Занятие в группе продленного дня на тему «Что мы знаем о Китае?»

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Цели:

  • познакомить младших школьников с крупнейшим государством в Центральной и Восточной Азии – Китаем, с особенностями этой страны, с достижениями китайского народа;
  • развивать познавательный интерес, устную речь, мышление; расширять кругозор;
  • воспитывать уважительное отношение к жизненному опыту других народов.

Учебные материалы:

  • политическая карта мира;
  • ноутбук, проектор, презентация "Китай";
  • листы с кроссвордами (Приложение 2, Приложение 3);
  • контест по Китаю на проверяющей системе Ejudge (на сайте http://judge.mipt.ru ).

ХОД ЗАНЯТИЯ

I. Организационный момент

II. Вводно-мотивационный этап

Воспитатель. Сегодня я предлагаю вам, ребята, отправиться в заочное путешествие и постараться побольше узнать о стране, которую называли Срединным Государством, потому что люди, жившие в этой стране, полагали, что она – центр мира. Называли её и Поднебесная империя. Благодаря мореплаванию, торговле об этой стране стало известно в других государствах. В Индии употребляли для обозначения этой страны слово "Чина", а в английском языке появилось слово China.
Соседями на севере у этой страны были кидане. Благодаря этому кочевому племени узнали о ней и в России. От слова кидане, кидань, и пошло русское название Срединной империи.
Догадались ли вы, о какой стране мы поведём сегодня разговор?

Дети. О Китае.

Слайд 1.

В. Китай граничит со многими странами, в том числе и с Россией. На экране мы видим карту мира, на ней показаны территории и границы разных стран.
И, конечно, глаза ищут на карте прежде всего нашу любимую Родину – Россию, Российскую Федерацию. Кто из вас сможет показать её на карте?

Выходит ученик, показывает.

III. Сообщения детей о Китае

Слайд 2.

В. Продолжим путешествие по карте и послушаем ребят, которые подготовили сообщения о Китае.
Д. Китай граничит со многими странами: с Россией, Кореей, Монголией, Казахстаном, Киргизией, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном, Индией, Непалом, Бутаном, Мьянмой, Лаосом и Вьетнамом. Морские границы есть с Японией и Филиппинами. С востока побережье Китая омывают воды морей Тихого океана: Жёлтого, Восточно-Китайского и Южно-Китайского.

Слайд 3.

Д.  Китай – третья по площади страна мира после России и Канады. А по численности населения он занимает первое место в мире. В Китае проживает более  1 миллиарда 336 миллионов человек.
В восточной части Китая, где находятся плодородные земли, крупные города, живёт много людей. Гористые и пустынные районы на западе страны заселены редко.

Слайд 4.

В. Исторический путь Китая сложный, как и у многих стран. Отдельные царства то объединялись в империю, то распадались. Китайцы боролись с племенами кочевников, были под владычеством монголов, своё господство устанавливали там маньчжуры, захватывала Китай и Япония. Европейские страны стремились превратить его в колонию.
После победы Советской армии в 1945 году в борьбе с фашистской Германией, а затем и с Японией китайские коммунисты смогли победить в гражданской войне и в 1949 году была образована Китайская Народная Республика.
Прежнее руководство перебралось на остров Тайвань, которым управляет и сейчас. Название страны здесь другое – Китайская Республика. Развиваться эти две части Китая стали по-разному.
Сейчас КНР – космическая держава, постоянный член Совета Безопасности ООН, производит много видов промышленной продукции. Китайская Республика (на Тайване) – государство с высоким уровнем жизни населения и развитой электронной промышленностью.

Слайд 5.

В. Китайская Народная Республика – социалистическое государство. На экране вы видите флаг и герб страны. Глава государства – Председатель  КНР Си Цзиньпин, он же – генеральный секретарь ЦК КПК. Высший орган государственной власти – Всекитайское собрание народных представителей.

Слайд 6.

