В настоящие время актуальным становятся темы тайм менеджмента и умения правильно ставить перед собой цели, использовать средства и достигать желаемого. Так как большую часть своей жизни человек мечтает, а следовательно он, что то желает, и для достижения этого, он нуждается в правильной цели и выборе. Не все взрослые люди правильно понимают, что такое целеполагание и как сильно оно влияет на нашу жизнь, на наш комфорт существования, а дети тем более. В это статье будет продемонстрирована некая техника, которую можно легко применять в практической жизни.
Что же такое целеполагание? Несколько слов об этом:
Цель – это мечта в реальной форме. Каждый человек свободен в выборе своих целей. И реализовать цель, – значит претворить её в жизнь, сделать реальностью. Если мечта – это некий хаос в нашей голове, то цель – результат размышлений логичного ума. Ум понимает только цели, – чёткие, стройные, обоснованные. Что выбрать? Жить, следуя только разуму, или подключить интуицию. Лучше, если они работают в команде. Наши мечты обычно глобальны, и не всегда понятны конкретные шаги к их достижению. Если же мечту разложить на цели, то мы увидим её направление. Цель достижима, её только нужно конкретно описать. Что бы мы не делали, мы всегда движемся к определенной цели, которая является частью мечты.
Как отличить мечту от цели? Во-первых, должна быть убеждённость в возможности её достижения. Если есть хоть малейшие сомнения, нужно разложить мечту на еще более мелкие шаги до тех пор, пока вы не почувствуете, что каждый шаг по направлению к цели реален для вас. Любое большое дело неподъемно до тех пор, пока его не начнешь раскладывать на составляющие.
Целеполагание – это практическое осмысление своей деятельности, это постановка целей и их достижение. Целеполагание – это не волшебство. Изменения к лучшему в жизни каждого человека зависят от его собственных действий. Целеполагание помогает определять основные жизненные цели, расставлять приоритеты и повышает личную успешность человека.
Техника колесо баланса
Техника позволяет структурировать процесс качественного изменения жизни и провести коррекцию нарушения целеполагания.
Инструкция к технике
1. Нарисуйте диаграмму. Разделите ее на несколько секторов, так, чтобы, в случае необходимости, сектора можно было делить еще.
2. Представьте, что диаграмма отражает вашу идеальную жизнь. Какими сферами жизни вы бы заполнили сектора, в этом случае? Заполните тем, что считаете наиболее важным для себя. Если не хватает места, то делите сектора еще.
Например:
3. Оцените по 10-балльной шкале насколько каждая из сфер реализована, 0 – совсем не реализована, 10 – реализована на все 100%! Отобразите полученные результаты на диаграмме:
4. Ответьте себе на вопросы:
– Какая из сфер является ведущей?
– Изменения каких сфер полностью зависят от
меня?
– Изменения каких сфер зависят не только от меня?
– В какой сфере хочется начать изменения в
ближайшее время?
5. Запланируйте ближайших три шага и запишите из в качестве основных целей на ближайшее время.
6. Далее, относительно каждой цели выстраивается цепочка целеполагания и составляется план действий, который в дальнейшем реализуется.
Цепочка целеполагания выглядит так:
Мотивация – цель – задачи – алгоритм действий – ресурс необходимый для их выполнения – прогнозирование результата – действие – оценка фактического результата. [2]
Примечания:
Цель.
Признаки эффективно сформулированной цели:
- Конкретная
- Позитивная
- Реалистичная
- Желанная
- Достижимая во времени
- Измеримая количественно
Задачи:
Основной вопрос:
Как Вы можете этого достичь?
Алгоритм:
Основной вопрос:
Что Вы можете сделать уже сейчас?
Прогнозирование результата:
Представьте что Вы этого достигли, как Вам это?
Что дает Вам этот успех?
Какие открываются перспективы?
Что будет в случае неуспеха?
Какие действия Вы предпримите в случае неуспеха?
Работа с техникой «Колесо баланса» может продолжаться в течении долгого времени, до нескольких месяцев.
Список литературы:
- Абабков В. А. Проблема научности в психотерапии. – СПб, 1998.
- Варга А. Я., Драбкина Т. С. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб.: Речь, 2001. – 144 с.
- Мюррей М. Узник иной войны: Удивительный путь исцеления от детской травмы. М.: HRI Press, 2004.– 207 с.