Неотъемлемой частью любого занятия, будь то урок или подготовка домашней работы, должны быть упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, расслабления/сосредоточения нервной системы и нормализации кровообращения («физкультминутки»). На самом деле, в процессе обучения в школе, двигательная активность детей резко падает, так как уроки в подавляющем большинстве проходят за партой. И чтобы избежать в дальнейшем проблем с нарушением осанки у младших школьников, это приобретенное статическое напряжение нужно периодически снимать. У учителя всегда в арсенале есть свой комплекс упражнений. Я предлагаю вам своего рода конструктор для составления таких физкультминуток. С помощью него любой желающий сможет составить комплекс для решения той или иной задачи.
При организации физкультминуток учитываются следующие условия:
Ограниченное время – это 1-2 минуты.
Ограниченное пространство – выполнять упражнения предоставляется возможным либо сидя за рабочим местом, либо стоя рядом с ним.
Задача конкретной физкультминутки –
будь то снятие статического напряжения, или
наоборот концентрация внимания.
Основой таких комплексов будут упражнения
дыхательной гимнастики, в сочетании с
физическими упражнениями (преимущественно
направленные на профилактику нарушений осанки).
Набор упражнений № 1. (Дыхательные упражнения)
Дыхательные упражнения нужно разделять в двух плоскостях – это темп выполнения и вид дыхания. Итак, темп. Упражнения в медленном темпе понижают возбудимость и способствуют мышечному расслаблению. Упражнения в быстром темпе наоборот, придают активность, носят возбуждающий характер. Теперь о видах дыхания. Существует 3 основных вида дыхания: верхнее (ключичное), нижнее (брюшное) и полное. Мы будем использовать только верхнее и нижнее (конечно детей нужно обучать полному дыханию, так как оно самое эффективное, но это не является задачей физкультминуток, т.к. требует много времени и специализированного подхода). Верхнее дыхание помогает взбодриться. Нижнее – расслабиться, преодолеть излишнее волнение, тревогу. Учитывая эти нехитрые определения, несложно сделать выбор в пользу того или иного упражнения.
Исходное положение – сидя:
- «Надуть живот». Дыхание нижнее. Выполняется плавно и медленно. 6 раз.
- Спина ровная, руки на коленях, вдох носом, при этом живот надувается, как будто там воздушный шарик. Выдох спокойный, носом.
- Тоже самое, только «воздушный шарик» в груди, а живот втягивается. Выполняется плавно и медленно. 6 раз.
- Повороты головы. Дыхание верхнее. Выполняется в среднем и быстром темпе. По 4 раза в каждую сторону.
Спина ровная, руки на коленях. Поворот головы направо – вдох носом, голова ровно – выдох ртом, поворот головы налево – вдох носом, голова ровно – выдох ртом.
- Наклоны головы. Дыхание верхнее. Выполняется в медленном темпе. 5 раз.
- Спина ровная, руки на коленях, голова назад – вдох носом, голова к груди – выдох носом.
- Плавное дыхание. Дыхание нижнее. Выполняется плавно и медленно. 5 раз.
- Спина ровная, руки на коленях, глаза закрыты, голова ровно. Плавный глубокий вдох носом, задержка дыхания 2-3 сек, плавный выдох носом.
Исходное положение – стоя:
«Насос». Дыхание верхнее. Быстрый темп. 5
раз.
Ноги на ширине плеч, руки сжаты в кулаки перед
грудью, локти в стороны. Вдох носом – наклон
вперед «нажимаем насос», вернулись в исходное
положение – выдох ртом.
«Часики». Дыхание верхнее. Медленный темп. 8
раз.
Ноги шире плеч, руки на поясе. На прямых ногах
качаемся из стороны в стороны. Вдох носом – выдох
ртом, на каждое покачивание.
«Дерево». Дыхание верхнее. Медленный темп. 5
раз.
Ноги на ширине плеч, руки опущены. Поднимаем руки
вверх, встаем на носочки – глубокий вдох носом.
Опускаем руки, склоняем плечи вперед, опускаемся
на всю стопу – выдох ртом. 5 раз.
«Рубить дрова». Дыхание верхнее. Быстрый темп.
Ноги шире плеч, руки в замок перед собой.
Поднимаем руки за голову – вдох носом, резко
опускаем руки вперед «рубим дрова» – резкий
выдох ртом. 5 раз.
Набор упражнений №2 (Общеразвивающие упражнения)
Набор общеразвивающих упражнений стоит разделить на группы, по воздействию на группы мышц исходя из поставленной задачи.
Упражнения для глаз
Выполняются сидя за партой или стоя:
1) Сильно зажмуриться на 2-3 сек.
2) Закрыть глаза ладошками: вращение глазами
вправо-влево – 4 раза,
3) Посмотреть направо – налево – вверх – вниз – 2
раза,
4) Палец или ручка перед собой – сфокусировать
взгляд на ручке затем на соседе спереди или
доске. 4 повторения.
Упражнения для мышц спины
Упражнения выполняются стоя, рядом с рабочим местом.
- Ноги на ширине плеч, руки за головой, колени чуть согнуты. Повороты направо-налево. Спина прямая, лопатки сведены. 8 раз.
