«Воздушные массы, циклоны, антициклоны и фронты». 8-й класс

Разделы: География

Класс: 8


Цели урока.

Воспитательные.

  1. Дать представление о непрерывности и связанности процессов, происходящих в атмосфере и возможности переноса вредных веществ на большие расстояния, т.е. формировать “экологическое мышление”, что является в настоящее время одной из основных задач курса географии.
  2. Показать какой огромный труд массы людей вкладывается в создание прогноза погоды.
  3. Дать представление о профессиях метеоролога и синоптика.

Учебные.

  1. Сформировать понятия воздушной массы, фронта, циклона, антициклона.
  2. Дать представление о синоптической карте.
  3. Дать представление о масштабе процессов, происходящих в атмосфере и приводящих к изменению погоды.
  4. Дать представление о поле метеоэлементов и способах его изучения.
  5. Показать простейший пример исследования поля давления и температуры.
  6. Выяснив на примере предложенной карты масштаб воздушной массы и фронта, перейти к проблеме ОЦА и движения воздушных масс как одного из факторов формирования климата данной местности.

Оборудование урока.

  1. Две ксерокопии упрощённой синоптической карты. Карта была сделана мною на основе контурной карты и карты фактической погоды с наличием глубокого циклона и антициклона из архива северо-западного управления по гидрометеорологии. Для каждой станции представлены данные о давлении, температуре, ветре и погодных явлениях. Остальные данные синоптической карты только затруднили бы восприятие (Рисунок 1 и Рисунок 2).
  2. Интерактивная доска.
  3. Атлас, карандаши, резинки, тетради.

План урока

  1. Перед началом урока у каждого ученика на столе приготовлены две синоптические карты.
  2. Приветствие. Объявление темы урока.
  3. Объяснение устройства синоптической карты, и необходимых значений синоптического кода.
  4. Знакомство с территорией, которая исследуется.
  5. Оглашение правил проведения изобар.
  6. Поиск станции с наименьшим значением давления, проведение первой изобары.
  7. Проведение остальных изобар.
  8. Изучение поля температуры. Выявление близко расположенных станций с разными значениями температуры.
  9. Проведение фронтов.
  10. Изучение поля ветров и погоды в районе фронтов.
  11. Рассуждение о направлениях движения воздушных масс и изменений погоды по мере их продвижения.
  12. Мы выяснили, что циклон приносит большое количество осадков и сильные ветры.
  13. Берём вторую карту. Мы видим, что на этой карте почти нет станций с большой облачностью, ветры малой скорости.
  14. Определяем территорию, которая здесь рассматривается.
  15. Проводим изобары. Выявляем центр антициклона. Сравниваем две карты. Делаем вывод о том, что циклон зимой приносит пасмурную, ветреную погоду и тепло, а антициклон холод и ясную погоду.
  16. Записываем эти выводы в тетрадь.
  17. Домашнее задание. В задание обязательно включается поручение посмотреть прогноз погоды по пятому каналу телевидения и попробовать описать его в новых терминах.

Ход урока

Урок представляет собой совместную работу учителя и учеников. Интерактивная доска помогает сориентироваться в многочисленных значках на карте и ускорить работу по построению карты.

1. Деятельность учителя: Приветствие, оглашение темы урока.

Деятельность учащихся: проверяют наличие карандашей, резинок и т.д.

2. Деятельность учителя: объясняет устройство синоптической карты.

Деятельность учащихся: слушают и запоминают.

3. Учитель: Ребята, давайте посмотрим какая территория изображена на карте (Рисунок 1). Какие знакомые объекты вы видите?

Дети: Балтийское море, Каспийское море, о-ва Новая Земля, Скандинавский п-ов.

4. Учитель: Давайте найдём станцию с наименьшим значением давления. Показывает эту станцию на интерактивной доске. Посмотрите значения давления на окружающих станциях. Мы видим, что на всех станциях давление выше. Значит изобара 970 мб. будет замкнутая. Проведём эту изобару. Мы видим, что выделили область с наименьшим давлением на этой территории.

Следующая изобара проводится 975 мб попробуйте её провести. Проводит эту изобару на интерактивной доске и помогает учащимся.

Дети: Проводят изобары и помогают друг другу.

5. Проводятся остальные изобары.

6. Учитель: А теперь посмотрим на значения температуры. Указывая на интерактивной доске нужные станции, показывает большие различия в значениях температуры на близко расположенных станциях.

7. Обращаем внимание на погоду и другие показатели состояния атмосферы.

8. Понимаем, что это линия раздела между разными воздушными массами т. е. фронт. Проводим линии фронтов (Рисунок 3).

9. Дети: Активно работают. В тетрадь записываем определения циклона, теплого и холодного фронта.

10. Учитель: Итак, посмотрите, что у нас получилось. Мы получили карту погоды на определённый срок наблюдений. Теперь, чтобы получить прогноз погоды , нам нужно рассчитать куда будет двигаться центр циклона и как будут передвигаться фронты. Эту задачу и решает синоптик. Обучаются этому в институтах. Синоптик получает прогностическую карту. Эта картинка похожа на те, что нам показывают по телевизору в прогнозе погоды. Именно так создаются прогностические карты погоды в Гидрометцентре.

11. Учитель: Мы выяснили, что циклон зимой приносит снег, потепление и сильные ветры.

Дети: записывают эти выводы в тетрадь.

12. Учитель: Возьмите вторую карту (Рисунок 2). Определим территорию, которая изображена на карте.

Дети: определяют знакомые географические объекты (Рисунок 4).

13. Учитель: Опять проведём изобары.

Дети: проводят изобары.

14. Учитель: Давайте сравним эти две карты. Какие вы видите различия?

Дети: Давление высокое, изобары расположены далеко друг от друга, погода везде ясная, температура низкая, ветры малых скоростей.

15. Учитель: Правильно. Ребята, это антициклон. Мы видим, что антициклон занимает большую площадь, чем циклон и приносит зимой ясную, холодную погоду с ветрами малых скоростей.

16. Дети: Записывают в тетрадь определение антициклона и его свойств.

17. Учитель: Домашнее задание.

1) Повторить анализ карт.

2) Прочитать о циклонах, антициклонах и воздушных массах в учебнике.

3) Посмотреть прогноз погоды по телевизору и сказать стало ли понятнее, о чём там говорят.