В. Послушайте слова гимна Китая в переводе на русский язык.
Вставай, кто рабства больше не хочет!
Великой стеной отваги, защитим мы Китай!
Пробил час тревожный! Спасем мы родной край!
Пусть кругом, как гром грохочет наш боевой клич:
Вставай! Вставай! Вставай!
Нас пятьсот миллионов, мы единое сердце!
Мы полные презрения к смерти!
Мы полные презрения к смерти!
Вперёд! Вперёд! В бой!

(звучит гимн Китая)

В. Китайскому народу пришлось много бороться против угнетателей, поэтому в гимне – призыв к объединению, к борьбе за свободу.

IV. Природа Китая

В. Продолжим наше путешествие по Китаю, обратим внимание на его природу.

Сообщения подготовленных учеников.

Слайд 7.

Д. На территории Китая имеются высокие горы, равнины, пустыни. По Великой Китайской равнине протекают две большие реки – Хуанхэ и Янцзы (слайд 8), орошая на своём пути земли.
Слайд 9. В Гималаях на границе между Тибетом и Непалом расположена высочайшая вершина мира – Эверест (Джомолунгма) высотой 8848 метров.
Слайд 10.
Д. Лёссовое плато – возвышенная равнина вокруг реки Хуанхэ. Берега сложены из лёсса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок. Труд земледельца здесь приносит хорошие урожаи. Лёссовый грунт придаёт реке Хуанхэ мутно-жёлтый оттенок.
Слайд 11.
Д. Дома местных крестьян здесь необычны. Они живут в пещерах, вырытых в склонах холмов, так как в этой местности  нет ни древесины, ни камня и порою заводят огород прямо над своим жилищем.
Слайд 12.
Д. А я прочитаю стихотворение китайского поэта.

В закатных лучах
Осенние склоны хребта
Птицы чередой
Летят над лесистой горой.
Вечерний туман
Кочует, меняя места.
Пёстрая зелень
Становится ярче порой.

(Юй Синь, перевод Аркадия Штейнберга)

Слайд 13.
Д. Чайные плантации в Китае расположены на склонах гор на юге страны. Горные же леса – на северных склонах. Китай знаменит на весь мир своим чаем.
Слайд 14.
Д. Южные и восточные области Китая часто страдают от тайфунов, наводнений, цунами.
Слайд 15.
Д. А северные районы весной покрывают жёлтые пыльные бури из пустынь (Такла-Макан, Гоби).
Слайд 16.
Д. Климат Китая разнообразный. Когда на севере царит зимняя стужа, на его южном побережье стоит жара. Когда восточные районы страны заливают проливные дожди, на западе среди пустынь не выпадает ни капли воды. Больше всего дождей выпадает на южном побережье. Здесь наиболее пышная растительность.
Слайд 17.
Д. Тибетское нагорье – одно из самых больших и высоких на земном шаре. Его называют "Крышей мира" Жители Тибета разводят яков. Як прекрасно приспособлен к холодным условиям нагорья, у него длинная шерсть. Жители Тибета перевозят на нём грузы, мясо и молоко употребляют в пищу, из его шерсти делают ткани.

V. Физкультминутка

В. Давайте отдохнём. Встаньте, расправьте плечи.

Делают упражнения, читают стихотворение Бориса Заходера "Як" из "Мохнатой азбуки"

С виду
Очень грозен як,
А ведь он – большой добряк.
Говорят,
На нём в Тибете
Смело ездят
Даже дети!

VI. Природные ресурсы

Слайд 18.
Д. В Китае добывают разнообразные полезные ископаемые: каменный уголь, нефть, железную руду, золото, мрамор, соль. В лесах растут ценные породы деревьев: красное, железное, лаковое дерево, а также бамбук, сосна.

