Элементы народно-прикладного искусства на уроках и во внеурочной деятельности в начальных классах коррекционной школы VIII вида

Разделы: Начальная школа, Коррекционная педагогика


Постановка проблемы

Этнический состав населения республики Татарстан весьма неоднороден: в ней проживают представители 107 этнических групп, в том числе татары (51,3%), русские (41,0 %), а также чуваши, украинцы, удмурты, марийцы, башкиры, евреи и др.
Количественное исследование методом анкетирования было проведено в мае 2005 года в высших учебных заведениях городов Казани, Набережные Челны, Нижнекамска и Альметьевска в рамках международного исследовательского проекта «Национальное самосознание и межнациональные отношения глазами современной российской молодежи», выполняемого при содействии Академии наук Финляндии. Общий объем выборки составил 595 человек в возрасте от 17 до 23 лет (мужчин в выборке оказалось 37,5 процента, женщин – 62,5 процента). При этом к русским себя отнесли 39,5 процента опрошенных, к татарам – 56,5 процента, к другим этническим группам – 4 процента.
Как воспитывать и формировать национальное самосознание и гражданскую идентичность учащихся начальных классов коррекционных школ VIII вида через введение элементов национальной культуры на уроках и во внеурочной деятельности? 
На мой взгляд, работа по национальному самосознанию и гражданской идентичности, по приобщению детей к народным художественным промыслам России, в начальной школе важна и очень нужна, так как в народном искусстве непроизвольно и любовно воплощаются нравственная чистота и душевная красота людей, чего нам так порой не хватает в сегодняшней жизни.
Республика Татарстан многонациональна. Отсюда важна актуальность поставленной проблемы. Успешность воспитания национального самосознания и гражданской идентичности основана на формировании уважения, интереса к истории, обычаям, вероисповеданиям, фольклору, быту своего и других народов.

Цель проекта:  разработать комплект учебно-методических материалов для учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида по использованию элементов народно-прикладного искусства на уроках

  • трудового обучения,
  • изобразительного искусства,
  • развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,
  • во внеурочной деятельности.

Задачи проекта:

  • Изучение научно-методической литературы по проблеме.
  • Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного  прикладного искусства на уроках трудового обучения.
  • Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности.
  • Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народно – прикладного искусства на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
  • Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного  прикладного искусства во внеурочной деятельности.
  • Опубликовать комплект научно-методических материалов.

Целевая группа проекта: учащиеся 3-го класса и 4-го класса.

Срок реализации проекта: с 07.2011г. по 09.2013г.

Место реализации проекта: Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 VIII вида.

Этапы реализации проекта

1. Подготовительный (с 07.2011г. по 09. 2011г.)
2. Основной (с 10.2011г. по 05.2013г.)
3. Заключительный (с 06.2013г. по 09. 2013г.)

План мероприятий по реализации проекта

Наименование мероприятия

Место проведения

Срок проведения

Ответственный

Подготовительный этап
1 Изучение литературы по национальному самосознанию и гражданской идентичности. Казанская школа – интернат №1 VIII вида с 07.2011г. по 09.2011г. Учитель нач-х классов: Москвина Л.
2 Изучение литературы по теме: «Мастерство татарских народных умельцев». Казанская школа интернат №1 VIII вида с 07.2011г. по 09.2011г. Учитель начальных классов
3 Изучение литературы по теме: «Мастерство русских народных умельцев». Казанская школа – интернат №1 VIII вида с 07.2011г. по 09.2011г. Учитель начальных классов
Основной этап
1 Внеклассное мероприятие.
Тема работы: «Сказка о Казани».
Конкурс рисунков детей по придуманной сказке: «Сказка о Казани».
Казанская школа – интернат №1 VIII вида  10.2012г. Учащиеся 4 класса, куратор – учитель нач-х классов: Москвина Л.А.
2 Уроки по развитию речи на темы: «Казань. Улица, на которой расположена школа (ул. Тимирязева)»; «Улицы нашего города»; «Школьный и домашний адрес»;
Экскурсии на тему: «Улица Тимирязева», «Улица Челюскина».
Казанская школа – интернат №1 VIII вида 10.2011г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
3 Конкурс рисунков «Улицы нашего города». Казанская школа – интернат №1 VIII вида 11.2011г. Учитель нач-х классов
4 Региональный научно – методический семинар «Развитие художественно-творческой одаренности детей и подростков: российский и зарубежный опыт».
Выступление на секции с докладом на тему: «Внеклассные формы организации работы с детьми начальных классов с ограниченными возможностями здоровья».   
«Казанский (Приволжский) федеральный университет».

