Литературная игра «В стране сказов Бажова»

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательная:  в игровой форме повторить и закрепить у учащихся знания о содержании сказов Бажова;
  • Развивающая: развивать речь, память, наблюдательность учащихся, их интерес к литературным сказам, расширять читательский кругозор, знания детей о творчестве Бажова;
  • Воспитательная: воспитывать уважение к творчеству Бажова, интереса к урокам литературы, любовь к чтению.

Форма представления: презентация (Приложение 1)

Количество команд не ограничено, можно играть классами.

Оформление:

  • портрет писателя;
  • презентация;
  • выставка рисунков по произведениям Бажова.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

I. Организационный момент

Ребята, перед вами герои  сказов Бажова.
По ним вы узнаете, по каким произведениям будет проходить наша игра.

1) «Мы, Муренка, с дедом в лес пойдем, а ты дома сиди, мышей лови. Как увидим Серебряное копытце, так и воротимся. Я тебе тогда все расскажу. А кошка лукаво посматривает, а сама мурлычет:
– Пр-равильно придумала. Пр-равильно.  (Дарёнка из сказки «Серебряное копытце»)

2) « Я девчонка с веселыми глазками, блесну зубенками, подбоченюсь, платочком махну и пойду  плясать. И так у меня  легко да ловко выходит, что и сказать нельзя. У старателей дух захватывает. Глядят – не наглядятся, а сами молчат, будто задумались. И свистеть я умею:
– Фи-т-ть! й-ю-ю-у... (Огневушка из сказки «Огневушка-поскакушка»)

3)  «Пошёл раз я траву смотреть. Покосы у нас дальние были. А в лесу хорошо. Дошли до Красногорского рудника. Там тогда железную руду добывали. Легли под рябиной да сразу и уснули. Только вдруг я  проснулся. А  передо  мной на грудке руды у большого камня женщина какая-то сидит. По  косе видать – девка. Коса ссиза-черная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине» (Степан из сказки «Медной горы хозяйка»).

II. Рассказ о творчестве Бажова П.П. (слайды 2, 3)

(Выступление подготовленного ученика)

Бажов Павел Петрович родился на Урале и прожил там долгую жизнь. Перед тем как стать писателем, он работал учителем в школе, затем работал в газете. Павел Петрович много ездил по Уралу, записывал легенды, сказы, сказки, старинные истории, которыми славится Урал. Собранию этого богатства он посвятил всю свою жизнь. Павел  Петрович  ценил в людях доброту, честность и упорство, поэтому самых лучших своих героев наделил именно этими качествами.
Дом, в котором жил уральский писатель Павел Петрович Бажов, в настоящее время – дом-музей в городе  Екатеринбурге.

III. Викторина по произведениям  Бажова П.П.

1)  Разминка

Чем  отличается  сказ от сказки?

2)  Задание 1

Отгадай название сказа.

  • Прочитать название, поставив буквы вместо чисел (слайд 4)
  • Читать только русские буквы  (слайд 5) 

3) Задание 2

Расшифруйте героев сказа.
Из какого произведения? (слайд 6)

4)  Задание 3

«Будем знакомы» (слайд 7)
По отрывкам узнать о ком идёт речь?

5) Задание 4

 Из какой сказки?
Узнать по иллюстрациям (слайды 8,9,10)

6) Задание 5

Кроссворд.

Отгадайте кроссворд. В выделенных клетках по вертикали вы прочтёте название драгоценного металла, который искали главные герои сказа «Огневушка-поскакушка»

  1. У какого дерева танцевала Огневушка?
  2. Как звали мальчика  –  главного героя сказа?
  3. Эта птица мешала Огневушке.
  4. Как в сказе называли Огневушку?
  5. Какой предмет помог Федьке выбраться из леса?
  6. Сколько лет было главному герою сказа?

Проверь (слайд 12)

7) Задание 6

«Восстанови текст» (слайд 13)
Вставьте пропущенные слова.

8) Задание 7

«Поиск» (слайд 14)
Определите сказ по ключевым словам.

9) Задание 8

Конкурс капитанов. Цифровой диктант.

Если капитаны согласны с утверждением, ставят 1 (единицу), если не согласны  – 0 (ноль).

1. Слугами Хозяйки медной горы были лисы.
2. Невесту Степана звали Катей.
3. В руках у Степана нашли изумруд.
4. Сиротку звали Дарья Григорьевна.
5. Серебряное копытце на левой ноге.
6. Дарёнка поймала козлика.
7. У Поскакушки были чёрные волосы.
8. Поскакушка танцевала вокруг берёзы.
9. Золото Федя нашёл весной.
10. Прииск стали называть Огневушкиным.
Ответ: 001 100 0110

IV. Слово жюри.  Награждение

Литература.

1. Бажов П.П.  [Электронный ресурс]. – Режим доступа:  ru.wikipedia.org/wiki/ –  Загл. с экрана.
2. Е.С.Гостимская, М.И.Мишина.  Внеклассное  чтение: 3 класс: дидактический материал. – М.: 5 за знания,2006. – 160с.– (Методическая библиотека)