Климатические карты. Определение температуры на Земле

Разделы: География


Цели урока.

Воспитательные.

  1. Формирование целостного представления о природе земли и взаимосвязанности природных процессов.
  2. Формирование научного подхода к пониманию зависимости природных условий на земле от положения планеты в солнечной системе.
  3. Формирование представлений об огромном труде тысяч людей, вложенном в построение карт атласа.
  4. Формирование представлений о профессиях связанных с географией.

Учебные.

  1. Формирование навыков работы с картой.
  2. Формирование первичных навыков анализа различных карт (климатической и физической).
  3. Формирование первых представлений о поле распределения разных элементов природы.
  4. Формулирование первых выводов о климатообразующих факторах.

Оборудование урока.

Интерактивная доска, учебник, атлас, карта-схема средней годовой температуры воздуха.

(Карта сделана автором на основе контурной карты), карандаши, резинки.

План урока.

Карты схемы выданы каждому перед уроком.

  1. Приветствие. Оглашение темы урока.
  2. Объяснение содержания карты и постановка задачи урока.
  3. Объяснение правил проведения изотерм.
  4. Проведение изотерм.
  5. Анализ полученной карты. Делаем вывод о широтности распределения тепла.
  6. Анализируем нарушения широтности. Подходим к вопросу почему широтность сильнее нарушается в северном полушарии чем в южном. Делаем вывод о влиянии свойств подстилающей поверхности на климат местности.
  7. Сравниваем полученную карту с картой в учебнике. Делаем вывод о похожести этих карт.
  8. Рассматриваем климатические карты в атласе. Понимаем как они сделаны.
  9. Быстро вспоминаем ход урока и что нового мы узнали.
  10. Домашнее задание. Прочитать соответствующий § и раскрасить карту.

Ход урока

Деятельность учителя.

  1. Приветствие. Оглашение темы урока. Ребята сегодня мы попробуем стать климатологами. Мы построим карту распределения тепла на земле.
  2. Давайте подумаем, что определяет тепло или холодно. Ответ: температура. Какая температура ответит на вопрос в тёплом или холодном месте находится точка. Добиваемся ответа: средняя многолетняя. Вот эта температура и отмечена цифрами на картах, которые лежат перед вами. Каждая точка на карте это метеостанция, а цифра это значение средней многолетней средней годовой температуры воздуха. На прошлом уроке мы с вами обсуждали, что такое климат и какими параметрами он описывается. Мы выясним, где на земле холодно, а где тепло. Мы проведём линии равных температур - изотермы. Изотермы проводятся по значениям кратным 5, через 5 градусов.
  3. Посмотрите на доску. Здесь такая же карта как у вас перед глазами (рисунок 1). Посмотрите на ту часть карты, где расположена антарктида. Давайте выделим район, где температура не превышает - 15 градусов. Посмотрите, как это делается. Проведите такую изотерму у себя. Итак, мы выделили район, где холоднее - 15 гр. Теперь проведём следующую изотерму - 10 гр. И т.д.
  4. Теперь у нас получилась климатическая карта (рисунок 2). Где у нас самые тёплые места? Ответ: в районе экватора. Где самые холодные районы? Ответ: в полярных районах. Тепло распределено на земле широтно. Почему? Потому что земля и солнце так расположены в пространстве, что экваториальные районы весь год получают больше тепла, чем полярные.
  5. Посмотрите, направление изотерм не совсем совпадает с широтой. Низкие температуры на континентах наблюдаются гораздо южнее, чем над океаном. Почему это так? Давайте вспомним уроки физики. Вы знаете, что теплоёмкость воды очень велика. Т.е. Вода долго нагревается и долго остывает, а суша нагревается быстро и быстро остывает. Поэтому у берегов океана лето более прохладное, а зима более тёплая, чем в глубине континента.
  6. Итак, мы с вами построили карту распределения тепла на земле. Мы выяснили, что распределение тепла зависит от широты места и близости к океану.
  7. Откройте в атласе карту распределения осадков, карту распределения направлений ветров. Эти карты создаются по таким же правилам как и карта температуры. Так же создаются и многие другие тематические карты.
  8. Домашнее задание. § 7. Раскрасить полученную карту, выделив цветом пояса разных температур.