Техника коррекции целеполагания у детей и их родителей

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящие время актуальным становятся темы тайм менеджмента и умения правильно ставить перед собой цели, использовать средства и достигать желаемого. Так как большую часть своей жизни человек мечтает, а следовательно он, что то желает, и для достижения этого, он нуждается в правильной цели и выборе. Не все взрослые люди правильно понимают, что такое целеполагание и как сильно оно влияет на нашу жизнь, на наш комфорт существования, а дети тем более. В это статье будет продемонстрирована некая техника, которую можно легко применять в практической жизни.

Что же такое целеполагание? Несколько слов об этом:

Цель – это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, – значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта – это некий хаос в нашей голове, то цель – результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, – чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде. Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима, её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.

Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.

Целеполагание – это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание – это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.

Техника колесо баланса

Техника позволяет структурировать процесс качественного изменения жизни и провести коррекцию нарушения целеполагания.

Инструкция к технике

1. Нарисуйте диаграмму. Разделите ее на несколько секторов, так, чтобы, в случае необходимости, сектора можно было делить еще.

2. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь. Какими сферами жизни вы бы заполнили сектора, в этом случае? Заполните тем, что считаете наиболее важным для себя. Если не хватает места, то делите сектора еще.

Например:

3. Оцените по 10-балльной шкале насколько каждая из сфер реализована, 0 – совсем не реализована, 10 – реализована на все 100%! Отобразите полученные результаты на диаграмме:

4. Ответьте себе на вопросы:

– Какая из сфер является ведущей?
– Изменения каких сфер полностью зависят от меня?
– Изменения каких сфер зависят не только от меня?
– В какой сфере хочется начать изменения в ближайшее время?

5. Запланируйте ближайших три шага и запишите из в качестве основных целей на ближайшее время.

6. Далее, относительно каждой цели выстраивается цепочка целеполагания и составляется план действий, который в дальнейшем реализуется.

Цепочка целеполагания выглядит так:

Мотивация – цель – задачи – алгоритм действий – ресурс необходимый для их выполнения – прогнозирование результата – действие – оценка фактического результата. [2]

Примечания:

Цель.

Признаки эффективно сформулированной цели:

  • Конкретная
  • Позитивная
  • Реалистичная
  • Желанная
  • Достижимая во времени
  • Измеримая количественно

Задачи:

Основной вопрос:
Как Вы можете этого достичь?
Алгоритм:
Основной вопрос:
Что Вы можете сделать уже сейчас?

Прогнозирование результата:

Представьте что Вы этого достигли, как Вам это?
Что дает Вам этот успех?
Какие открываются перспективы?
Что будет в случае неуспеха?
Какие действия Вы предпримите в случае неуспеха?

Работа с техникой «Колесо баланса» может продолжаться в течении долгого времени, до нескольких месяцев.

Список литературы:

  1. Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. – СПб, 1998.
  2. Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
  3. Мюррей М. Узник иной войны: Удивительный путь исцеления от детской травмы. М.: HRI Press, 2004.– 207 с.