Цели:
Образовательные: Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме “Словосочетание”:
- Знать основные понятия по теме; отличительные признаки словосочетаний и предложений.
- Уметь классифицировать словосочетания, определять вид синтаксической связи в словосочетаниях;
- Иметь практический опыт составления алгоритма нахождения словосочетания, включения словосочетаний в монологическую речь.
Развивающие:
- Развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верные, логичные и неординарные решения;
- Развитие у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности, расширение кругозора;
Воспитательные:
- Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать;
- Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Учебный элемент | Руководство по усвоению учебного материала | Учебный материал с указанием заданий | Планируемые цели |
Организационный момент. | Я желаю нам всем сегодня хорошо поработать, не стесняться высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнениям других участников | ||
Шаг 1 4 мин Определение темы и целей занятия |
Весна, наконец, вступила в свои
права, поэтому наше занятие хочется начать с
замечательной музыки, посвященной этому времени
года гениального нашего современника Георгия
Свиридова. Музыка созвучна окружающей нас природе, нашей среднерусской полосе Опишите двумя-тремя словами представленные в презентации фотографии. Эти фотографии запечатлели красоты нашей Калужской земли. Согласитесь, наша Калужский край - прекрасный цветок на груди нашей страны. Не могу удержаться, чтобы не прочитать вам эти строки |
Весна!Весна! Как воздух чист! Так ясен небосклон Своей лазурию живой Слепит мне очи он. Мой край родной! Мой уголок природы! Простор небес лазурно-голубых! В любой сезон, в любое время года Не отведу я глаз от всех красот твоих! |
Цели: 1) повторить и закрепить знания о словосочетании 2) Установить зависимость; 3) Показать практическое значение; |
Каково грамматическое значение
слова Родина?
Какие ассоциации вызывает слово Родина? Что представляет собой эта единица языка? Уточните значение слова “Родина” при помощи других слов. Какую единицу языка вы теперь образовали? |
Люблю! Всего пять букв В коротком этом слове, Но сколько вложено прекрасных чувств в него. Люблю тебя, Калужское, родное! С глубокой преданностью и большой любовью стремлюсь к тебе, когда я далеко! Москва, Россия, Кремль, Владикавказ Слово Любимая родина……. Многострадальная родин Словосочетание |
||
Раскройте лексическое значение
выражения “Многострадальная Родина” Что помогло выстоять? Слайд № 1 Эпиграфом нашего занятия я предлагаю взять слова Роберта Кеннеди “Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха” Слайд № 2 Попробуйте сами определить тему нашего занятия. Предположите, каких целей мы должны достигнуть на нашем занятии? Прежде, чем мы приступим к отработке полученных навыков, я попрошу вас оценить свои знания и умения по теме “Словосочетание” на данный момент: Я уверена, что знаю данную тему и смогу выполнить все задания по ней; Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней; Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней; Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней; Прочитайте цитату. Слайд № 3 |
“Много бед, страданий пережила наша
Родина” Люди любили свою Родину, были сплоченными
Словосочетание 1) Повторить и закрепить знания о словосочетании 2) Установить зависимость; 3) Показать практическое значение; |
||
Определите вид синтаксической
единицы Какой раздел грамматики изучает предложение? Что такое синтаксис? |
Предложение Синтаксис (гр. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении. |
||
Для чего нам необходимо изучать
синтаксис? Вам необходимо сейчас выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания. |
Чтобы понимать друг друга
Знать определение словосочетания |
||
Что не является словосочетанием? Как же решить эту проблему? |
Словосочетание - это соединение
двух или более знаменательных слов, связанных по
смыслу и грамматически, и представляющее собой
сложное наименование явлений объективной
действительности Сочетание подлежащего и сказуемого Однородные члены предложения Сочетание служебных слов и значимых частей речи 1. Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием 2. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания |
||
Шаг 3 3 мин Самостоятельная работа |
Опрос по схеме Что еще мы знаем о словосочетании? Я предлагаю выйти желающего к доске и представить нам в виде кластера теоретический материал, который мы с вами изучили. |
Цель: уметь разъяснять смысл
изученных понятий прочитайте определения и варианты ответов; запишите в строчку номера определений, ниже номера напишите букву, которая соответствует правильному ответу. |
|
Шаг 4 5 мин |
Индивидуальные Тренировочные
тесты(выполняются на ПК) Вариант 1,2 – Задания 1,2,3,4 1. Определите тип приведенных словосочетаний в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи. Слайды № 4 2. Определите тип приведенных словосочетаний , обусловленный семантической или синтаксической спаянностью зависимого слова с главным. Слайды № 5 3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих случаях? Слайды № 6 4. Определите вид управления в следующих словосочетаниях. Слайды № 7 - Для чего нам нужно знать это? |
Самопроверка (выводится на экран)
Потому что ошибки на управление нарушают литературную норму |
Цель: закрепить знания |
Шаг 5 10 мин |
Работа в паре Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного русского языка Вариант 1,2 – Задание 5,6 Слайд № 9 Работа в группах Выберите из предложенных фигур на слайде любую понравившуюся (сердечко, звезда, смайлик) Слайд № 10 1 группа 2 группа 3 группа |
Цель: установить зависимость | |
Шаг 6 3 мин |
Итог урока Самооценка Рефлексию я предлагаю вам выбрать самим: Вспомните, какую оценку своим знаниям вы дали в начале урока и ответьте на следующие вопросы: Слайд № 11 1.Что я знала до занятия? 2. Что нового узнала? 3. На какие вопросы я не получила ответа? 4. Что мне было трудно? 5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности? У вас на столах лежат тестовые листочки “Двадцать человечков” Выберите того человечка из 20, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях Пожелание жизненных сил. |
Цель: подведение итогов | |
Шаг 7 2 мин |
Домашнее задание. Оформление кластера. |