Цели урока:
- обобщить и систематизировать знания учащихся, полученные в ходе занятия по теме: “Древняя Русь”, проанализировать роль варяжского фактора в создании древнерусской государственности;
- совершенствовать навыки работы учащихся с историческим источником;
- способствовать формированию российской идентичности учащихся.
Тип урока: усвоение нового знания.
Форма урока: практикум.
Используемые технологии: системно-деятельностный подход который обеспечивает развитие способностей ученика, системы ценностей и мотивационных установок. Этот подход обеспечивает активную учебно-познавательную деятельность учащихся, формирование готовности к саморазвитию. Работа с историческим документом позволяет совершенствовать умения работать с информацией, т.е. развивать метапредметные навыки. Элементы модерации, проблемного обучения, технология проблемного диалога.
Урок может проводиться в 6 и 10 классах.
Ход урока
I этап: Мотивация к учебной деятельности.
Учитель проверяет готовность учащихся к уроку, раздает тексты для анализа.
II этап: Актуализация знаний.
Учитель организует побуждающий диалог, формулирует вопросы:
1. Что такое государство, и на каком этапе исторического развития оно появляется?
2. Какие задачи решает государство на раннем этапе развития?
3. Можно ли считать племенные союзы восточных славян государством?
4. Вспомните, какой документ является источником знаний о ранней истории славян?
III этап: Практическая работа с историческим источником.
Учитель организует работу с историческим источником: “Повесть временных лет”
Работа с документом продолжается проблемным диалогом:
- Что говорит летописец о взаимоотношениях славян и варягов?
- Кто такие варяги?
-Что произошло между племенами, бывшими прежде данниками варягов?
- Зачем призвали варягов?
- Где сели княжить братья – варяги?
- Как Рюрик организовал управление Русью?
- Какой другой племенной союз возглавили варяги, пришедшие с Рюриком?
Итак, главная проблема: “Являются ли варяги основателями древнерусского государства”?
Кем же были варяги?
- Играли роль третейского судьи?
- Были наемниками для защиты от набегов?
- Ускорили процесс расслоения общества за счет постоянного присутствия дружины и ускорили оформление публичной власти?
Историки по-разному относились к роли варягов на Руси, в исторической науке сложились две точки зрения. Соответственно, сложились две теории: норманская (З. Байер, Г. Миллер) и антинорманская (М.В.Ломоносов, Д.И. Илловайский).
Далее учащиеся, получившие опережающее задание, излагают суть этих теорий, приводя аргументы “за” и “против”. Обе теории возникли в XVIII веке, но актуальны до сих пор, т.к. имеют не только историческое, но больше политическое значение.
Новые археологические данные – к IX веку установились первые связи славянских племен со скандинавами. Найдены скандинавские погребения на участках Волжского и Днепровского торговых путей.
Итак, варяги на Руси присутствовали, но их роль до конца не выяснена.
IV этап: Рефлексия
Как вы оцениваете свою деятельность на уроке в %.
- Как я усвоил материал?
- Какой вклад я внес в общую работу на уроке?
V этап: Домашнее задание.
1 уровень: заполнить сравнительную таблицу по норманской и антинорманской теории.
2 уровень: презентации об основателях теорий: З.Байре, Г. Миллере, М.В. Ломоносове, Д.И. Илловайском.