- Ноги на ширине плеч, руки за головой, колени чуть согнуты. Спина прямая. Повороты таза, резко в строну, затем в исходное положение, и в другую сторону. Плечи остаются неподвижно. 8 раз.
- Ноги на ширине плеч, руки опущены. Наклоны вперед, дотянуться руками до носков. Расслабить спину. 8 наклонов.
- Ноги чуть шире плеч. Руки в замок за спиной. Прогнуться вперед, а руки и голова уходят наверх. Стараться как можно выше поднять руки и посмотреть на потолок. 8 наклонов.
Есть еще одно действенное и полезное упражнение. Выполняется оно в коленно-локтевом упоре. Ребенок встает коленями на стул, а локтями на стол, на столе должно быть достаточно места (расстояние по высоте между стулом и столом должно соответствовать длине бедра ребенка). Спинка стула не дает тазу заваливаться в сторону, но ее необходимо разворачивать при повторении упражнения: то слева, то справа. В момент выполнения локти оказываются под туловищем ребенка. И выгибаем спину, то колесом – как кошка, то спина наоборот провисает. 8 повторений.
Упражнения для плечевого пояса, рук и пальцев
Упражнения выполняются стоя, рядом с рабочим местом.
- «Непослушные плечи». Ноги на ширине плеч, руки опущены. Одно плечо поднимается вверх, а голова наклоном как бы опускает его обратно. Так же и с другим плечом. Затем плечо опускаем вниз подбородком, левое, затем правое. 4 раза ухом, 4 – подбородком каждое плечо.
- Ноги на ширине плеч, руки опущены. В руке – ручка или карандаш. Поднять руки вверх через стороны и переложить предмет в другую руку над головой. 12 раз.
- Ноги на ширине плеч, руки на плечи. Вращения вперед-назад поочередно, как при плавании. 8 вперед – 8 назад.
- Ноги на ширине плеч, руки на пояс. Наклоны в сторону, противоположная стороне наклона рука над головой. По 4 наклона в каждую сторону.
Упражнения выполняются сидя:
- Самомассаж кончиков пальцев. Разминаем поочередно каждый палец руки.
- Сжимания разжимания пальцев в кулаки. Быстро, интенсивно. 20 раз.
- Руки положить перед собой ладошками вверх. Соединить руки мизинцами. Зажать кулаки, и разгибать пальцы по одному плавной волной. В одну сторону, затем в другую. И навстречу, от указательного к мизинцам и обратно. 2-3 повторения каждого вида.
- Зажали руки в «замочек» перед собой. Вращения в одну сторону и в другую. 8 раз в каждую сторону.
Упражнения для нормализации общего кровообращения
- Приседания с «остановкой» посередине. Ноги на ширине плеч, руки перед собой. Приседаем, но не до конца, а до середины, замерли на 1-2 сек., и сели до конца. Так же встаем. 5 приседаний.
- Прыжки на месте. Ноги вместе, руки на поясе. 10-12 прыжков.
- Поднимаем колено к груди, обхватываем его руками и дожимаем. Так же со второй ногой. По 4 раза каждой ногой.
- Прыжки, скрещивая ноги и переменой ног вперед – назад. Ноги на ширине плеч, руки на поясе. Менять ноги на каждый счет. 12 повторений.
Теперь после того как некоторая база упражнений у нас имеется, упражнения классифицированы, можно поговорить о том как их объединять, чтобы уложиться в поставленные условия и выполнить необходимую задачу физкультминутки.
Примерная схема объединения упражнений:
- Дыхательное упражнение быстрого темпа – чтобы подготовить детей к общеразвивающему упражнению.
- Одно – два общеразвивающих упражнения, направленных на выполнение задачи (желательно, чтобы одно из упражнений было из комплекса для осанки).
- И завершить все это дыхательным упражнением в медленном темпе.
Пример (допустим, урок был по письму, дети много писали и соответственно много находились за партой в статичном положении):
«Насос».
- Ноги чуть шире плеч. Руки в замок за спиной. Прогнуться вперед, а руки и голова. уходят наверх. Стараться как можно выше поднять руки и посмотреть на потолок.
- Сжимания разжимания пальцев в кулаки. Быстро, интенсивно.
- Плавное дыхание. Дыхание нижнее. Выполняется плавно и медленно.
В этом примере дети переключились с одной
деятельности на другую игровым упражнением
«Насос», стоя возле своей парты. Дыханием
подготовили кровеносную систему к следующей
нагрузке. Следующее упражнение сняло напряжение
с мышц спины. Затем дети сели за свои парты и уже
сидя размяли кисти рук, уставшие от письма. И
закончили этот комплекс успокаивающим
упражнением «плавное дыхание», чтобы не
перенести лишнее возбуждение от проделанных
упражнений на последующую часть урока. Этот
комплекс занял у нас полторы – две минуты с
объяснением упражнений ребенку в первый раз.
Так что ничего хитрого здесь нет, и такая
инструкция окажется полезной!
Учитель должен принимать во внимание
физическое состояние детей в классе, где
проводятся данные физкультминутки. Если у детей
имеются какие-либо ограничения по здоровью,
лучше лишний раз проконсультироваться у врача. Все
упражнения, представленные в данной статье,
рассчитаны на детей общей и подготовительной
медицинских групп.