VII. Сельское хозяйство

Слайд 19.
Д. В Китае профессия земледельца всегда была окружена большим почётом. Одним из достижений китайцев стало открытие поливного рисоводства, благодаря которому они получают два-три урожая риса в год.
Сначала крестьяне выращивают рисовую рассаду. Для подготовки поля нужно проверить пути стока воды, взрыхлить почву, внести удобрения. Выпустив на поле немного воды, крестьяне высаживали рассаду, а затем заливали её полуметровым слоем воды. Перед сбором урожая воду с полей спускали. Урожай убирали вручную, срезая серпом каждое растение.   Крестьяне пели:

Возьму я заступ вместо облака,
Построю канал вместо дождя,
Здесь и поливка, и удобрение.
Долог будет мой колос!

Слайд 20.

Д. Китайцы изобрели водяную педальную помпу, перекачивающую воду из каналов на поля. Буйволы тянули железный плуг, которым вспахивали поле. Их держали только для полевых работ, относились с почтением, как к кормильцам. Буйвол – герой многих волшебных сказок в Китае.

VII. Шелководство

Слайд 21.
Д. Особенностью хозяйства Древнего Китая было шелководство. Китайцы знали секрет изготовления шёлковых тканей с древних времён и долгое время скрывали его от других народов.
Листья тутовых деревьев (шелковицы) служат пищей для шелковичных червей, коконы которых разматывают и получают шёлковую нить.

VIII. Особенности китайского письма. Обучение грамоте

Слайд 22.
Д. В Китае знаками для письма служат иероглифы, которых несколько десятков тысяч. Обучение грамоте начиналось с младенчества. Первыми игрушками у ребёнка были письменные принадлежности и листки с иероглифами. Под руководством учителя малыши раскрашивали выведенные тушью знаки. Ученики повторяли текст за учителем по нескольку десятков раз. В учебных текстах содержится около 4000 иероглифов. Для чтения книг нужно знать порядка 9000.

IX. Домашний быт

Слайд 23.
Д. Китайцы едят двумя палочками, держа их в одной руке. С древности используют зонт и веер. Крестьяне, работая в поле, надевали широкополые бамбуковые шляпы. Тачка – тоже изобретение китайцев. Главный вид одежды – длиннополый халат. Особенностью домов в Южном Китае являлась крыша. Загнутые вверх карнизы крыш придают дому лёгкость и защищают от дождя. Окна в доме они затягивали бумагой и вставляли решётки. Денежная единица Китая – юань.

X. Изобретения китайцев

Слайд 24.
Д. Китайцы прославились изобретением бумаги. Массу из тряпок, коры, волокон конопли варили в котлах. Кашицу выливали на подносы, на дне которых лежал бамбук. Вода стекала, оставался мягкий слой. Его сушили на ровной поверхности и получался лист бумаги. Свой "секрет" китайцы долго хранили в тайне.
Слайд 25.
Д. Применение лаков, полученных из соков лакового дерева – ещё одно открытие древних китайцев. Лак предохраняет деревянные изделия от влаги. По всей  Азии славились китайские изделия из фаянса – пористой керамики – и фарфора.
Слайд 26.
Д. Китайцами был изобретён компас. Он пригодился в далёких путешествиях. Важным было изобретение книгопечатания. Печатали с досок, на которых вырезалось зеркальное отражение текста. Китайцы изобрели порох – взрывчатую смесь, которую использовали для производства оружия и салютов. Первые чайники появились в Китае – на родине чая. Делали
их из красной глины, а потом из фарфора.

XI. Панда – символ Китая

Слайд 27.
Д. Панда – одно из редких животных нашей планеты. Этого зверя называют бамбуковым медведем, потому что его любимая пища – ветки бамбука. Зверь этот внесён в Международную красную книгу и даже стал эмблемой Фонда охраны диких животных.

XII. Физкультминутка "Панда"

Мне очень полюбился бамбуковый медведь
В зоопарк хожу я на панду посмотреть.
И хочется гостинцем его мне угостить,
Но только я не знаю, где мне бамбук купить.

