«Изменение существительных по падежам (склонение)». 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с понятием “Склонение”; способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам.

Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.

Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.

Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Актуализация знаний.

1. Несколько учеников выполняют работу на карточках.

(Приложение 1)

2. Орфографическая минутка.

- Записать слова, объяснить орфограммы.

Молодёжь, съезд, река, класс, ночь, ключ, дела.

- Что можете сказать об этих словах?

- Что такое имя существительное?

- Найдите лишнее слово. (дела – мн. ч., ср. р.)

III. Самоопределение к деятельности.

Работа с предложениями.

- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложения.

Карточка:

  • У него дело из рук валиться.
  • Без дела жить – только небо коптить.
  • Делу время, потехе час.
  • За правое дело стой смело.
  • За делом и день пролетит незаметно.
  • Пора поговорить о деле.

- Что заметили? (В каждом предложении повторяется слово дело.)

- Прочитайте первое предложение.

- Что это? (фразеологический оборот)

- Когда так говорим? (когда ничего не получается)

      дело
       
       
       
       
       

Слайд 1

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

    что? дело
       
       
       
       
       

Слайд 2

- Прочитайте второе предложение.

- Что это?

- Объясните смысл этой пословицы.

    что? дело
      делa
       
       
       
       

Слайд 3

- Задайте вопрос к этому слову?

- Назовите окончание.

    что? дело
    чего? дела
       
       
       
       

Слайд 4

- Прочитайте третье предложение.

- Что это?

- Объясните смысл этой пословицы.

Слайд 5

    что? дело
    чего? дела
      делу
       
       
       

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
       
       
       

Слайд 6

- Прочитайте четвертое предложение.

- Объясните смысл пословицы.

Слайд 7

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
      дело
       
       

- Задайте вопрос к этому слову.

- Назовите окончание.

Слайд 8

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
    что? дело
       
       

- Прочитайте пятое предложение.

- Объясните смысл пословицы.

Слайд 9

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
    что? дело
      делом
       

- Задайте вопрос.

- Назовите окончание.

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
    что? дело
    чем? делом
       

Слайд 10

- Прочитайте шестое предложение.

- Объясните смысл .

Слайд 11

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
    что? дело
    чем? делом
      о деле

- Задайте вопрос.

- Назовите окончание.

Слайд 12

    что? дело
    чего? дела
    чему? делу
    что? дело
    чем? делом
    о чём? о деле

- Что можно сказать об этих словах?

(форма одного слова)

- Что мы с вами сделали с этим словом?

(Изменили по вопросам)

- Такое изменение по вопросам называется изменением по падежам.

- Кто знает, как называются падежи в русском языке?

(Выслушать ответы детей, открыть названия падежей)

Слайд 13

Именительный   что? дело
Родительный   чего? дела
Дательный   чему? делу
Винительный   что? дело
Творительный   чем? делом
Предложный   о чём? о деле

- Как вы думаете, что осталось закрытым?

(Вопросы, которые мы задаём к одушевлённым предметам)

Именительный кто? что? дело
Родительный кого? чего? дела
Дательный кому? чему? делу
Винительный Кого? что? дело
Творительный кем? чем? делом
Предложный о ком? о чём? о деле

Слайд 14

Сообщение темы и целей урока.

- Кто может сказать тему нашего урока?

- Мы с вами будем учиться изменять существительные по падежам. Это называется склонением существительных.

Слайд 15 Тема: Изменение имён существительных по падежам.

(склонение)

- Я раздаю опорные схемы, которые помогут вам запомнить название падежей, вопросы и слова-помощники.

(Приложение 2)

Слайд 16

И.п   кто? что?
Р.п. нет кого? чего?
Д.п. дать кому? чему?
В.п. вижу кого? что?
Т.п. горжусь кем? чем?
П.п. думаю о ком? о чём?

V. Работа по теме.

Упражнение в склонении существительных.

- Отгадайте загадку.

Рыжая хищница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (лиса)

- Что можете сказать об этом слове?

(сущ., одуш., ед.ч., ж.р.)

- Просклонять слово лиса. (Коллективная работа. Один ученик у доски)

Физкультминутка.

Первичное закрепление.

- Какое сейчас время года? (зима)

- Просклонять слово зима. (Один ученик на закрытой доске. Остальные в тетради.) Оказать индивидуальную помощь. (Проверка.)

Вывод.

- Какой вывод вы можете сделать?

- Что значит изменить по падежам?

Вывод учебник с. 20

Упражнение в умении задавать вопросы.

- Каждый из вас сейчас проверит, насколько хорошо он умеет задавать вопросы к существительным.

- Прочитайте предложения на карточках, которые я вам раздала.

- Что вы заметили? (повторяется слово весна)

- В скобках вы должны написать вопросы к слову весна. Указать над словом падеж. Опорная схема вам поможет.

Карточка: В скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж.

Скоро наступит (____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_______________) весны. Всякая букашка рада (_____________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.

Проверка.

Итог урока.

- Что узнали?

- Чему научились на уроке?

- Впереди нас ждет трудная, но интересная работа. Мы будем склонять существительные, определять падеж и учиться писать безударные окончания имен существительных.

Приложение 1

I вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначить род.

Ланды.., кирпи.., помо.., товари.., молодёж.., скрипа.., ве.., пла.., гра.. .

II вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.

К..лючий ё.., л..тучая мы.., пр..стой к..ранда.., з..л..той клю.., д..р..гая ве.., т..жёлый бага.., х..лодный ду.., н..чная глу.., р..дная ре.. .

III вар

Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.

Охотник н..чевал в домике л..сника. В полно.. он услышал жалобный пла.. . Охотник накинул пла.. и вышел во двор. Прямо перед его гл..зами м..лькнула л..тучая мы.. .

Приложение 2

Падеж Вспомогательное слово Вопрос
Именительный   Кто? Что?
Родительный нет Кого? Чего?
Дательный дать Кому? Чему?
Винительный вижу Кого? Что?
Творительный горжусь Кем? Чем?
Предложный думаю О ком? О чём?