным учителем признакам; Анализирует объекты с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
Умеет увидеть целое раньше его частей; Группирует предметы и их образы по заданным признакам; Проводит синтез (составляет целое из частей, в том числе самостоятельно достраивает и восполняет недостающие компоненты)
    Выбирает основания и критерии для сравнения;
  Классифицирует объекты под руководством учителя; Классифицирует объекты;
    Подводит под понятие, выводит следствие;
Задаёт вопросы: как?, почему?, зачем? (интересуется причинно-следственными связями); Устанавливает последовательность основных событий в тексте; Устанавливает причинно-следственные связи;

 

  Оформляет свою мысль в устной речи на уровне одного предложения или небольшого текста; Строит логические цепи рассуждений;

 

  Высказывает своё мнение; Доказывает;
    Выдвигает и обосновывает гипотезы.
  Формулирует проблемы с помощью учителя; Формулирует проблемы;
Постановка и решение проблемы
  Включается в творческую деятельность под руководством учителя; Самостоятельно создаёт способы решения проблем

творческого и поискового характера.

Исследовательская культура
    Умеет анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково-символические средства, владеет действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач
Регулятивные
Умеет проявлять инициативность и самостоятельность в разных видах детской деятельности Принимает и сохраняет учебную задачу;

 

Умеет ставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;
Умеет обсуждать возникающие проблемы, правила,

Умеет выбирать себе род занятий,

Учитывает выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем; Выделяет ориентиры действия в новом учебном материале
  Планирует совместно с учителем свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, Умеет планировать, т.е. определять последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; умеет составлять план и определять последовательность действий
Способен выстроить внутренний план действия в игровой деятельности Переносит навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную Умеет прогнозировать результат и уровень усвоения знаний, его временных характеристик;
  Осваивает правила планирования,

контроля способа решения;

 

Умеет вносить необходимые дополнения и изменения

в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

  Осваивает способы итогового, пошагового контроля по результату Умеет соотнести способ действия и его результат с заданным эталоном
Проявляет умения

произвольные предметные действия.

Овладевает способами самооценки выполнения действия,

адекватно воспринимает предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

Умеет вносить изменения в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
    Умеет выделять и осознавать то, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознает качество и уровень усвоения;
    Владеет способами мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и умеет преодолевать препятствия.
    Умеет самостоятельно организовывать поиск информации.

Умеет сопоставлять полученную информацию с имеющимся жизненным опытом.

Оценка результативности психолого-педагогического сопровождения

Основой разработки критериев и методов оценки психологических показателей сформированности универсальных учебных действий и социальной адаптации младшего школьника является мониторинговый блок психолого-педагогического сопровождения. Планируемые результаты, этапность формирования УУД определяют показатели, по которым предполагается оценка качества формирования у обучающихся УУД с первого по четвёртый класс с учётом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка:

Личностные УУД

- ценностные ориентации младших школьников;

- личностные смыслы;

-мотивы;

- социальная адаптация (сформированность умения выполнять различные социальные роли - “я - природа”, “я и общество”, “я и другие люди”, “я и я”)

Регулятивные УУД

Умение учиться:

- способность целеполагания;

- учебная мотивация;

- способность к рефлексии;

- самоконтроль и саморегуляция в деятельности и поведении;

- критичное отношение к результатам собственной деятельности

Познавательные УУД

- развитие творческого мышления;

- развитие познавательной активности, учебного интереса;

- сформированность операций мышления (сравнение, обобщение, анализ, синтез);

- развитие других познавательных процессов (память, внимание, воображение)

Коммуникативные УУД

- развитие коммуникативных навыков;

- формирование навыков общения (знание правил общения);

- сформированность устной и письменной речи;

- навыки регулирующей речи (осмысленное высказывание на основе собственного произвольного решения), как показатель интериоризации.

Продолжение программы.