(С. А. Антонюк)

XIII. Достопримечательности Китая

Слайд 28.
Д. Великая китайская стена – памятник крепостной архитектуры. Она протянулась через весь северный Китай и защищала страну от набегов врагов.
Слайд 29.
В центре Пекина – столицы Китая – находится Императорский дворец. Его называли запретным городом. Здесь жил император с семьёй.
Слайд 30.
Мавзолей императора Цинь Ши-хуанди и "терракотовая армия". Рядом с гробницей императора захоронены более 8000 статуй китайских воинов. Они должны были защищать его душу в загробном мире.

XIV. Пекин – столица Китая

Слайд 31.
В. Население Пекина – 9 миллионов человек. Здесь расположены сотни крупных предприятий. Любимый  вид транспорта – велосипед. Город сталкивается с проблемой загрязнения окружающей среды. В результате отопления углём в нём сильно запылена атмосфера.

XV. Достижения современного Китая

Слайд 32.
В. Китай славится недорогими товарами благодаря большому населению и дешёвой рабочей силе. Однако делают там теперь не только фарфор и шелк, а практически всё – от палочек для еды до космических кораблей. КНР называют "Фабрикой мира".
Слайд 33.
В районе трёх ущелий на реке Янцзы сооружена мощная ГЭС, вырабатывающая много электроэнергии.
Слайд 34.
Китай обладает крупнейшей в мире армией, оснащённой, в частности, межконтинентальными баллистическими ракетами с ядерными боевыми блоками.
Слайд 35.
В КНР создан Исследовательский институт космической медицины и инженерии, работает программа подготовки тайконавтов. Китай стал третьей страной в мире, отправившей человека в космос и обеспечивший возвращение его на Землю. 15 октября 2003 года тайконавт Ян Ливей совершил 14 витков вокруг Земли на космическом корабле. 27 сентября 2008 года Чжан Чжиган осуществил выход в открытый космос. Летом 2012 года пилотируемый корабль «Шень-чжоу-9» с космонавтами Цзин Хай-пэном, Лю Ванном и первой китайской женщиной-космонавтом Лю Ян через двое суток после старта в ручном режиме был состыкован с модулем «Тяньгун-1». Работа в модуле продолжалась полторы недели, после чего космические аппараты были расстыкованы и космонавты возвратились на Землю. В КНР разработана программа по изучению Луны и Марса.

XV. Главные жизненные ценности китайцев

В. Исследователи Китая выделяют главные жизненные ценности китайцев:

почтительность к родителям и забота о них;
преданность семье;

О других жизненных ценностях китайцев вы узнаете, разгадав кроссворд (работа в парах, дети разгадывают кроссворд). Приложение 2
В. Какое ключевое слово вы получили, разгадав первый кроссворд? (Дети отвечают: "трудолюбие")
В. Какое ключевое слово вы получили, разгадав первый кроссворд? (Дети отвечают: "терпение")
В разгаданном виде (для учителя) – Приложение 3

XVII. Китайская сказка "Фея из ракушки". (Приложение 1)

В. Понравилась ли вам сказка? Какие черты особого китайского быта Вы заметили в сказке?
Д. У крестьянина широкополая бамбуковая шляпа, шест с корзинами.
Д. Дома в сказке с особыми крышами, загнутыми вверх.
Д. Важного господина называют "мандарин". Так называли чиновников, следивших за сбором налогов.
Д. Мы увидели в сказке паланкин – средство передвижения для богатых людей.  Особые носилки с креслом или будкой, укреплённые на двух длинных шестах, концы которых лежат на плечах носильщиков
Д. Любимое развлечение китайских детей – бумажные вырезки. Герои сказки тоже вырезали фигурки из бумаги.

XVIII. Подведение итогов

В. Мы сегодня очень много узнали об интересной стране – о Китае. На память о нашем занятии возьмите листок с кроссвордами в свою папку "Портфолио учащегося".

XIX. Заочная олимпиада – контест на http://judge.mipt.ru

Литература

  1. Малявин В. В. Китайская цивилизация. М., "Астрель", 2001.
  2. Коровин Ф. П. История  древнего мира. М., "Просвещение", 1986.
  3. Крылова О. В., Герасимова Т. П. География материков и океанов. М., "Просвещение", 1995.