Постановка проблемы
Этнический состав населения республики
Татарстан весьма неоднороден: в ней проживают
представители 107 этнических групп, в том числе
татары (51,3%), русские (41,0 %), а также чуваши,
украинцы, удмурты, марийцы, башкиры, евреи и др.
Количественное исследование методом
анкетирования было проведено в мае 2005 года в
высших учебных заведениях городов Казани,
Набережные Челны, Нижнекамска и Альметьевска в
рамках международного исследовательского
проекта «Национальное самосознание и
межнациональные отношения глазами современной
российской молодежи», выполняемого при
содействии Академии наук Финляндии. Общий объем
выборки составил 595 человек в возрасте от 17 до 23
лет (мужчин в выборке оказалось 37,5 процента,
женщин – 62,5 процента). При этом к русским себя
отнесли 39,5 процента опрошенных, к татарам – 56,5
процента, к другим этническим группам – 4
процента.
Как воспитывать и формировать национальное
самосознание и гражданскую идентичность
учащихся начальных классов коррекционных школ
VIII вида через введение элементов национальной
культуры на уроках и во внеурочной
деятельности?
На мой взгляд, работа по национальному
самосознанию и гражданской идентичности, по
приобщению детей к народным художественным
промыслам России, в начальной школе важна и очень
нужна, так как в народном искусстве
непроизвольно и любовно воплощаются
нравственная чистота и душевная красота людей,
чего нам так порой не хватает в сегодняшней
жизни.
Республика Татарстан многонациональна. Отсюда
важна актуальность поставленной проблемы.
Успешность воспитания национального
самосознания и гражданской идентичности
основана на формировании уважения, интереса к
истории, обычаям, вероисповеданиям, фольклору,
быту своего и других народов.
Цель проекта: разработать комплект учебно-методических материалов для учителя начальных классов коррекционной школы VIII вида по использованию элементов народно-прикладного искусства на уроках
- трудового обучения,
- изобразительного искусства,
- развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности,
- во внеурочной деятельности.
Задачи проекта:
- Изучение научно-методической литературы по проблеме.
- Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного прикладного искусства на уроках трудового обучения.
- Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного прикладного искусства на уроках изобразительной деятельности.
- Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народно – прикладного искусства на уроках развития устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности.
- Разработать учебно-методические материалы по использованию элементов народного прикладного искусства во внеурочной деятельности.
- Опубликовать комплект научно-методических материалов.
Целевая группа проекта: учащиеся 3-го класса и 4-го класса.
Срок реализации проекта: с 07.2011г. по 09.2013г.
Место реализации проекта: Казанская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат №1 VIII вида.
Этапы реализации проекта
1. Подготовительный (с 07.2011г. по 09. 2011г.)
2. Основной (с 10.2011г. по 05.2013г.)
3. Заключительный (с 06.2013г. по 09. 2013г.)
План мероприятий по реализации проекта
№ |
Наименование мероприятия |
Место проведения |
Срок проведения |
Ответственный |
|
Подготовительный этап | |||||
1 | Изучение литературы по национальному самосознанию и гражданской идентичности. | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с 07.2011г. по 09.2011г. | Учитель нач-х классов: Москвина Л. | |
2 | Изучение литературы по теме: «Мастерство татарских народных умельцев». | Казанская школа интернат №1 VIII вида | с 07.2011г. по 09.2011г. | Учитель начальных классов | |
3 | Изучение литературы по теме: «Мастерство русских народных умельцев». | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с 07.2011г. по 09.2011г. | Учитель начальных классов | |
Основной этап | |||||
1 | Внеклассное мероприятие. Тема работы: «Сказка о Казани». Конкурс рисунков детей по придуманной сказке: «Сказка о Казани». |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 10.2012г. | Учащиеся 4 класса, куратор – учитель нач-х классов: Москвина Л.А. | |
2 | Уроки по развитию речи на темы: «Казань.
Улица, на которой расположена школа (ул.
