«У каждого ребенка в глубинах его души
спрятаны серебряные колокольчики.
Надо их отыскать, затронуть, чтобы они зазвенели
добрым и веселым звоном, чтобы мир ребенка стал
радостным и светлым».
В.А. Сухомлинский.
Главная мечта любого человека – быть счастливым. А что такое счастье? И как стать счастливым? Каждый человек имеет свое определение счастья. Это зависитот того, что значит для него счастье. А вот как считают школьники.
Счастье — это когда тебя понимают.
Счастье – это когда рядом мама, близкие люди
Счастье заключается в том, что ты живешь на свете.
Счастье — это когда есть тот, кого ты любишь.
Счастье — это когда ты уверен в себе, когда
знаешь, что тебя поддержат в трудную минуту
Счастье – это вера в силы свои и стремленья, это
достижение поставленной цели
А что я могу сделать, чтобы ребенок был счастлив?
Цель современной системы образования заключается в развитие личности на основе формирования универсальных учебных действий, познания и освоения мира. Следовательно, главной задачей современной школы является формирование совокупности универсальных учебных действий, которые обеспечат способность личности к самосовершенствованию и саморазвитию. В стремительный век информационных технологий количество изменений в жизни, происходящих за небольшой отрезок времени, настоятельно требуют от человека качеств, позволяющих творчески и продуктивно подходить к любым нововведениям. Не так просто выжить в ситуации постоянных перемен, а, чтобы соответствующе на них реагировать, школьник должен активизировать свой творческий потенциал. И именно поэтому школа обязана помочь ребёнку научиться самостоятельно строить свое счастье. И, конечно, главной опорой и поддержкой, помогающей ученику не сбиться с пути является учитель.
В середине ХХ столетия Антуан де Сент-Экзюпери в своем эссе «Цитадель» пишет: «Не снабжайте детей готовыми формулами, формулы – пустота, обогатите их образами и картинками, на которых видны связующие нити. Не отягощайте детей мертвым грузом фактов, обучите их приемам и способам, которые помогут им постигать. Не судите о способностях по легкости усвоения. Успешнее и дальше идет тот, кто мучительно преодолевает себя и препятствия. Любовь к познанию – вот главное мерило».
Обычно считается, что учебно-воспитательный процесс протекает лишь в стенах школы, а его участниками являются учителя и учащиеся. Де-факто обучение, воспитание и развитие детей и молодежи осуществляется не только в школе, но и во внешкольном пространстве. «Личность не воспитывается по частям, но создается синтетически всей суммой влияний, которым она подвергается» (А.С. Макаренко). Участниками этого процесса являются учителя, учащиеся, их родители, общество в целом.
Для того чтобы повысить творческие возможности учащихся, результативным методом является интеграция урочной и внеурочной деятельности. Урочными занятиями считаются занятия, осуществляемые педагогами и учащимися в рамках отведенного времени и определенного коллектива школьников. Эти занятия включены в школьное, классное расписание. Структурная единица этих занятий – урок по-прежнему считается основной формой учебно-воспитательной работы в современной школе. При всем том нередко конструкторское, исследовательское внеурочное задание, полученное учеником, становится совместным творческим делом для него и его родителей. Выполненное удачно, такое задание положительно влияет не только на успеваемость, но и на эмоциональную сферу личности школьника, на развитие его взаимодействия с родителями, улучшая морально-психологическую атмосферу в семье.
Внедрение внеурочной деятельности в образовательный процесс направлено на расширение образовательного пространства, создаёт дополнительные условия для развития учащихся;
Именно в результате интеграции урочной и внеурочной деятельности происходит выстраивание цепи, обеспечивающей детям корректировку, поддержку на этапах адаптации на протяжении всего периода обучения. А это уже выход на заданный образовательный результат – способность базовые знания осознанно применять в ситуациях, отличных от учебных. В общем, это и ситуации успеха для разных детей, и обеспечение социализации.
Важно иметь ввиду, что внеурочная деятельность– это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная ликвидировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Нужно постоянно осуществлять взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как единого целого, направленного на развитие и формирование всесторонне развитого человека. Правильная организация урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС общего образования является важнейшим фактором повышения качества образования школьников.
Внедрение стандарта второго поколения во многом меняет школьную жизнь ребёнка. Древние говорили: «Дорогу осилит идущий». Речь идёт о новых формах организации обучения, новых образовательных технологиях, новой открытой образовательной среде, выходящей далеко за пределы школы, которая может способствовать не только изучению теоретических и практических основ научного знания, но и развитию личностных качеств школьников
Естественнонаучное образование и прежде всего физическое образование является одним из основных компонентов для полготовки современного поколения к самостоятельной жизни. Физика, как учебная дисциплина, предоставляет широкие возможности для интеграции на основе деятельного, мета предметного подхода, формированию целостной картины мира в сознании учащихся и развитию базовых компетентностей. Именно у нас есть возможность показать мир, окружающий ребёнка через призму физических законов и явлений, заинтересовать его и вовлечь в научный процесс познания мира.
Интеграция урочной и внеурочной деятельности при изучении физики позволяет формировать научную картину мира на содержании выходящим далеко за рамки школьной программы: «Горизонты открытий», «Сердце, отданное науке», «День науки», «Мы в космосе», «Чудеса своими руками».
Литература
- Казаренков В. Основы педагогики. Интеграция урочных и внеурочных занятий школьников
- Востокова Е.В. – Журнал образование выпуск №2 \2004 год. Интеграция урочных и внеурочных форм обучения.