Я расскажу сегодня об использовании сказки на
уроках в начальной школе. Умелое применение
текстов сказок позволяет сделать урок ярче,
содержательнее, интереснее.
Выполнение "сказочных” заданий поможет
формированию учебной мотивации, сплочению
коллектива, умению работать в команде.
Существует множество приёмов использования сказок. Вот некоторые из них:
Если необходимо проделать много однообразных упражнений, нужно включить их в игровую оболочку, в которой они выполняются для достижения игровой цели. В таких случаях использую приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель – помочь Алёше Поповичу восстановить своё доброе имя, вернуть золото и прогнать племя басурманское с земли русской.
«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на уроке математики: любое число, а принимающий – число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на уроке русского языка: существительное – прилагательное (глагол) к нему; на уроке литературного чтения: название сказки, рассказа, повести – одного из персонажей этого произведения.
Приём «Фантастическая добавка»: учащимся предлагается представить себя прутиком, при помощи которого путешествовала лягушка из сказки Гаршина «Лягушка путешественница» и попытаться пересказать эту историю с позиции прутика. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума.
Приём «Сказочные пазлы». Пазлы нацелены на создание творческой и во многом игровой среды. Детям можно предложить следующие задания:
- пересказ данного эпизода сказки, изображенной на картинке;
- описание персонажа;
- сочинение своего продолжения сказки.
Приём «Знакомые герои в новых
обстоятельствах». Обстоятельства могут
быть чисто фантастическими, невероятными (лиса и
заяц вместо своих ледяных и лубяных избушек
обитают на летающих тарелках), а могут быть
близкими к жизни детей (лиса, заяц и петух с
помощью волшебной палочки оказались в одной
клетке городского зоопарка).
Дети очень любят путешествовать. Поэтому приём
«Путешествие со сказочным героем» не даст
ребёнку скучать на уроке.Угадайте, из какой
сказки герой: "Емеля, отпусти меня в воду, я
выполню все, что ни пожелаешь". Из сказки "По
щучьему велению". Отправляемся в путь на
печи.На пути нам встретятся различные
препятствия. Чтобы их преодолеть, надо быть
смелыми, быстрыми, сообразительными,
внимательными.Такие уроки способствуют развитию
интереса к предмету, внимания и сопереживания
литературным героям.
В современных условиях для активизации
познавательной деятельности учащихся на уроках
и во внеурочное время целесообразно
использовать компьютерные технологии.
Фрагмент урока математики в 1 классе по теме «Обобщение: сложение однозначных чисел»
Сегодня мы отправимся в путешествие и
встретимся со своими старыми знакомыми-героями
известной сказки. А какой вы узнаете, выполнив
задание.
Что за сказка? Теремок! Как вы помните, все герои
этой сказки хотят жить в теремке.
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок.
Мышка серая, Норушка,
Вышла в поле погулять,
Видит мышка теремок
В чистом поле одинок.
Мышка очень удивилась,
Подошла, остановилась.
Кто там, в тереме живёт?
Может в гости позовёт.
Видит мышка объявление:
«В домик тот зайдёт,
Кто числа по порядку разберёт».
7 3 1 5 8 4 6 2 10 9
Зашла мышка в теремок и стала в нём жить.
В чистом поле теремок,
Он не низок, не высок .
Шла лягушка из болота
Видит, заперты ворота.
Кто, кто в теремочке живёт?
Кто, кто в невысоком живёт?
А мышка ей в ответ:
Чтобы дверь мою открыть,
Задачу надо вам решить.
Решила задачки лягушка и попала в теремок.
Ой, гляди-ка! Теремок,
В чистом поле одинок!
Постучу я лапкой в двери.
Чей скажите, это терем?
Слышит он такой ответ:
«Рады мы тебя впустить,
но не можем дверь открыть.
Отвечай-ка посмелей
На вопросы побыстрей.
– Назови состав числа 8
Зашел зайчик в теремок и остался в нём жить.
Что случилось, когда пришёл мишка? Раздавил теремок. Но наши герои решили дружно построить новый теремок, по современному проекту!
Фрагмент урока русского языка в 1 классе по теме «Сочетания ЖИ ШИ»
Прочитайте слова:
Лыжи, мыши и ужи
Шины, ёжики, чижи
– Что вы заметили? (В каждом слове есть
сочетание ЖИ или ШИ).
– Вы произносите [жы] или [ж’и]?, [шы] или [ш’и] ?
– Маша и Миша произносят звуки [жы] и [шы].
– Как вы думаете, правильно они произносят?
– Попробуйте и вы произнести эти шесть слов так,
чтобы слышались звуки [ж’и] и [ш’и]
– Получилось?
– Перед нами проблема. Сформулируйте какая? (Почему
же мы произносим [жы], а пишем жи; произносим [шы], а
пишем ши?)
– Почему возникают ошибки при написании этих
сочетаний, в чем проблема? (Проблема в том, что
звуки [ж] и [ш] всегда твердые, но после них не
пишется буква Ы, а пишется буква И).
Вот так чудо из чудес:
Мы попали с вами в лес.
Здесь сейчас идет урок.
А учитель очень строг.
А с кем будем продолжать дальнейшую работу на уроке вы узнаете из загадки.
Перед волком не дрожал,
От медведя убежал,
А лисице на зубок
Всё ж попался….
Кто это? (Колобок)
Жил на свете Колобок,
Колобок – румяный бок.
Он из сказки укатился
И сегодня к нам, ребята,
На урок он прикатился
И как вы догадались, урок наш будет похож на сказку. Вы, конечно, вспомнили сказку, как она называется, кто её герои?
Волк, Медведь, Зайчик и Лиса –
Ну просто чудеса
И если с их заданиями
Ты справишься, дружок,
К бабушке и дедушке
Вернётся Колобок!
Первое задание мы вместе с Колобком поможем
выполнить кому?
– Прочитайте, спишите только слова с нашей
орфограммой.
– Обрадовался Зайка, поблагодарил Колобка за
помощь.
А колобок устал немного и предлагает отдохнуть
Физминутка
– Отдохнул Колобок вместе с ребятами на перемене и пошёл на урок.
Сел он за парту,
А тут к нему
Волк тихонько подошёл
Здравствуй, Колобок. Вот ты мне и попался. А зачем
я тебе?
Я с утра не ел совсем
Вот тебя сейчас я съем
Ничего у тебя не получится. Ты плохо правила
знаешь, а я со своими друзьями могу тебе помочь.
– Покажем волку, как мы умеем работать в группах.
1 группа: моставьте 4 слова с сочетанием ЖИ-ШИ.
2 группа: (работа на слайде). Вставить в слова
пропущенные сочетания: ЖИ или ШИ.
3 группа: изменить слово так, чтобы в нем было
сочетание ЖИ-ШИ.
Он доволен, остался, побежал в футбол играть, а наш Колобок задумался. Вдруг его кто-то за рукав дёргает. Поднял он голову, а перед ним…
Колобок, я тебя сейчас съем!
Что ты! Миша! Есть меня нельзя!
Посмотри со мной мои друзья!
Ладно, вкусный колобок,
Отпущу тебя дружок.
Пусть девчонки и мальчишки
Выполнят задания для Мишки
– Поможем, ребятки? и т.д
Всем известно, что использование игровых моментов и уроков в игровой форме, особенно в 1-м классе, являются необходимым средством активизации познавательной деятельности учащихся. Особенно интересно проходят уроки-экскурсии, уроки-путешествия, уроки-спектакли, уроки-сказки. Они позволяют сделать обучение доступным, помогают повысить активность детей.