Тимирязева)»; «Улицы нашего города»; «Школьный и
домашний адрес»; Экскурсии на тему: «Улица Тимирязева», «Улица Челюскина». |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 10.2011г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
3 | Конкурс рисунков «Улицы нашего города». | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 11.2011г. | Учитель нач-х классов | |
4 | Региональный научно – методический
семинар «Развитие художественно-творческой
одаренности детей и подростков: российский и
зарубежный опыт». Выступление на секции с докладом на тему: «Внеклассные формы организации работы с детьми начальных классов с ограниченными возможностями здоровья». |
«Казанский (Приволжский) федеральный
университет». Институт филологии и искусств. Отделение искусств. |
11.2011г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
5 | Кружок «Умельцы» на тему: «Основные цвета и элементы татарской росписи». Тренировочные упражнения по вырезыванию заготовок «калфачков», «тюбетеек». | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с10.2011г. по 01.2012г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
6 | Уроки трудового обучения. Аппликация на темы: «Калфачки» (женский головной убор), «Тюбетейки» (мужской головной убор). |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 12.2011г.
01.2012г. |
Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
7 | Уроки ИЗО: «Калфачки», «Тюбетейки» (роспись). | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 01.2012г. | Учитель начальных классов | |
8 | Уроки развития речи на темы: «Казань – столица Татарстана», «Родной край», «Казанский Кремль». | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 02.2012г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
9 | Конкурс рисунков «Достопримечательности Казанского Кремля» | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 03.2012г. | Учитель начальных классов | |
10 | Кружок «Умельцы». Вырезывание заготовок «чувяк» (тапочек), «ичеги читек» (сапожек). | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 03.2012г. | Учитель начальных классов | |
11 | Открытый урок. Декоративное рисование в 3 классе по мотивам татарской росписи на тему: «Чувяки». |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 04.2012г. | Учитель начальных классов: Москвина Л. | |
12 | Уроки труда. Аппликации на темы: «Чувяки», «Ичеги читек». | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 04.2012г. | Учитель нач-х классов | |
13 | Уроки развития речи на тему: «Транспорт
нашего города»; «Беседа – экскурсия по Казани». Конкурс рисунков по детским книгам Мусы Джалиля. Урок развития речи на тему: «Муса Джалиль – герой и поэт» |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 05.2012г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
14 | Лекторий для родителей и выставка детских работ «Мастерство татарских народных умельцев». Стенды «Мир глазами детей» и «Достопримечательные места Казани» | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | 05.2012г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
15 | Проведение уроков, лектория для
родителей, конкурсов, выставок, викторин,
кружков, открытых уроков по теме: «Мастерство
русских народных умельцев». Стенды «Мир глазами детей», «Дымковская ярмарка». Выставка детских работ «Вятский хоровод». |
Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с 09.2012г. по 05.2013г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. | |
Заключительный этап | |||||
1 | Оценка полученных результатов и выводов. | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с 06.2013г. по 08.2013г. | Учитель нач-х классов | |
2 | Презентация и обсуждение результатов. Подведение итогов, награждения и поощрения учеников за участие в проекте. | Казанская школа – интернат №1 VIII вида | с 06.2013г. по 09.2013г. | Учитель начальных классов: Москвина Л.А. |
Ожидаемые результаты реализации проекта:
1. Тесная связь теории с практикой,
более глубокое изучение теоретических основ
конкретного художественного ремесла, развивает
интерес к творчеству мастеров народных
художественных промыслов, расширяются и
обогащаются представления детей об окружающем
мире, воспитывается чувство гордости,
национального самосознания, любви к родному краю
– Татарстану, повышается гражданская
идентичность.
2. Народное творчество – не только
неиссякаемый источник мудрости и красоты, но и
неоценимое средство воспитания, приобщения
современных подростков к сокровищам прикладной
фольклорной культуры.
Это животворное, очищающее влияние
необходимо маленькому человеку.
Напившись из этого чистого родника, он познал бы
сердцем родной народ, стал бы духовным
наследником его традиций. А значит и вырос
настоящим человеком.
Литература:
1. Салагаев А.Л. Межэтническая ситуация в
Республике Татарстан: согласие, дискриминация и
национализм (на материалах исследования
студенческой молодёжи)/ А.Л.Салагаев, Р.Р.Сафин,
И.Е.Туриянский/ Девиантное поведение в
современной России в фокусе социологии:
наркотизация, алкоголизация, преступность,
коррупция/ Под ред. М.Е.Поздняковой, А.Л.Салагаева.
М., 2005.
2. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь
русского языка – 1-е издание: СПб.-Норинт, 1998
3. Валеев Ф. Х. Народное искусство Татарстана
/ Татарское книжное издательство. 1984 – 171с.
4. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство /
М.– Просвещение. 2010 – 93с.