Оптимизация государственной молодежной политики в системе российского образования

Разделы: Технология


Основные принципы образовательной политики России, новые социальные требования к системе российского образования определены законом Российской Федерации “Об образовании”. Федеральным законом “О высшем и послевузовском профессиональном образовании”, приказом Минобрнауки России “О концепции модернизации российского образования на период до 2010 года” и раскрыты в Национальной доктрине образования в Российской Федерации до 2025 г. В концепции модернизации российского образования на период до 2010 г. говорится, что развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способы к сотрудничеству. Отличаются мобильностью, динамизмом, конструктивностью, обладают развитым чувством ответственности за судьбу страны. В новых условиях развития общество детерминирует возрастающую роль социально-ценностной активности человека. Общество заинтересовано в направленном формировании социальной активности личности, поскольку от этого зависит эффективное осуществление ее социальных функций и ролей, что обеспечивает усвоение и принятие индивидом общественных ценностей и идеалов, развитие форм и способов их реализации в поведении, труде, образе жизни. Большую роль в жизни общества играет студенческая молодежь, т.к. она представляет собой ту социальную группу, которая несет в себе огромные потенциальные возможности будущего. Обучение и воспитание молодежи является важным средством ее социального развития, способом приобщения к будущей профессиональной деятельности.

В настоящее время Правительство РФ официально заявляет, что молодежь необходимо рассматривать как активную существенную силу и стратегический ресурс развития страны. Ото в современных условиях требует выделения молодежной политики в качестве одного из основных общенациональных приоритетов. Государственная молодежная политика (ГМП) должна представлять собой не списки мероприятий, а систему работы, опирающуюся на государственную идеологию. МП должна стать эффективной, а для этого она должна быть согласована с реальными запросами молодежи и учитывать специфику конкретных территорий.

ГМП должна быть подкреплена принятием соответствующих Федеральных законов: “О государственной поддержке молодой семьи”, “О содействии решению жилищных проблем молодежи”. Для оптимизации ГМП требуется реализация следующих мер:

1. Правового обеспечения

  • разработки и утверждения Концепции ГМП на долгосрочную перспективу;
  • принятия Федерального Закона “О молодежи и государственной молодежной политике”.

2. Организационно-деятельностного обеспечения

  • обеспечения ГМП как самостоятельной отрасли деятельности государства эффективной системой управления в виде самостоятельных структурных подразделений на всех уровнях власти;
  • формирования и развития современной инфраструктуры ГМП;
  • создания в качестве федерального органа управления ГМП соответствующего федерального агентства, имеющего прямое подчинение председателю Правительства РФ, и функции межведомственной координации;
  • достройки межведомственной модели управления ГМП на всех уровнях власти элементами общественно-экономического обеспечения.

3. Финансово-экономического обеспечения:

  • увеличения и выделения бюджетного финансирования ГМП в самостоятельный раздел с соответствующей расшифровкой;
  • активизации процесса привлечения внебюджетных источников финансирования, в том числе через совершенствование налогообложения доходов юридических и физических лиц, направляемых на реализацию ГМП.

4. Научного обеспечения;

  • создания государственного научно-исследовательского института проблем молодежи,
  • введения в практику подготовки ежегодного государственного доклада “О положении молодежи и реализации ГМП в Российской Федерации”.

5. Информационного обеспечения:

  • создания общенациональной молодежной медиаструктуры, включая федеральный молодежный телеканал;
  • интеграции производителей информационных проектов, адресованных молодому поколению, в первую очередь через формирование госзаказа на производство медиапродукции, игр и социальной рекламы для молодежи;
  • создания федеральной системы информационного обеспечения молодежи с использованием возможностей сети Интернет.

6. Кадрового обеспечения:

  • Создания эффективной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров сферы ГМП, а также лидеров молодежных общественных объединений, являющихся партнерами государства в реализации ГМП;
  • реализации комплекта мер по государственной поддержке стимулирования труда работников сферы ГМП повышения их социального статуса.

В каждой стране мира школа является органичной частью социального, экономического и культурологического организма этой страны. Все позитивные и деструктивные процессы развития она переживает вместе с ней. Перемены, происходящие в нашей стране, сделали ее информационно открытой, поэтому, естественно, появился интерес к новым идеям педагогической практики зарубежных стран. Стало возможным переосмысление собственных традиционных и апробация новых отечественных подходов к содержанию образования, и к организации учебно-воспитательного процесса, и к управлению им.

Литература

  1. Андреев, В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс / В.И. Андреев. - Казань, 1996. - Кн. 1.
  2. Закирова, А.Ф. Герменевтическая интерпретация педагогического знания / А.Ф. Закирова // Педагогика. - 2004. - № 1.
  3. Колетвинова, Н.Д. Развитие профессионального общения будущего учителя / Н.Д. Колетвинова. - Казань, 2002.