Цели урока.
Воспитательные.
- Формирование целостного представления о природе земли и взаимосвязанности природных процессов.
- Формирование научного подхода к пониманию зависимости природных условий на земле от положения планеты в солнечной системе.
- Формирование представлений об огромном труде тысяч людей, вложенном в построение карт атласа.
- Формирование представлений о профессиях связанных с географией.
Учебные.
- Формирование навыков работы с картой.
- Формирование первичных навыков анализа различных карт (климатической и физической).
- Формирование первых представлений о поле распределения разных элементов природы.
- Формулирование первых выводов о климатообразующих факторах.
Оборудование урока.
Интерактивная доска, учебник, атлас, карта-схема средней годовой температуры воздуха.
(Карта сделана автором на основе контурной карты), карандаши, резинки.
План урока.
Карты схемы выданы каждому перед уроком.
- Приветствие. Оглашение темы урока.
- Объяснение содержания карты и постановка задачи урока.
- Объяснение правил проведения изотерм.
- Проведение изотерм.
- Анализ полученной карты. Делаем вывод о широтности распределения тепла.
- Анализируем нарушения широтности. Подходим к вопросу почему широтность сильнее нарушается в северном полушарии чем в южном. Делаем вывод о влиянии свойств подстилающей поверхности на климат местности.
- Сравниваем полученную карту с картой в учебнике. Делаем вывод о похожести этих карт.
- Рассматриваем климатические карты в атласе. Понимаем как они сделаны.
- Быстро вспоминаем ход урока и что нового мы узнали.
- Домашнее задание. Прочитать соответствующий § и раскрасить карту.
Ход урока
Деятельность учителя.
- Приветствие. Оглашение темы урока. Ребята сегодня мы попробуем стать климатологами. Мы построим карту распределения тепла на земле.
- Давайте подумаем, что определяет тепло или холодно. Ответ: температура. Какая температура ответит на вопрос в тёплом или холодном месте находится точка. Добиваемся ответа: средняя многолетняя. Вот эта температура и отмечена цифрами на картах, которые лежат перед вами. Каждая точка на карте это метеостанция, а цифра это значение средней многолетней средней годовой температуры воздуха. На прошлом уроке мы с вами обсуждали, что такое климат и какими параметрами он описывается. Мы выясним, где на земле холодно, а где тепло. Мы проведём линии равных температур - изотермы. Изотермы проводятся по значениям кратным 5, через 5 градусов.
- Посмотрите на доску. Здесь такая же карта как у вас перед глазами (рисунок 1). Посмотрите на ту часть карты, где расположена антарктида. Давайте выделим район, где температура не превышает - 15 градусов. Посмотрите, как это делается. Проведите такую изотерму у себя. Итак, мы выделили район, где холоднее - 15 гр. Теперь проведём следующую изотерму - 10 гр. И т.д.
- Теперь у нас получилась климатическая карта (рисунок 2). Где у нас самые тёплые места? Ответ: в районе экватора. Где самые холодные районы? Ответ: в полярных районах. Тепло распределено на земле широтно. Почему? Потому что земля и солнце так расположены в пространстве, что экваториальные районы весь год получают больше тепла, чем полярные.
- Посмотрите, направление изотерм не совсем совпадает с широтой. Низкие температуры на континентах наблюдаются гораздо южнее, чем над океаном. Почему это так? Давайте вспомним уроки физики. Вы знаете, что теплоёмкость воды очень велика. Т.е. Вода долго нагревается и долго остывает, а суша нагревается быстро и быстро остывает. Поэтому у берегов океана лето более прохладное, а зима более тёплая, чем в глубине континента.
- Итак, мы с вами построили карту распределения тепла на земле. Мы выяснили, что распределение тепла зависит от широты места и близости к океану.
- Откройте в атласе карту распределения осадков, карту распределения направлений ветров. Эти карты создаются по таким же правилам как и карта температуры. Так же создаются и многие другие тематические карты.
- Домашнее задание. § 7. Раскрасить полученную карту, выделив цветом пояса разных температур.