Практическое занятие по русскому языку для студентов СПО по специальности «Преподавание в начальных классах». Тема: "Словосочетание"

Разделы: Русский язык


Цели:

Образовательные:  Обобщение и углубление знаний и навыков, полученных на занятиях по теме “Словосочетание”:

  • Знать основные понятия по теме; отличительные признаки словосочетаний и предложений.
  • Уметь классифицировать словосочетания, определять вид синтаксической связи в словосочетаниях;
  • Иметь практический опыт составления алгоритма нахождения словосочетания, включения словосочетаний в монологическую речь.

Развивающие:

  • Развитие умения четко и правильно формулировать ответы, быстро находить верные, логичные и неординарные решения;
  • Развитие у студентов интереса к учебно-познавательной деятельности, расширение кругозора;

Воспитательные:

  • Воспитание чувства товарищества, взаимоуважения, толерантного отношения друг к другу; умения работать в команде, сотрудничать;
  • Развитие адекватной самооценки и способности анализировать свою деятельность.
Учебный элемент Руководство по усвоению учебного материала Учебный материал с указанием заданий Планируемые цели
Организационный момент. Я желаю нам всем сегодня хорошо поработать, не стесняться высказывать своё мнение и уважительно относиться к мнениям других участников    
Шаг 1

4 мин

Определение темы и целей занятия

Весна, наконец, вступила в свои права, поэтому наше занятие хочется начать с замечательной музыки, посвященной этому времени года гениального нашего современника Георгия Свиридова.

Музыка созвучна окружающей нас природе, нашей среднерусской полосе

Опишите двумя-тремя словами представленные в презентации фотографии.

Эти фотографии запечатлели красоты нашей Калужской земли.

Согласитесь, наша Калужский край - прекрасный цветок на груди нашей страны. Не могу удержаться, чтобы не прочитать вам эти строки

Весна!Весна!
Как воздух чист!
Так ясен небосклон
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Мой край родной!
Мой уголок природы!
Простор небес лазурно-голубых!
В любой сезон, в любое время года
Не отведу я глаз от всех красот твоих!
Цели:

1) повторить и закрепить знания о словосочетании

2) Установить зависимость;

3) Показать практическое значение;

  Каково грамматическое значение слова Родина?

 

 

 

 

 

Какие ассоциации вызывает слово Родина?

Что представляет собой эта единица языка?

Уточните значение слова “Родина” при помощи других слов.

Какую единицу языка вы теперь образовали?

Люблю! Всего пять букв
В коротком этом слове,

Но сколько вложено прекрасных чувств в него.

Люблю тебя, Калужское, родное!

С глубокой преданностью и большой любовью стремлюсь к тебе, когда я далеко!

Москва, Россия, Кремль, Владикавказ

Слово

Любимая родина…….

Многострадальная родин

Словосочетание

 
  Раскройте лексическое значение выражения “Многострадальная Родина”

Что помогло выстоять?

Слайд № 1

Эпиграфом нашего занятия я предлагаю взять слова Роберта Кеннеди “Только те, кто не боится больших неудач, смогут достичь большого успеха”

Слайд № 2

Попробуйте сами определить тему нашего занятия.

Предположите, каких целей мы должны достигнуть на нашем занятии?

Прежде, чем мы приступим к отработке полученных навыков, я попрошу вас оценить свои знания и умения по теме “Словосочетание” на данный момент:

Я уверена, что знаю данную тему и смогу выполнить все задания по ней;

Мне кажется, что я знаю эту тему и смогу выполнить задания по ней;

Мне кажется, что я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;

Я не знаю эту тему и не смогу выполнить задания по ней;

Прочитайте цитату. Слайд № 3

“Много бед, страданий пережила наша Родина”

Люди любили свою Родину, были сплоченными

 

 

 

 

Словосочетание

1)  Повторить и закрепить знания о словосочетании

2) Установить зависимость;

3) Показать практическое значение;

 
  Определите вид синтаксической единицы

Какой раздел грамматики изучает предложение?

Что такое синтаксис?

Предложение

Синтаксис (гр. syntaxis - составление) - раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий две основные части: учение о словосочетании и учение о предложении.

 
  Для чего нам необходимо изучать синтаксис?

Вам необходимо сейчас выписать из данного предложения словосочетания. Какие теоретические знания надо применить для выполнения задания.

Чтобы понимать друг друга

 

Знать определение словосочетания

 
  Что не является словосочетанием?

Как же решить эту проблему?

Словосочетание - это соединение двух или более знаменательных слов, связанных по смыслу и грамматически, и представляющее собой сложное наименование явлений объективной действительности

Сочетание подлежащего и сказуемого

Однородные члены предложения

Сочетание служебных слов и значимых частей речи

1. Найти грамматическую основу, она не является словосочетанием

2. При помощи логических вопросов выделить все словосочетания

 
Шаг 3

3 мин

Самостоятельная работа

Опрос по схеме

Что еще мы знаем о словосочетании?

Я предлагаю выйти желающего к доске и представить нам в виде кластера теоретический материал, который мы с вами изучили.

  Цель: уметь разъяснять смысл изученных понятий

прочитайте определения и варианты ответов;

запишите в строчку номера определений, ниже номера напишите букву, которая соответствует правильному ответу.

Шаг 4

5 мин

Индивидуальные Тренировочные тесты(выполняются на ПК)

Вариант 1,2 – Задания 1,2,3,4

1. Определите тип приведенных словосочетаний в зависимости от принадлежности главного слова к той или иной части речи. Слайды № 4

2. Определите тип приведенных словосочетаний , обусловленный семантической или синтаксической спаянностью зависимого слова с главным. Слайды № 5

3. Определите вид подчинительной связи слов в следующих случаях? Слайды № 6

4. Определите вид управления в следующих словосочетаниях. Слайды № 7

- Для чего нам нужно знать это?

Самопроверка (выводится на экран)

 

 

 

 

 

 

 

Потому что ошибки на управление нарушают литературную норму

Цель: закрепить знания
Шаг 5

10 мин

Работа в паре

Определите следующие словосочетания с точки зрения норм современного русского языка

Вариант 1,2 – Задание 5,6 Слайд № 9

Работа в группах

Выберите из предложенных фигур на слайде любую понравившуюся (сердечко, звезда, смайлик) Слайд № 10

1 группа

2 группа

3 группа

  Цель: установить зависимость
Шаг 6

3 мин

Итог урока

Самооценка

Рефлексию я предлагаю вам выбрать самим:

Вспомните, какую оценку своим знаниям вы дали в начале урока и ответьте на следующие вопросы:

Слайд № 11

1.Что я знала до занятия?

2. Что нового узнала?

3. На какие вопросы я не получила ответа?

4. Что мне было трудно?

5. Почему возникли трудности? Как преодолеть эти трудности?

У вас на столах лежат тестовые листочки “Двадцать человечков”

Выберите того человечка из 20, который наиболее соответствует вашему состоянию, положению сейчас. Расскажите о нем в 3-4 предложениях

Пожелание жизненных сил.

  Цель: подведение итогов
Шаг 7

2 мин

Домашнее задание. Оформление кластера.