Институт филологии и искусств.

Отделение искусств.

11.2011г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
5 Кружок «Умельцы» на тему: «Основные цвета и элементы татарской росписи». Тренировочные упражнения по вырезыванию заготовок «калфачков», «тюбетеек». Казанская школа – интернат №1 VIII вида с10.2011г. по 01.2012г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
6 Уроки трудового обучения.
Аппликация на темы: «Калфачки» (женский головной убор), «Тюбетейки» (мужской головной убор).
Казанская школа – интернат №1 VIII вида 12.2011г.

 

01.2012г.

Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
7 Уроки ИЗО: «Калфачки», «Тюбетейки» (роспись). Казанская школа – интернат №1 VIII вида 01.2012г. Учитель начальных классов
8 Уроки развития речи на темы: «Казань – столица Татарстана», «Родной край», «Казанский Кремль». Казанская школа – интернат №1 VIII вида 02.2012г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
9 Конкурс рисунков «Достопримечательности Казанского Кремля» Казанская школа – интернат №1 VIII вида 03.2012г. Учитель начальных классов
10   Кружок «Умельцы». Вырезывание заготовок «чувяк» (тапочек), «ичеги читек» (сапожек). Казанская школа – интернат №1 VIII вида 03.2012г. Учитель начальных классов
11 Открытый урок.
Декоративное рисование в 3 классе по мотивам татарской росписи на тему: «Чувяки».
Казанская школа – интернат №1 VIII вида 04.2012г. Учитель начальных классов: Москвина Л.
12 Уроки труда. Аппликации на темы: «Чувяки», «Ичеги читек». Казанская школа – интернат №1 VIII вида 04.2012г. Учитель нач-х классов
13 Уроки развития речи на тему: «Транспорт нашего города»; «Беседа – экскурсия по Казани».
Конкурс рисунков по детским книгам Мусы Джалиля.
Урок развития речи на тему: «Муса Джалиль – герой и поэт»
Казанская школа – интернат №1 VIII вида 05.2012г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
14 Лекторий для родителей и выставка детских работ «Мастерство татарских народных умельцев». Стенды «Мир глазами детей» и «Достопримечательные места Казани» Казанская школа – интернат №1 VIII вида 05.2012г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
15 Проведение уроков, лектория для родителей, конкурсов, выставок, викторин, кружков, открытых уроков по теме: «Мастерство русских народных умельцев».
Стенды «Мир глазами детей», «Дымковская ярмарка».
Выставка детских работ «Вятский хоровод».
Казанская школа – интернат №1 VIII вида с 09.2012г. по 05.2013г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.
Заключительный этап
1 Оценка полученных результатов и выводов. Казанская школа – интернат №1 VIII вида с 06.2013г. по 08.2013г. Учитель нач-х классов
2 Презентация и обсуждение результатов. Подведение итогов, награждения и поощрения учеников за участие в проекте. Казанская школа – интернат №1 VIII вида с 06.2013г. по 09.2013г. Учитель начальных классов: Москвина Л.А.

Ожидаемые результаты реализации проекта:

1. Тесная связь теории с практикой, более глубокое изучение теоретических основ конкретного художественного ремесла, развивает интерес к творчеству мастеров народных художественных промыслов, расширяются и обогащаются представления детей об окружающем мире, воспитывается чувство гордости, национального самосознания, любви к родному краю – Татарстану, повышается гражданская идентичность.
2. Народное творчество – не только неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и неоценимое средство воспитания, приобщения современных подростков к сокровищам прикладной фольклорной культуры.
Это животворное, очищающее  влияние необходимо маленькому человеку.
Напившись из этого чистого родника, он познал бы сердцем родной народ, стал бы духовным наследником его традиций. А значит и вырос настоящим человеком.

Литература:

1. Салагаев А.Л. Межэтническая ситуация в Республике Татарстан: согласие, дискриминация и национализм (на материалах исследования студенческой молодёжи)/ А.Л.Салагаев, Р.Р.Сафин, И.Е.Туриянский/ Девиантное поведение в современной России в фокусе социологии: наркотизация, алкоголизация, преступность, коррупция/ Под ред. М.Е.Поздняковой, А.Л.Салагаева. М., 2005.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка – 1-е издание: СПб.-Норинт, 1998
3. Валеев Ф. Х. Народное искусство Татарстана / Татарское книжное издательство. 1984 – 171с.
4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство / М.– Просвещение. 2010 – 93с.

Приложение 1