Цель урока: Сформировать первоначальное представление о склонении имен существительных, познакомить с названием падежей, шестью парами падежных вопросов.
Задачи:
Образовательная: познакомить учащихся с понятием “Склонение”; способствовать формированию знаний об изменении имен существительных по падежам.
Развивающая: развивать мышление, внимание детей путем организации сравнения, анализа, обобщения.
Воспитательная: воспитывать любовь к родному языку, чувство товарищества.
Оборудование: учебники, карточки, рабочие тетради, компьютер, экран для демонстрации презентации.
Ход урока
I. Оргмомент.
II. Актуализация знаний.
1. Несколько учеников выполняют работу на карточках.
(Приложение 1)
2. Орфографическая минутка.
- Записать слова, объяснить орфограммы.
Молодёжь, съезд, река, класс, ночь, ключ, дела.
- Что можете сказать об этих словах?
- Что такое имя существительное?
- Найдите лишнее слово. (дела – мн. ч., ср. р.)
III. Самоопределение к деятельности.
Работа с предложениями.
- У вас на партах лежат карточки. Прочитайте предложения.
Карточка:
У него дело из рук валиться.
- Что заметили? (В каждом предложении повторяется слово дело.)
- Прочитайте первое предложение.
- Что это? (фразеологический оборот)
- Когда так говорим? (когда ничего не получается)
дело
Слайд 1
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
что? дело
Слайд 2
- Прочитайте второе предложение.
- Что это?
- Объясните смысл этой пословицы.
что? дело делa
Слайд 3
- Задайте вопрос к этому слову?
- Назовите окончание.
что? дело чего? дела
Слайд 4
- Прочитайте третье предложение.
- Что это?
- Объясните смысл этой пословицы.
Слайд 5
что? дело чего? дела делу
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
что? дело чего? дела чему? делу
Слайд 6
- Прочитайте четвертое предложение.
- Объясните смысл пословицы.
Слайд 7
что? дело чего? дела чему? делу дело
- Задайте вопрос к этому слову.
- Назовите окончание.
Слайд 8
что? дело чего? дела чему? делу что? дело
- Прочитайте пятое предложение.
- Объясните смысл пословицы.
Слайд 9
что? дело чего? дела чему? делу что? дело делом
- Задайте вопрос.
- Назовите окончание.
что? дело чего? дела чему? делу что? дело чем? делом
Слайд 10
- Прочитайте шестое предложение.
- Объясните смысл .
Слайд 11
что? дело чего? дела чему? делу что? дело чем? делом о деле
- Задайте вопрос.
- Назовите окончание.
Слайд 12
что? дело чего? дела чему? делу что? дело чем? делом о чём? о деле
- Что можно сказать об этих словах?
(форма одного слова)
- Что мы с вами сделали с этим словом?
(Изменили по вопросам)
- Такое изменение по вопросам называется изменением по падежам.
- Кто знает, как называются падежи в русском языке?
(Выслушать ответы детей, открыть названия падежей)
Слайд 13
Именительный что? дело Родительный чего? дела Дательный чему? делу Винительный что? дело Творительный чем? делом Предложный о чём? о деле
- Как вы думаете, что осталось закрытым?
(Вопросы, которые мы задаём к одушевлённым предметам)
Именительный кто? что? дело Родительный кого? чего? дела Дательный кому? чему? делу Винительный Кого? что? дело Творительный кем? чем? делом Предложный о ком? о чём? о деле
Слайд 14
Сообщение темы и целей урока.
- Кто может сказать тему нашего урока?
- Мы с вами будем учиться изменять существительные по падежам. Это называется склонением существительных.
Слайд 15 Тема: Изменение имён существительных по падежам.
(склонение)
- Я раздаю опорные схемы, которые помогут вам запомнить название падежей, вопросы и слова-помощники.
(Приложение 2)
Слайд 16
И.п кто? что? Р.п. нет кого? чего? Д.п. дать кому? чему? В.п. вижу кого? что? Т.п. горжусь кем? чем? П.п. думаю о ком? о чём?
V. Работа по теме.
Упражнение в склонении существительных.
- Отгадайте загадку.
Рыжая хищница
В курятник пришла,
Всех кур перечла,
С собой унесла. (лиса)
- Что можете сказать об этом слове?
(сущ., одуш., ед.ч., ж.р.)
- Просклонять слово лиса. (Коллективная работа. Один ученик у доски)
Физкультминутка.
Первичное закрепление.
- Какое сейчас время года? (зима)
- Просклонять слово зима. (Один ученик на закрытой доске. Остальные в тетради.) Оказать индивидуальную помощь. (Проверка.)
Вывод.
- Какой вывод вы можете сделать?
- Что значит изменить по падежам?
Вывод учебник с. 20
Упражнение в умении задавать вопросы.
- Каждый из вас сейчас проверит, насколько хорошо он умеет задавать вопросы к существительным.
- Прочитайте предложения на карточках, которые я вам раздала.
- Что вы заметили? (повторяется слово весна)
- В скобках вы должны написать вопросы к слову весна. Указать над словом падеж. Опорная схема вам поможет.
Карточка: В скобках ставьте нужные вопросы к слову “весна”. Укажите над словом падеж.
Скоро наступит (____________) весна. Каждая былинка чувствует приход (_______________) весны. Всякая букашка рада (_____________) весне. Мальчик написал песню (______________) о весне.
Проверка.
Итог урока.
- Что узнали?
- Чему научились на уроке?
- Впереди нас ждет трудная, но интересная работа. Мы будем склонять существительные, определять падеж и учиться писать безударные окончания имен существительных.
Приложение 1
I вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначить род.
Ланды.., кирпи.., помо.., товари.., молодёж.., скрипа.., ве.., пла.., гра.. .
II вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.
К..лючий ё.., л..тучая мы.., пр..стой к..ранда.., з..л..той клю.., д..р..гая ве.., т..жёлый бага.., х..лодный ду.., н..чная глу.., р..дная ре.. .
III вар
Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте род существительных.
Охотник н..чевал в домике л..сника. В полно.. он услышал жалобный пла.. . Охотник накинул пла.. и вышел во двор. Прямо перед его гл..зами м..лькнула л..тучая мы.. .
Приложение 2
Падеж | Вспомогательное слово | Вопрос |
Именительный | Кто? Что? | |
Родительный | нет | Кого? Чего? |
Дательный | дать | Кому? Чему? |
Винительный | вижу | Кого? Что? |
Творительный | горжусь | Кем? Чем? |
Предложный | думаю | О ком? О чём? |